Бездомность - зеркало общества…

кандидат юридических наук.

Введение в проблему.

В Законе «О специальных социальных услугах» бездомность обозначена в качестве основания, по которому лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации.[1]

Бездомными называются люди без определенного места жительства (бомжи). Общество к бомжам относится по-разному. Одни винят самих бомжей, другие понимают, что объективные обстоятельства (сгорел дом, выгнали родственники и т.п.) заставляют человека идти на улицу доживать свой век.

Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан высшей ценностью нашего государства является человек.[2]

Следует отметить важнейший момент. В данной норме нет оговорок типа «за исключением бомжей» или «если человек имеет гражданство и документы». Государство признаёт высшей ценностью любого человека и точка.

На деле оказывается все наоборот.

Стандартная ситуация: жители, пожалевшие валяющегося на земле бомжа, вызывают полицейский патруль. Но полицейские забирать его отказываются (грязь, неприятный запах и риск заразиться чем-нибудь), вызывают «скорую». И уже врач «неотложки», воздев руки к небесам, стонет: «Куда мне его девать? В больницу таких не берут!».[3]

Вывод: на бумаге у нас все полноправные члены общества, а по факту бомжи никому не нужны. Периодически подкармливая, мы лишь продлеваем их мучительную жизнь. Эта ситуация недопустима для государства, которое провозгласило себя правовым, демократическим и социальным. Для решения этой проблемы нужны коренные изменения.

Мною предпринимались попытки анализа статистики, но количество бомжей оказалось недоступной информацией. На сайте Агентства Республики Казахстан по статистике не удалось найти соответствующие данные.

Лишь в разрозненных публикациях можно найти некоторые неофициальные данные. Так, например, только в Алматы более 10 тыс. бомжей.[4]

Официальную статистику удалось обнаружить в других странах. Так, на начало 2013 года в США не имели крыши над головой 610 042 человека. Из них только 65% пользовались услугами приютов и центров временного пребывания.[5]

В городах США и Канады предоставляются приюты для бездомных, где они могут провести день или ночь, но они зачастую недостаточны для обеспечения жильем всех нуждающихся. Некоторые из этих убежищ предоставляют только место для ночлега, а некоторые кормят посетителей. Во многих случаях такие заведения небезопасны для посетителей по причине недостаточного количества охранников, что приводит к нападениям одних посетителей на других, поэтому бездомные нередко предпочитают ночевать в более безопасных жилищах, несмотря на холод.

Как правило, пребывание в убежище ограничено по времени. Некоторые убежища дают приют только ночью, в таком случае бездомные часто собираются неподалеку от него в дневное время, что вызывает протесты у граждан, живущих или работающих вблизи приюта. Иногда убежище предоставляет бездомным возможность жить там неделями, после чего клиента выселяют на определенный срок. Такая практика зачастую приводит к созданию нелегальных «палаточных городков» где-нибудь в районе приюта, где бездомные пережидают срок до вселения обратно в приют.[6]

Законы о бродяжничестве в США были частично отменены, как противоречащие Конституции, частично продолжают действовать (человек, имеющий законный источник дохода, в США не считается бродягой, даже если он/она не имеет дома и постоянно перемещается с места на место). Само слово «бродяга» в употреблении было заменено на «бездомная личность» (homeless person). Уголовная ответственность за бродяжничество сохранилась в Канаде. Уголовное преследование за само бродяжничество встречается редко; чаще его заменяют преследованием за правонарушения, связанные с бродяжничеством, такие как праздношатание. За нарушения этих законов бездомных сажают в тюрьму, что зачастую спасает им жизнь, особенно зимой.[6]

В Германии насчитывается около 860 000 бездомных.

В России, по разным оценкам, от 1,5 до 4,2 млн. бомжей - то есть до 3% от всего населения.[7]

Наиболее важные причины существования бездомных:

1) развод, разлука с близким человеком;

2) безработица и болезни,

3) алкоголизм или наркомания,

4) отсутствие процедуры реабилитации после тюремного заключения,

5) психические расстройства.

Анализ зарубежного опыта показал, что практика помощи лицам в трудной жизненной ситуации различна, но имеет общие черты: как правило, помощь бездомным ограничивается периодическим кормлением на улице и предоставлением одежды. В рыночных условиях государству полноценно заботиться о бомжах не выгодно. При такой постановке вопроса лучше уж о матерях-одиночках заботиться. Но факт остается фактом - бомжи тоже люди и они должны признаваться высшей ценностью, как это декларируется в пункте 1 статьи 1 Конституции Казахстана.

По моему глубокому убеждению, коль в цивилизованном обществе и преступников кормят, одевают и обучают в колониях, то и о людях, оказавшихся на улице, обязаны заботиться соответствующим образом.

В Казахстане, к сожалению, имеются лишь единичные инициативы неравнодушных людей. Так, 15 января 2012 года в городе Балхаше открылся приют «Жанашыр»[8], который помог уже десяткам бездомных сохранить свои жизни, но это не решает проблему комплексно.

