Электронные услуги в Республике Казахстан в 2020 году

Zakon.kz
Электронные услуги в Республике Казахстан в 2020 году

Электронные услуги в Республике Казахстан в 2020 году

 

В последние годы в Казахстане заметно ускорился переход компаний и организаций на цифровые платформы. В прошлом году доля организаций, использующих компьютеры, составила уже 83,9%, против 77,7% годом ранее. Доля организаций, имеющих доступ к интернету, увеличилась с 75,1% до 81,1%. В текущей ситуации, связанной с ведением карантина, интернетизация и цифровизация позволят компаниям страны безболезненно перейти на новый формат осуществления своей деятельности.

Напомним: из-за введения чрезвычайного положения в стране частные компании и государственные органы перешли на дистанционный формат работы и предоставления услуг. По поручению президента страны 70% госслужащих были переведены на удалённую работу. На облачный документооборот переведён 21 госорган. Ранее министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев сообщил, что в стране более 80% (565) государственных услуг уже доступны для получения онлайн.

C момента закрытия ЦОН-ов гражданами самостоятельно было получено свыше 2,5 млн услуг. Всего с начала года в электронном виде населением получено свыше 9 млн госуслуг — этот показатель с каждым днем растёт, причём темпы ускоряются.

Стоит заметить, что из-за большой нагрузки на портал электронного правительства периодически происходили сбои в системе, хотя на сегодняшний день работа портала стабилизировалась. Спикер Сената Дарига Назарбаева отметила, что данная ситуация вскрыла массу проблем с функционированием государственных информационных ресурсов и электронных услуг в стране. Она заявила, что госпрограмма «Цифровой Казахстан» нуждается в срочном пересмотре с учётом проблем, которые обнажил кризис.

Перечень услуг в министерствах страны состоит из 638 услуг, из них 86,8%, или 554 услуги, могут предоставляться электронным способом. Больше всего услуг в электронном формате предоставляют Министерство индустрии и инфраструктурного развития (102 услуги), Министерство сельского хозяйства (58), Министерство юстиции (52 услуги).

Наиболее популярными электронными услугами в электронном правительстве страны являются:

• регистрация рождения ребёнка;

• назначение пособий на рождение ребёнка и по уходу за ребёнком;

• выдача справки о наличии либо отсутствии судимости;

• выдача информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчика Единого накопительного пенсионного фонда.

В категории «Социальное обеспечение» самой популярной услугой ожидаемо является именно выдача информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчика. Поэтому особенно важно то, что среди государственных учреждений одним из наиболее подготовленных к переходу на дистанционный формат предоставления услуг является Единый накопительный пенсионный фонд, который не только интегрировал свои услуги в систему электронного правительства (egov), но и развивает собственные сервисы. В течение последних нескольких лет была проведена активная работа по переводу услуг фонда в электронный формат. Так, в целом в 2019 году количество электронных услуг увеличилось на 36% за год, до 13,6 млн услуг; это составляет более 80% от общего количества. Предоставление услуг в офисах составило 18,5% (3,1 млн услуг), а выездное обслуживание — 1% (170,5 тыс. услуг).

В общей сложности ЕНПФ с помощью приложения и сайта предоставляет следующие виды электронных услуг:

• заключение договора о пенсионном обеспечении за счёт добровольных пенсионных взносов (в свою пользу);

• внесение изменений и (или) дополнений в реквизиты, в т. ч. способ информирования;

• просмотр выписки с индивидуального пенсионного счёта (ИПС);

• получение выписки с ИПС на электронный адрес;

• получение справки о наличии ИПС;

• получение заявления об открытии ИПС/договора о пенсионном обеспечении в новой редакции («дубликат»);

• подача заявления о назначении пенсионных выплат в связи с установлением инвалидности I или II группы бессрочно;

• отслеживание статуса заявления на выплату и (или) переезд.

Самым популярным запросом у вкладчиков является получение выписки с индивидуального пенсионного счёта: в электронном виде в 2019 году эта услуга была запрошена около 13,5 млн раз. Также посредством цифровых технологий было принято более 62,3 тыс. заявлений на изменение реквизитов, 5 тыс. заявлений на открытие ИПС. По иным услугам в электронном формате также наблюдается существенный рост.

По итогам 2019 года значительно выросло число дистанционных обращений в ЕНПФ: 705 тыс. обращений — на 30% больше показателей 2018 года (543,1 тыс.). Более чем в 3,8 раза увеличилась частота консультирования в мессенджерах — до 148,2 тыс. обращений. Количество обращений через call-центры выросло на 19,7% за год, до 425,2 тыс., а через сайт фонда — на 40,4%, до 9,1 тыс. Разнообразие каналов связи и рост нагрузки на них подтверждают: сегодня ЕНПФ является высокотехнологичной и доступной для каждого вкладчика организацией.

Заметим: за счёт оптимизации бизнес-процессов пенсионного фонда, автоматизации и перехода на электронные услуги за три года, с 2017 по 2019 год, штатная численность была оптимизирована на 25%, или 567 человек. В результате расходы на оплату труда, в сравнении с 2016 годом, были сокращены на 13,2%. Оптимизация продолжилась и в 2020 году: за три месяца штатная численность сокращена ещё на 51 штатных единиц, или 2,8 %. С учётом дальнейшего развития цифровых услуг тенденция, очевидно, будет продолжена.

Тем временем растёт и подготовленность населения Казахстана к цифровой трансформации страны. Компетенции граждан растут сообразно требованиям времени. Так, уровень цифровой грамотности населения в возрасте от 6 лет и старше увеличился с 77,3% в 2018 году до 79,9% в 2019-м. Учитываются казахстанцы, владеющие навыками использования персонального компьютера, смартфона, планшета, ноутбука; способные применять стандартные программы; имеющие достаточные знания для получения услуг и сервисов через сеть Интернет.

Среди регионов страны наибольший уровень цифровой грамотности населения приходится на Нур-Султан (87,8%), Алматы (86,3%) и Алматинскую область (85,6%). Также в ТОП-5 вошли Атырауская область (81,1%) и город Шымкент (80%).

В целом в стране доля пользователей компьютером в возрасте 6-74 лет увеличилась в 2019 году до 82,2% (в 2018-м — 80,3%), доля пользователей сети Интернет — до 84,2% (в 2018-м — 81,3%).

Таким образом, во время карантина, связанного с пандемией коронавируса, около 80% граждан Казахстана старше 6 лет могут без особых проблем пользоваться дистанционными средствами коммуникаций для выполнения работ или получения разных видов услуг.

 

Астана
Актау
Актобе
Алматинская область
Алматы
Казахстан
Кызылорда
Семей
2020 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

SMS с 1414: к казахстанцам с важным предупреждением обратилось Министерство ИИ

МВД Казахстана обратилось к водителям с важной информацией

Назван курс доллара к тенге в 2026 году

Морозы уходят: Казахстан ждет потепление до +8°С

Когда в Алматы вернется тепло и чего ждать от погоды Астане и Шымкенту