Социальноэкономические предпосылки формирования ювенальной юстиции в современном Казахстане /Б. Толеубекова/

Б. Толеубекова, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая

Интерес к проблемам ювенальной юстиции стал активно проявляться в первые годы XXI столетия. 2001-2003 годы - начало обращения теоретиков и практиков к новой для Казахстана сфере отношений, очерченной понятием «ювенальная юстиция». Справедливости ради надо сказать, что проблемы регулирования отношений с участием несовершеннолетнего - это обязательный элемент комплекса решаемых правоведами вопросов. Поэтому нельзя утверждать, что до обращения к понятию ювенальной юстиции национальное право Казахстана не знало о том, что взаимоотношения, в круг которых вовлечен несовершеннолетний, нуждаются в особых механизмах, методах и средствах своего регулирования. Актуализация ювеналистики связана с тем, что последняя позволяет свести в единую систему все векторы соответствующих взаимоотношений: гражданских, уголовных, пенитенциарных, административных, процессуальных, и тем самым свести к ничтожному противоречия, объективно возникающие при автономном регулировании этих отношений.

Социальноэкономические предпосылки формирования ювенальной юстиции в современном Казахстане

 

 

Б. Толеубекова, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая

 

Интерес к проблемам ювенальной юстиции стал активно проявляться в первые годы XXI столетия. 2001-2003 годы - начало обращения теоретиков и практиков к новой для Казахстана сфере отношений, очерченной понятием «ювенальная юстиция». Справедливости ради надо сказать, что проблемы регулирования отношений с участием несовершеннолетнего - это обязательный элемент комплекса решаемых правоведами вопросов. Поэтому нельзя утверждать, что до обращения к понятию ювенальной юстиции национальное право Казахстана не знало о том, что взаимоотношения, в круг которых вовлечен несовершеннолетний, нуждаются в особых механизмах, методах и средствах своего регулирования. Актуализация ювеналистики связана с тем, что последняя позволяет свести в единую систему все векторы соответствующих взаимоотношений: гражданских, уголовных, пенитенциарных, административных, процессуальных, и тем самым свести к ничтожному противоречия, объективно возникающие при автономном регулировании этих отношений.

Таким образом, проблемы ювеналистики в Казахстане были и решались всегда. Но, как уже отмечено нами, не были сведены в единую систему все виды и отрасли отношений, регулируемых нормами права. В системности и комплексности заключается основное преимущество постановки и решения правовых проблем с участием несовершеннолетнего в пределах феномена «ювенальная юстиция». Очевидно, что механическое сведение воедино означенного круга проблем еще не есть ювенальная юстиция. Все детали и части механизма правового регулирования должны находиться в согласии между собой, быть в гармонии, не быть искусственно навязанными. А достижение этого требует глубокого изучения истоков, питающих ювеналистику.

Спустя 10 лет приверженцы идеи создания ювенальной юстиции в нашей стране отмечают достаточно серьёзные результаты деятельности как неправительственных организаций, так и представителей официальных органов государственной власти и управления.

Анализируя, оценивая и обобщая достигнутые в интересующей нас части результаты, можно утверждать, что сделано немало. Однако на этом проблемы не исчерпаны. Если этап формирования состоялся, то надо продолжить работу по становлению ювенальной юстиции. В противном случае проделанное грозит превратиться в разовую, хорошо пропиаренную кампанию.

Становление ювенальной юстиции, являясь очередной задачей в общей системе государственной правовой политики, может пойти по одному из двух путей. Первый путь - это классический, пройденный странами пионерами в этой области: США, европейскими государствами. Второй путь - придать новое содержательное наполнение, адекватное современным запросам социума. Как нам представляется, следование классическим формам ювенальной юстиции без учета современных приоритетов в структуризации общества, характера влияния глобализационных процессов на мировоззренческий комплекс, особенностей экономики на микро- и макроуровнях, без осознания места своей страны на экономической и политической аренах мира, без объективной оценки уровня развития национальной правовой системы, - это тупиковый путь, ведущий к повторению чужих ошибок, их усугубление на фоне особенностей жизни и деятельности казахстанского общества в современных условиях.