 

Основные причины наличия бездомных в нашем обществе:

1) отсутствие у бездомных людей возможности самостоятельно выйти на нормальный уровень жизни;

2) центры социальной адаптации создаются для временного пребывания лиц, не имеющих определенного места жительства, занятий и средств существования, нуждающихся в социальной, медицинской и иной помощи, социально-трудовой адаптации;

3) после выхода из Центров бездомные вновь оказываются на улице (замкнутый круг).

 

Что бы я поменял в законодательстве Казахстана и какие бы принял меры?

1) принять постановление Правительства «О домах возрождения», где предусмотреть:

Ø создание «Домов возрождения» на базе и вместо Центров социальной адаптации (даже смена наименования подобных учреждений позволит постепенно изменить в сознании людей позицию иждивенца на активную гражданскую позицию);

Ø финансирование «Домов возрождения» за счет местных бюджетов и добровольных взносов (все желающие смогут помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, непосредственно в рамках волонтерской деятельности или перечислив деньги на расчетный счет такого Дома);

Ø постоянную прописку людей в «Домах возрождения»;

2) создать фонды помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с обеспечением государственного и общественного контроля (одним из источников фонда могут стать денежные средства от оплаты штрафов за правонарушения в сфере общественного порядка и нравственности);

3) сформировать мобильные группы по поиску лиц, нуждающихся в помощи;

4) организовать регулярное информирование населения страны о наличии Домов возрождения и о возможности оказать помощь нуждающимся.

 

Почему и что это даст нашей стране?

Подобный подход к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволит:

1) создать минимальные условия для социальной адаптации;

2) устранить основные причины бедственного положения людей, оказавшихся за «бортом» жизни: отсутствие стартовой материальной основы (жилье, работа и т.д.); заниженное чувство социальной полезности;

3) таким лицам частично обеспечивать себя, выращивая продукты, создавая свой быт, осваивая профессии;

4) осуществлять профилактику правонарушений со стороны лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

5) предупреждать правонарушения в отношении таких лиц;

6) повысить уровень общественной безопасности;

7) оздоровить общество, защитить граждан от опасных заболеваний;

8) снизить дискриминационное отношение общества к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

9) минимизировать риск социальных конфликтов;

10) точно знать, где и в каких условиях находятся нуждающиеся в заботе люди;

11) упростить поиск родственников;

12) прекратить споры полицейских и врачей о том, чьими «клиентами» являются бомжи;

13) аккумулировать благотворительные взносы в одном фонде;

14) решать проблемы беспомощных и бездомных людей системно и последовательно до полного возвращения в нормальную жизнь;

15) воспитать в подрастающем поколении уважение к любому человеку, независимо от места на «социальной лестнице»;

16) повысить правосознание и правовую культуру населения;

17) объединить людей в деле профилактики правонарушений и других асоциальных явлений;

18) обеспечить нулевую терпимость граждан к беспорядку (люди будут точно знать, как помочь человеку в трудной ситуации и куда позвонить для этого);

19) повысить рейтинг Казахстана в сфере защиты прав человека.

 

Ключевые преимущества реорганизации Центров социальной адаптации показаны в таблице 1.

 

Таблица 1. Ключевые преимущества реорганизации Центров социальной адаптации.

 

п/п

Показатель

Центр социальной адаптации

Дом возрождения

1

Проживание

Временное

Постоянное

2

Прописка

Отсутствует

Постоянная

3

Медицинское, психологическое и иное обеспечение

Неполноценное

Комплексное

4

Занятость

Проблемы с трудоустройством

Обучение и трудоустройство

5

Что дальше?

Возвращение на улицу (замкнутый круг)

Возвращение к нормальной жизни

6

Итог

Нездоровое общество

Здоровое общество

 

Цель - охватить заботой 100% выявленных людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

После создания адекватных условий для возвращения людей к нормальной жизни можно поднимать вопрос о возможной ответственности таких лиц за бродяжничество, попрошайничество и другое асоциальное поведение.

 

Я верю, что мудрость казахстанского общества позволит направить силы государства, волонтеров и филантропов на решение этой непростой задачи.

 

С благодарностью,

 

Список использованных источников:

 

1. Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года № 114-IV //

2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года //

3. Ситуацию с бомжами в Алматы назвали «биологической бомбой» // https://meta.kz/563872-situaciyu-s-bomzhami-v-almaty-nazvali-quotbiologicheskoy-bomboyquot.html

4. В Казахстане идентифицируют бомжей // https://www.zakon.kz/4454667-v-kazakhstane-identificirujut-bomzhejj.html

5. Бездомные в США - официальная статистика // https://maxpark.com/community/5719/content/2370848

6. Бездомные // Материал свободной энциклопедии «Википедия»

7. Шильдяева В.В. Подходы к определению бездомности // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - С. 54-56

8. В Балхаше открылся приют для бездомных // www.zakon.kz

Актау Актобе Алматы Балхаш Германия Казахстан Канада Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: