Концепцию региональной политики на пять лет разработали в Казахстане

Фото: акимат Жамбылской области
Подготовлено постановление правительства "Об утверждении Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2025-2030 годы", сообщает Zakon.kz.

Документ определяет ключевые направления развития регионов страны, направленные на достижение сбалансированного территориального роста и повышение качества жизни граждан.

Что сейчас

В концепции также дается анализ текущей ситуации. При этом отмечается, что, несмотря на общую положительную динамику и достигнутые результаты, объективные различия в социально-экономическом положении регионов обусловливают их неравномерное развитие.

С учетом географического расположения, экономической специализации, характера рыночных связей и системы расселения населения в Казахстане выделяются 5 макрорегионов:

По ключевым социально-экономическим параметрам наблюдаются значительные разрывы как между регионами, так и относительно среднереспубликанского уровня.

Так, самые высокие заработные платы отмечаются в Западном макрорегионе (Атырауская, Мангистауская области), в Центрально-Восточном макрорегионе (Улытау), а также в крупных агломерациях Астане и Алматы. В то же время в Южном и Северном макрорегионах средняя заработная плата ниже среднереспубликанского уровня (в среднем по РК за 2023 год – 364,3 тысячи тенге).

Разрыв по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (средняя по РК – 5,2%) между регионами в 2023 году составил 3,7 раза. Наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума отмечается в Южном макрорегионе (от 6,4% до 9%), а также в Западном макрорегионе, в частности в Мангистауской (7%) и Кызылординской (6,2%) областях.

Указывается, что в Западном и Южном макрорегионах уровень безработицы превышает среднереспубликанский уровень (4,7%). Однако официальная статистика не учитывает долю самозанятого населения, которое часто не имеет стабильного дохода и постоянной работы. Поэтому фактический уровень безработицы может не полностью отражать реальную ситуацию на рынке труда.

В Западном и Южном макрорегионах также отмечается высокая доля самозанятого населения (от 27% до 37%). 

Из документа следует, что наибольший отток населения наблюдается в Южном макрорегионе, особенно в Туркестанской (184,8 тысячи человек), Жамбылской (116,4 тысячи человек), Алматинской (85,5 тысячи чел.) областях, а также в Кызылординской (48,6 тысячи человек), Восточно-Казахстанской (67,9 тысячи человек), Северо-Казахстанской (47,6 тысячи человек) и Карагандинской (43,8 тысячи человек) областях.

При этом особенно заметный отток наблюдается среди трудоспособного населения, которое активно переезжает в крупные города в поисках работы и лучших условий жизни.

Наибольший рост населения приходится на города республиканского значения, южные и западные регионы. Снижение населения наблюдается в Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, а также в областях Абай и Жетысу. За пятилетний период численность населения в этих регионах сократилась на 40,8 тысячи человек. 

Вместе с тем говорится, что удельный вес пожилого населения в возрасте 65 лет и старше стремительно растет. 

В настоящее время в Казахстане насчитывается 20 моногородов (Курчатов, Степногорск, Хромтау, Кулсары, Алтай, Риддер, Аксай, Абай, Балхаш, Темиртау, Шахтинск, Житикара, Лисаковск, Рудный, Жанаозен, Аксу, Экибастуз, Кентау, Каражал, Сатпаев), в которых проживают 1 349 224 человек (около 11% городского населения страны), из них:

Разработчики отмечают, что в последние годы количество моногородов в стране сократилось с 27 до 20.

Пересмотр перечня моногородов стал ключевым шагом в совершенствовании управления их социально-экономическим развитием. 

В документе представлено видение развития регионов. Так, предусматривается, что развитие регионов будет идти с учетом их особенностей: крупные города формируют экономические центры роста, а малые города и сельские территории требуют дополнительных мер для улучшения инфраструктуры и создания рабочих мест.

Что ожидается

Ожидается, что к 2030 году в развитии регионов и реализации региональной политики произойдут следующие качественные изменения, способствующие повышению качества жизни граждан страны, а также долгосрочному и устойчивому развитию национальной экономики:

Таким образом, видение развития регионов и реализации региональной политики охватывает три основных направления: обеспеченность населения регионов качественной базовой инфраструктурой (социальной, инженерной, транспортной) и комфортной городской средой, реализованный экономический потенциал в промышленности, АПК и транспортно-логистическом комплексах, туризме, а также эффективное институциональное обеспечение развития регионов.

В рамках первого направления будут решаться вопросы снижения критических разрывов в обеспеченности базовой инфраструктурой (объектами образования, здравоохранения, инженерной, транспортной инфокоммуникационной инфраструктуры) в сравнении со среднереспубликанским уровнем и удовлетворения потребностей регионов в строительстве новых объектов базовой инфраструктуры с учетом перспектив развития.

Приоритетное внимание будет уделено объектам с наиболее острыми проблемами. Комплексное благоустройство повысит качество городской среды, улучшит экологическую ситуацию и создаст комфортные условия для жизни населения. Развитие общественных пространств, озеленение и модернизация инфраструктуры увеличат привлекательность территорий, стимулируя внутренний туризм, малый и средний бизнес, а также инвестиционную активность регионов.

В МНЭ отметили, что в целом проект Концепции направлен на стимулирование равномерного развития инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса, повышение уровня жизни в регионах и снижение разрыва в доходах между городами и селами.

К 2030 году планируется значительное улучшение доступа к чистой воде, модернизация дорожной сети, строительство новых школ и больниц. Доля малого бизнеса в экономике должна вырасти до 45%, а качество жизни в малых городах и сельских районах значительно улучшится.

Проект предусматривает развитие регионов с учетом их особенностей и экономической специализации, включая развитие промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли.

Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 7 апреля.

Ранее мы рассказали, что разработан дизайн-код Туркестана, а также правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования.

Открытые НПА
МНЭ РК
Правительство РК
Казахстан
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель