Семья с пятью детьми выживает на заброшенной стройке в Майкудуке
Самой младшей обитательнице помещения, которое и домом-то назвать нельзя, шесть месяцев. Она пока не понимает, в каких условиях приходиться жить ее маме, папе и четырем старшим сестренкам. В недостроенном здании они занимают одну комнату. Семья обустроила ее, как смогла. Холодный бетонный пол застелили коврами. На стены, видимо, для утепления отделанные пенопластом, прикрепили плакаты с изображением морской фауны и фотографии девочек. На потолке, который протекает во время дождей и с которого отваливаются куски штукатурки, висит одинокая лампочка.
- Вот вы сейчас пришли, а у нас уже все высохло, - говорит многодетная мать Жания Габдушева. - А во время дождя, знаете, как с потолка течет! Полосами вода льет. Нам спать негде. Прячемся по разным углам. В этот раз муж приехал на пять дней домой, взял, крышу залатал. Лучше стало. Но все равно ее размывает. Нужно капитальный ремонт делать. А еще у нас полы холодные. Поэтому в доме сыро.
Никаких благ цивилизации в постройке, где живет многодетная семья, нет. Чтобы отапливать комнату, муж Жании, строитель по профессии, соорудил печь. Ее топят углем и дровами, которые находят на свалках. Воды тоже нет. Есть только электричество. Но оно дорогое. Ведь стройка зарегистрирована на предприятие. А значит, плата за свет для ее обитателей рассчитывается по высокому тарифу.
- Воду мы таскаем, - рассказывает Жания. - Когда есть возможность, в соседнем доме берем, а когда нет - с родника носим. Сейчас много не дают. Счетчики же у всех. Постирать белье нормально тоже не можем. Дочки с тренировок вспотевшие приходят, им помыться негде. В тазике их мою. А иногда соседке заплачу 500 тенге, она говорит: «Ладно, давай, я их вымою!».
По словам многодетной матери, у нее с мужем никогда не было собственного жилья. Они скитались по съемным квартирам. А до того, как переехать на стройку, жили в арендованном доме в поселке «Берлин», за который каждый месяц платили по 25 тысяч тенге. Супруги договорились с хозяйкой, что она их не выселит в течение трех лет. Однако планы изменились, и уже через год семье пришлось съехать.
- Тогда дети были маленькие, - вспоминает многодетная мать. - Я работала и муж тоже. Денег нам хватало. Потом, когда старшая дочь пошла в школу, мы уже были не в состоянии снимать жилье. Сначала мы надеялись, что возьмем ипотеку. Но кредит нам не дают. Потому что у мужа нет постоянных пенсионных отчислений. Он летом хорошо зарабатывает, а зимой его на оклад переводят. Он уходит и ищет другую работу. Вот поэтому нам пришлось сюда переехать…
В еде и одежде, по словам Жании, дети не нуждаются. Ее муж зарабатывает примерно 60 тысяч тенге в месяц. Этих денег на продукты хватает. Семье помогают родственники. Но вот приютить их у себя они не могут.
- Понимаете, у меня родители тоже многодетные, - объясняет Жания. - У мужа мама недавно умерла. Каждый в своем котле варится. Чем могут, помогают: продуктами, вещами. Вообще, у меня часто спрашивает: «Зачем ты пошла жаловаться? Ждали и дальше будем ждать!» А сколько ждать? У меня здоровье уже не то, что в молодости. Муж все время на работе, а все хозяйство на мне. Я воду таскаю. Я дрова рублю. Все на мне! А если я заболею, что с детьми будет?
О своей проблеме многодетная мать писала на интернет-блог премьер-министра Казахстана и акима области. Женщина ходила в городской и областной акиматы. Все, что сделали для нее чиновники - это дали совет встать в очередь на получение жилья. Жания Габдушева встала. В очереди она 1228-ая. При нынешних темпах строительства жилья собственную квартиру женщина получит не раньше, чем через 10 лет.
- Я ходила в акимат, где рассказывали про программу «Доступное жилье», - говорит Жания Габдушева. - Потом я подошла к представителю ипотечной компании, чтобы спросить про условия. Он мне сказал, что они еще даже не начали строить дом. Строительство планируют только на следующий год. И то, если я возьму у них под ипотеку трехкомнатную квартиру, то я должна буду платить по 56 тысяч тенге каждый месяц. А на что жить, если мой муж 60 тысяч получает? На что кормить и одевать пятерых детей? Если бы у меня были такие возможности, я разве бы пошла в акимат просить помощи? Зачем мне это надо?
Однако чиновники помочь женщине, которая воспитывает пятерых детей, не спешат. Ссылаются на закон. Мол, не могут они в обход других очередников предоставить Жание квартиру. Потому что в очереди она стоит, как работник бюджетной сферы. До ухода в декретный отпуск Жания работала в спортивной школе.
- По закону «О жилищных отношениях» квартиры предоставляются в порядке очередности, - объясняет исполняющий обязанности руководителя городского отдела жилищных отношений Даурен Абишев. - Никто не имеет преимущественного права перед другими, кроме ветеранов Великой Отечественной войны и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Такой ответ Жания слышала от чиновников не один раз. Но она старается не унывать. Ради своих детей.
- Все меня спрашивают: «Почему, дура, рожаешь?», - со слезами на глазах рассказывает Жания. - Но если мне аллах дал детей, почему я должна от них отказываться? У меня, слава богу, здоровые, полноценные дети. Я стараюсь оптимистично смотреть на жизнь. Думаю, даст бог, будет у нас своя квартира.