Основываясь на том, что выявление социально-экономических предпосылок формирования общественно значимых феноменов, знание их влияния на формирование взглядов общества на те или иные явления, выработка на их основе путем дальнейшего поддержания и развития положительных тенденций, рациональных рекомендаций, является необходимым атрибутом научного познания вообще, юридического в частности, мы ставим перед собой задачу осуществления пилотажных подходов к выявлению социально-экономических предпосылок, обусловивших формирование ювенальной юстиции в Республики Казахстан.

Мы полагаем, что обращение к ювенальной юстиции - это результат феноменализации комплекса социальных и экономических процессов, которые всегда находятся в состоянии взаимной связи и обусловленности. Эта взаимосвязь не требует специальных объяснений хотя бы потому, что социальные проблемы возникают, обостряются и разрешаются вместе с возникновением, обострением и разрешением экономических проблем. Чем острее экономические противоречия, тем непримиримее социальные противоречия. Таким образом, оба компонента - социальные процессы и экономические процессы - суть разные грани одного явления, которые ярче всего проявляются в эпоху кризисов. Экономический кризис неизбежно порождает кризис нравственный, духовный, интеллектуальный, что негативно отражается на здоровье нации в широком смысле.

Имманентная связь и взаимная обусловленность социальных и экономических процессов не позволяет прибегать к их искусственной дифференциации в пределах задач, относимых к сфере ювенальной юстиции. Отсюда, мы предпринимаем попытку их комплексного рассмотрения. 

В связи с изложенным выше, представляют определенный интерес позиции отдельных исследователей по вопросу о «фазе» процессов обращения к проблемам ювенальной юстиции в стране. Так, еще в 2003 году С.Ф. Бычкова писала: «Ювенальная юстиция в Республике Казахстан лишь вступает в фазу интенсивного развития, в связи с чем представляются необходимыми как выработка программы ее развития, так и заблаговременная подготовка отдельных элементов /1/. В том же году С. Алина писала: «В Казахстане впервые вводится понятие ювенальной юстиции.

В конце уходящего года организаторы эксперимента по внедрению ювенальной юстиции в Казахстане, проводимого под эгидой Фонда «Сорос-Казахстан», подвели неутешительные итоги, и пришли к выводу, что принимаемые меры по отношению к несовершеннолетним правонарушителям далеки от совершенства и вместо воспитательного воздействия имеют прямо противоположный результат» /2/.

В литературе и СМИ имеют место и иные суждения: от восторженных реляций до скептических оценок результатов реализации различных программ, проектов, концепций.

Это небольшое отступление нам представляется уместным потому, что ювенальная юстиция - это система не только судебно-правовая, но и социальная. Как всякая система, она требует определенного времени для своего строительства. Чтобы имело место развитие, система уже должна сложиться. Поэтому говорить о фазе интенсивного развития, когда система как таковая еще не просматривается, по крайней мере, рано. Тем более что стартовым временем для начала работы по формированию ювенальной юстиции в Казахстане принято считать 17 ноября 2001 года, когда в Астане с участием с казахстанской стороны Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, а также с венгерской стороны Института конституционной и правовой политики (г. Будапешт), Фонда «Сорос-Казахстан» был подписан протокол о реализации пилотного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане». Иными словами, по прошествии двух лет с указанного момента практически нельзя достичь таких результатов, на основе которых возможно «дальнейшее развитие»

В подтверждение сказанного уместно сослаться на мнение Б. Рамазана. Год назад (2011 г.) указанный автор писал: «В Республике Казахстан пока еще не восприняты попытки в создании и организации ювенальной юстиции как целостной системы государственных органов и социальных служб, специализированно занимающихся проблемами несовершеннолетних. Поэтому государству сегодня, не останавливаясь на достигнутом, следует приложить максимум усилий в деле дальнейшего совершенствования механизмов защиты прав и свобод несовершеннолетних» /3, с. 21/.

Официальная политика страны в сфере ювенальной юстиции начинается с 19 августа 2008 года, т.е. с момента подписания Президентом РК Н.А. Назарбаевым Указа «О Концепции развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы».

