Во всех случаях поезда останавливались для предотвращения наезда на людей, нарушивших правила безопасности, скот и автотранспорт. Тем не менее в 38 случаях наезда избежать не удалось. Об этом рассказал и.о. вице-президента АО «Локомотив» Марат Шакенов.
По его мнению, произошедшие трагедии можно было бы предотвратить, если бы все участники движения соблюдали элементарные правила безопасности. Опасность наезда на людей возрастает, особенно в густонаселенных пунктах и пригородных зонах. Как правило, люди переходят железнодорожные пути в неустановленных местах, в состоянии алкогольного опьянения, не слышат шум приближающегося поезда и сигналы машиниста, так как говорят по телефону или в наушниках слушают музыку. Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают травмы дети и подростки. Немало случаев заканчивается смертельным исходом.
- Анализ показывает, что большинство несчастных случаев с детьми происходит во время школьных каникул. Не могу не вспомнить один случай, который произошел на участке Арысь – Тюлькубас в начале мая этого года, когда двухлетний ребенок оказался на железнодорожной колее совершенно один. Наезд не удалось предотвратить. Возникает резонный вопрос: где в это время были его родители? – отмечает Марат Шакенов.
Человеческий фактор на железной дороге по-прежнему остается решающим. Еще один шокирующий случай произошел на участке Дегелен – Аксу 15 апреля этого года. На железнодорожном переезде микроавтобус столкнулся с тепловозом. В результате аварии погибли 4 студента третьего курса колледжа. Молодые люди возвращались с Аксуского ферросплавного завода, где проходили производственную практику. Виновником ДТП стал водитель автобуса, который не пропустил тепловоз. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Руководством АО «Локомотив» и его филиалов – эксплуатационных локомотивных депо – разработана и выполняется комплексная программа по предупреждению такого рода несчастных случаев.
- Нами проводился ряд комплексных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наездов подвижного состава на людей, скот и автотранспорт: по телевизионным каналам демонстрируем видеофильмы, распространяем в разных аудиториях памятки. В школах, автопарках, авто-школах, предприятиях и организациях, расположенных вблизи железной дороги, по всему Казахстану проводим беседы и лекции.
Однако люди думают, что эта беда не придет в их дом, надеются на себя и продолжают вести себя весьма беспечно, а железная дорога требует внимательности и соблюдения правил личной безопасности, – отметил Марат Шакенов.
По словам Марата Шакенова, жертвами железнодорожных аварий становятся не только погибшие, но и машинисты локомотивов, под колесами которых гибнут люди. Практически каждый машинист переживает ситуа-ции, когда человек перебегал рельсы перед движущимся локомотивом или автомобиль неудачно пытался проскочить переезд, страшные кад-ры после железнодорожных аварий – изувеченные тела и покореженные машины. Работать после таких случаев очень непросто, и неизвестно, как впоследствии проявит себя отболевшее горе.
- Машинистами принимаются все меры по предотвращению наездов, но в ряде случаев к положительному результату они не приводят. Руководство АО «Локомотив» и эксплуатационных депо на регулярной основе проводят технические занятия для работников локомотивных бригад, в ходе которых анализируются ситуации с наездами, актуализируются и совершенствуются знания по ведению поездов, применению тормозов, – говорит Шакенов.
Он также призвал казахстанцев быть осторожными на железной дороге и помнить, что тормозной путь локомотива составляет 800–1000 м, а учитывая общую массу состава, печальный исход неизбежен.
Любовь АРТЫМОВИЧ