Таким образом, на сегодняшний день целесообразнее говорить о формировании ювенальной юстиции как о состоявшемся факте, и о процессе ее становления как института в настоящее время. Когда фаза становления будет преодолена, можно строить прогнозы и планы по дальнейшему развитию ювенальной юстиции.

Рассмотренный аспект представляется важным по следующим соображениям:

- правильное определение фазы (этапа, стадии, ступени) в общем процессе явления выступает основой для построения программы следующей фазы. Дело в том, что то, что приемлемо для начальной фазы, не годится для иной (например, кульминационной или завершающей) фазы;

- для каждой фазы социально значимого процесса характерны только ей присущие методы и средства целенаправленного воздействия, влекущего запрограммированный результат.

Поэтому, определяя состояние процессов вокруг ювенальной юстиции, мы склоны считать, что сегодняшнее решение проблем пока находится в рамках фазы ее (ювенальной юстиции) становления.

Итак, в качестве социально-экономических предпосылок, актуализировавших проблему создания (формирования) ювенальной юстиции в Республике Казахстан, мы усматриваем следующее.

 

1.Крушение социалистической системы, апофеозом или знамением которого явился распад СССР

Разрушение политической системы явилось, прежде всего, следствием несостоятельности социального и экономического концептов государства-гиганта. Миф о благоденствии в социалистическом обществе был развенчан самим фактом развала некогда самого крупного в мире государства в лице СССР.

Распад СССР отразился на состоянии многих ранее общественно значимых институтов. Вместе с размежеванием государств, приобретших суверенитет, имел место отказ от всего того, что составляло систему общественных ценностей в социалистическом государстве. Так, сами собой распались молодежные организации в лице ленинского комсомола, пионерии, стали восприниматься как нечто архаичное октябрятские движения в начальных классах общеобразовательных школ, отошли в прошлое ДНД (Добровольные народные дружины), ОКД (оперативные комсомольские дружины), студенческие строительные отряды, перестали функционировать дома и дворцы пионеров, детского творчества, выпали из некогда богатейшего арсенала средств патриотического воспитания и спортивного развития такие организационно-игровые формы работы с несовершеннолетними, как «Орленок», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Красный следопыт», «По местам боевой славы» и т.д.

Образовавшаяся пустота не была заполнена новыми более эффективными формами и видами работы с несовершеннолетними. Ситуация усугубилась обострением проблем «взрослых»: удорожанием жилья, ростом безработицы, усилением внешней (часто незаконной) и внутренней миграции населения, необходимостью оплачивать послешкольное образование и т.п.

Об этих явлениях говорят казахстанские криминологи Т.К. Акимжанов и Г.С. Мауленов. В частности, они указывают: «Следует объективно признать, что в последние годы в республике недостаточно внимания уделяется нравственному правовому и физическому воспитанию несовершеннолетних и молодежи, о чем наглядно свидетельствует рост преступных, антиобщественных проявлений с их стороны, порой совершаемых с особой жестокостью.

Статистические данные свидетельствуют, что среди подростков значительно распространились пьянство, употребление наркотиков, токсических средств, бродяжничество и попрошайничество, безнадзорность» /4 с. 222/.

Названные авторы отмечают, что « в последние годы особую тревогу вызывают происходящий в республике процесс еще большего омоложения преступности несовершеннолетних /4, с. 225/. Этот социально значимый факт Т.К. Акимжанов, Т.С. Мауленов связывают с комплексом причин, достаточно зримо и весомо сформировавшихся в первое после суверенизации Казахстана десятилетие. В числе таких причин ими называются: преимущественно неблагоприятные обстоятельства нравственного формирования личности правонарушителей; недостатки в идейно-воспитательной, нравственной и правовой работе; недостатки в организации культурного досуга подростков и молодежи; ошибки и упущения в деятельности государственных, правоохранительных органов и общественных организаций; отрицательное влияние на несовершеннолетних антиобщественных элементов из числа взрослых /4, c. 226/.

Для первого десятилетия Республики Казахстан как суверенного государства присуще резкое изменение характера и содержания внутренней структуры организации и учреждений, специально созданных для несовершеннолетних. Это стало следствием значительного падения уровня обеспеченности населения такого рода организациями и учреждениями. Так, на 1 января 1998 года по данным Министерства образования, культуры и здравоохранения РК отмечено:

- с 1991 по 1997 гг. число интернатских учреждений сократилось на 1042 единицы, внешкольных учреждений (музыкальные, художественные школы, станции юных натуралистов, техников, спортивные школы, стадионы и пр.) - на 937 единиц;

    - количество школ в 1998 году по сравнению с 1995 годом уменьшилось на 476;

- закрыто 6838 детских садов и яслей;

- уволено педагогов: 1991 г. - 3500, 1995 г. - 9222, 1997 г. - 13 000 /4, c. 242/.

Для постперестроечного времени характерны такие умонастроения превалирующей части учащейся молодежи, как узкий прагматизм, утилитарный подход к окружающей действительности и к своему жизненному пути, потребительское отношение к жизни.

По мнению Б.С. Айтимовой, основной причиной этих негативных явлений стали не столько просчеты в определении приоритетов развития высшей школы, сколько несоответствие традиционных моделей высшего образования «вызовам» современной, социально-экономической и культурной ситуации. Это несоответствие обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, потерей на начальном этапе реформ идеологических ориентиров в обществе, в частности, в сфере воспитания и социализации молодого поколения и связанной с этим дискредитацией общественного идеала всесторонне развитой личности. Старая парадигма была резко раскритикована и отброшена, а новая находилась лишь только в стадии своего зарождения, лишь обретая аксиологические смыслы.

Во-вторых, вхождение страны в рынок, крах тоталитарного общества и его морального кодекса активизировали в молодежной среде такие негативные явления, как неверие в социальный прогресс, неуверенность в жизни, комплекс социальной неполноценности, моральной ущербности, эгоцентризм и, что особенно важно, падение нравственных ценностей.

В-третьих, до сих пор еще бытует искусственное разделение обучающего и воспитывающего начал в работе образовательных учреждений, когда процесс воспитания сосредотачивается преимущественно в рамках внеклассной (внеаудиторной) работы и проявляется в виде традиционной системы воспитательных «мероприятий» /5, с. 5/.

 

2.Суверенизация государств, ранее входивших в состав СССР

Сам по себе это процесс необходимый и позитивный с точки зрения самоопределения титульной нации. Вместе с тем политическая свобода без заранее продуманной программы дальнейшего развития государства грозит анархией. Начальный этап обретения Казахстаном суверенитета не был поддержан соответствующей политической программой. В результате имел место стихийный, почти бунтарский отказ от всего, что было связано с социализмом, без права на преемственность настоящих ценностей, накопленных в советский период государственности.

На передний план выдвинулись «взрослые» проблемы. На этом фоне проблемы несовершеннолетних стали принимать гораздо более острые формы. 

Во взаимосвязи с изложенным сошлемся на мнение классиков диалектического материализма, которое, на наш взгляд, не потеряло своей актуальности в современных условиях.

В своей известной работе «Святое семейство, или критика критической критики» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Не требуется большой остроты ума, чтобы усмотреть необходимую связь между учением материализма о прирожденной склонности людей к добру и равенству их умственных способностей, о всемогуществе опыта, привычки, воспитания, о влиянии внешних обстоятельств на человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами. Если человек … свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность, то должно не наказывать преступления отдельных лиц, а уничтожить антисоциальные источники преступления и предоставить каждому необходимый простор для его насущных жизненных проявлений. Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества…» /6, с. 273-274/. В этом заключена целая программа, реализация которой потребовала бы смены не одного поколения. Современная интерпретация позволяет сформулировать отдельные положения, вытекающие из приведенных суждений К. Маркса и Ф. Энгельса, которые имеют отношения к ювенальной юстиции:

- преступления легче предупредить, чем бороться с ними;

- преступления - это специфическое отражение уровня благосостояния общества. Чем глубже социальные, экономические, политические противоречия, тем сильнее общество поражено антиобщественным поведением его отдельных представителей;

- преступность - это результат комплекса общественных процессов, управление которыми является неэффективным, нерациональным, ошибочным, не отвечающим реальным запросам общества;

- создание благоприятных условий, при которых частный интерес совпадает с интересами общества в целом, с общечеловеческими интересами, необходимо понимать не только в материальном, но и в нравственном, воспитательном смысле.

Очевидно, что тезис об уничтожении антисоциальных источников преступления, внешне будучи весьма привлекательными, с научной точки зрения не более чем благое намерение. Вместе с тем стремиться к уничтожению антисоциальных источников преступления обязано любое общество, любое государство.

Первые годы суверенизации были наполнены поисками дальнейшего пути экономического, правового, политического развития; создавались новые институты права, в зачаточном состоянии находилась система национального права, в которой было немало противоречий. Старая система государственного управления не работала, новая еще только начала создаваться. В результате все то, что имело отношение к государственной системе регулирования процессов, связанных с несовершеннолетними, оказалась в крайне запущенном состоянии.

 

3. Время стихийного накопления капитала

Тяжелый, но неизбежный этап, который проходят страны, вставшие на путь капитализации отношений. Личные интересы на фоне общего экономического, политического, социального, правового хаоса преобладают над интересами общества в целом. Переоценка ценностей, хищнический раздел и захват материальных объектов, представляющих источники для личного обогащения, в корне изменили отношение имущей части населения к решению социальных и иных проблем. Вплоть до конца ХХ века процессы капитализации носили полуправовой стихийный характер. Основное направление в законотворчестве было посвящено регулированию именно экономических отношений. Каких-либо существенных актов, ориентированных на упорядочение состояния дел, связанных с несовершеннолетними правонарушителями, принято не было. Основной акцент делался на акты по борьбе с коррупцией, наркопреступностью, по осуществлению приватизации, акционирования и т.п.

Национальная буржуазия находилась на начальном этапе своего формирования. А «детские» проблемы продолжали оставаться вне поля зрения. Государство в этой части свои функции не выполняло.

Размышляя о функциях государства, К. Маркс считал, что истинная «общественно-воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии. Само государство воспитывает своих членов тем путем, что делает их членами государства, что оно превращает частные цели во всеобщие, грубый инстинкт - в нравственные склонности, природную независимость - в духовную свободу; тем путем, что отдельная личность сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в сознании каждой отдельной личности» /7, c. 265/. 

 

4. Разрушение стереотипов в области семейных отношений

Смена форм государственности объективно влечет разрушение стереотипов, складывавшихся в области семейных отношений. Отношения, некогда порицавшиеся обществом, стали носить открытый характер. Гражданские браки стали обычным явлением, увеличилось количество неполных семей, половая свобода приняла угрожающие масштабы, переходящие в половую распущенность. Мужская половина населения заняла иждивенческую, выжидательную позицию. Женщина приняла на себя все бремя материального обеспечения семьи, одновременно отдалившись от такой важнейшей функции, как воспитание детей.

Вместе с тем возрастные потребности нравственного, психологического характера, не находя своего восполнения в семье, повышали свою остроту и прорывались вовне спонтанно в виде неадекватной реакции несовершеннолетнего на события и явления в окружающей среде. Так называемый «переходный возраст» в процессе взросления несовершеннолетнего во многих семьях приобрел неконтролируемый характер с соответствующими последствиями. Ситуация подогревалась нездоровым интересом отдельной части казахстанских нуворишей к вопросу об узаконении многоженства. Более циничного отношения к семье и браку, положению детей в семьях трудно представить (но это самостоятельная тема).

Значение и содержание семейного и школьного воспитания обусловлено возрастными особенностями несовершеннолетнего. Как отмечает М.С. Нарикбаев, «общепсихологический подход в структурировании личности весьма важен, поскольку он отражает динамизм в ее развитии, особенно при выделении направленности личности, которая с возрастом получает более конкретное воплощение. В процессе становления личности, закладки ее фундамента (а это подростковый период) такая детализация также, безусловно, важна, поскольку направленность психологического, нравственного и социального поведения еще не определена и ее можно скорректировать» /8, с. 5-6/. 

Далее М.С. Нарикбаев обращает внимание на то, что особенности личностного аспекта преступности несовершеннолетних обусловлены своеобразной психологией, характерной для лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а также спецификой взаимодействия формирующейся личности и окружающей ее биосоциальной средой. Здесь имеет значение особая социальная нагрузка, которую несет в себе данная возрастная группа, - это подростки, переживающие наиболее трудное время своего мироощущения и в то же время наиболее ответственное для себя и для общества время, поскольку в этот период закладывается фундамент определенного общественного поведения, от которого в дальнейшем будет зависеть не только судьба конкретного человека, но и сопряженных с ним людей (социальных групп) /8, с. 6/.

Важно знать и понимать, что «микромир подростка - это его семья, школа, двор (улица), которые формируют начальное его мировоззрение, образуя определенный социум его бытия. И очень важно, чтобы ранимая психика подростка нашла понимание в его микросфере» /8, с. 6/. Данное обстоятельство актуализирует, по мнению М.С. Нарикбаева, проблему социально - психологической детерминации поведения подростка, в том числе, криминогенного.

Как справедливо отмечает С.М. Иншаков, наряду с семьей разрушаются многие институты воспитания (например, практически полное разрушение системы правового воспитания, деградация школьной системы) и системы социального контроля. Это также было характерным для первого десятилетия Казахстана в условиях суверенизации. За замечание, сделанное девочке, которая курит, распивает спиртное или сквернословит, сегодня представитель общественности может поплатиться жизнью или здоровьем. Неуверенность в завтрашнем дне способствует развитию пьянства и алкоголизма. Расширение теневой экономики и криминального бизнеса генерирует наркотизм и проституцию, которые можно рассматривать как отправные точки деградации и криминализации женщин, включая несовершеннолетних девочек /9, с. 263/.

 

5. Рост женской преступности

Исследование социально-экономических процессов говорит о том, что с ними связано такое страшное явление, как рост женской преступности. Так, М.В. Чокина пишет: «С обретением Казахстаном независимости и перехода к рыночным отношениям возникло множество проблем экономического характера, таких как сокращение доходов населения, рост безработицы, отмена льгот и т.д. Все эти негативные процессы прежде всего сказались на женском населении молодого государства. 

Наиболее острой проблемой, способствующей росту женской преступности, является ситуация на рынке труда» /10, с. 255/. В подтверждение этого тезиса ею приводятся данные Агентства РК по статистике: в 1995 г. численность безработных женщин составляла 83 957 человек, а в 1999 г. - уже 149 449 человек. Причем это только официальные данные. Фактическое положение дел отличается гораздо большей остротой. Наиболее уродливой формой проявления женской преступности является убийство матерью новорожденного ребенка.

Эта проблема осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, совершается убийство новорожденного; во-вторых, убийство нередко совершается несовершеннолетней матерью.

 

7. Правовой нигилизм

Как некогда говорил А.С. Алексеев, для того «чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право это жило в нас» /11, с. 13/. Если нет такого состоянии единения личных потребностей в правовом регулировании и реального содержания права, в умонастроениях, формируется нигилистическое отношение к праву, неверие в его истинность, справедливость, необходимость, в его верховенство. Идеология «жить по закону» пока остается благим намерением, так как превалирующая часть проблем решается не на основе закона, а на основе «понятий», выработанных горькой практикой большей части населения страны. Между должным и сущим всегда объективно существует разрыв. Должное - это идеал, к которому отдельно взятая личность и общество в целом должны стремиться. Сущее - это реальность, в которой должное занимает только определенную часть. И чем больше разрыв между должным и сущим, тем глубже и прочнее в сознании людей укореняется правовой нигилизм.

Справедливо мнение С.А. Ахметова и Р.Р. Сабитова, утверждающих, что кризисные процессы в экономике, в политике, в общественном сознании отражаются прежде всего в правосознании. Кризисное правосознание отражает разрыв между правом и законом в условиях противостояния правосознания /12, с. 22/.

Истоки правового нигилизма достаточно разнообразны. В литературе существует мнение, что он основан на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения /13, с. 391/. Вместе с тем такое понимание истоков правового нигилизма не отличается полнотой. Как показывает практика, признаками современного правового нигилизма являются: широкая распространенность и повсеместность; многообразие форм проявления; высокая степень агрессивности и неподконтрольности; соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста; усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни; эстетизация нигилизма через средства массовой пропаганды культуры и СМИ /13, с. 391/.

Правой нигилизм сам по себе порождает отказ от защиты прав и законных интересов несовершеннолетних юридическими средствами. Ситуация обостряется на фоне отсутствия должного уровня правового регулирования отношений в интересующей нас сфере.

Таким образом, преступность несовершеннолетних, как и преступность вообще, как утверждает Г.С. Мауленов, является социальным фактором, зависящим от различных обстоятельств в жизни общества, и, в первую очередь, от социально - экономических, демографических, миграционных процессов /14/. Социально-экономические процессы в совокупности с иными процессами, порождая и обуславливая совершение несовершеннолетними правонарушений, рост преступного поведения, одновременно являются теми объективными предпосылками, которые актуализируют необходимость правового разрешения комплекса накапливаемых проблем, в том числе и тем арсеналом, который заключает в себе ювенальная юстиция.

Безусловно, изложенное не исчерпывает всех особенностей предпосылок формирования в Республике Казахстан ювенальной юстиции, порождаемых социально-экономическими факторами и процессами. Бесспорно одно: социально-экономические предпосылки - одни из самых решающих в деле формирования ювенальной юстиции.

К. Маркс в одной из своих работ о детском труде писал: «Права детей и подростков должны быть защищены. Они не в состоянии сами выступать в свою защиту. Поэтому долг общества вступиться за них» /15, с. 109/. Эту свою миссию общество отчасти может реализовать через восприятие достижений ювенальной юстиции.

 

 

Литература

1. Бычкова С.Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан: Перспективы развития. Юрист: научный журнал. Алматы, 2003, №11.

2. Алина С. Подросток и закон. Известия Казахстан, 24 декабря 2003 г.

3. Рамазан Б. Статус ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан. Фемида, 2011, с. 21-23.

4. Акимжанов Т.К., Мауленов Т.С. Преступность несовершеннолетних. Криминалистическая характеристика и профилактика современных проявлений преступности в Республике Казахстан: Научное издание. Алматы: Данекер, 2001. С. 222-259.

5. Айтимова Б.С. Гуманизация образования - веление времени. Проблемы ускоренной экономической, социальной и политической модернизации Казахстана в свете задач, поставленных Главой государства Н.А. Назарбаевым в послании народу Казахстана. Материалы международной научно-практической конференции 7-8 апреля 2005г., г. Алматы. Алматы: КазНПУ им. Абая, 2005. С. 3-8. 

6. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики (против Бруно Бауэра и компании). К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М.: Издат. ЦК ВЛКСМ «Мол. гвардия», 1972. С. 273-274.

7. Маркс К. Передовица в № 179 «Koelnische Zeitung». К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М.: Издат. ЦК ВЛКСМ «Мол. гвардия», 1972. С. 265-266.

8. Нарикбаев М.С. Уголовно-правовые и криминалистические проблемы борьбы с корыстно-насильственными преступлениями несовершеннолетних. Талдыкорган: ЖЭП,1995.

9. Иншаков С.М. Криминология. Учебник. М., 2000.

10. Чокина М.В. Некоторые причины и условия, способствующие убийству матерью новорожденного ребенка. Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости. Алматы: Академия МВД РК, 2001. С. 255-260. 

11. Алексеев А.С. Начало верховенства права в современном государстве. М., 1910.

12. Ахметов С.А., Сабиов Р.Р. Проблема правосознания в социокультурном контексте. Законотворчество и правоприменение в Республике Казахстан. Вопросы теории и практики.- Караганда: КВШ ГСК РК, 1997. С. 22-26.

13. Юридический словарь. Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007.

14. Мауленов Г.С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних. Караганда: КВШ МВД СССР, 1990.

15. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам. К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М.: Издат. ЦК ВЛКСМ «Мол. гвардия», 1972. С. 106-111.

 

 

Верховный суд Генеральная прокуратура Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: