Платные дороги могут появиться во всех регионах страны

В республике в ближайшие годы платными станут примерно семь тысяч километров дорожного полотна.
С 17 октября 2014 года в республике вступит в силу новый закон о дорожном движении, в котором предусмотрен ряд новшеств. Одним из таких нововведений станет право местных исполнительных органов на организацию платного дорожного движения. Акиматы смогут самостоятельно устанавливать специальные зоны, где для ограничения въезда машин на отдельные городские улицы и снижения сверхнормативной нагрузки на дороги будет взиматься плата. Планируется, что в республике в ближайшие годы платными станут примерно семь тысяч километров дорожного полотна.

Пробки на дорогах и ухудшающаяся экологическая ситуация заставили власти крупнейших городов задуматься о принятии новых ограничительных мер в отношении владельцев транспорта. По словам заместителя акима города Алматы Юрия Ильина, местные власти будут рекомендовать и создавать такие условия, при которых людям дешевле и легче будет передвигаться на общественном транспорте. 

– Ограничения мы в любом случае будем предусматривать – введением платных дорог, платных стоянок. Тем самым заставлять население пользоваться общественным транспортом. Есть много наработок, которые мы сейчас рассматриваем. В дальнейшем, когда начнется их реализация, проектирование, мы остановимся на конкретных улицах, – отметил Ильин.

Заместитель градоначальника подчеркнул, что подобная практика внедрения платных дорог существует во многих странах мира. Она зарекомендовала себя с положительной стороны и экономически выгодна для бюджета, так как вырученные средства будут покрывать расходы на содержание и ремонт дорожного полотна. 

Согласно планам городских властей, будут создаваться максимально невыгодные условия для въезда в Алматы иногороднего транспорта. Для жителей пригородных районов южной столицы на границе города в скором времени должны появиться три новых автовокзала с местами для парковки.

Городской акимат, по словам Юрия Ильина, постарается максимально учитывать мнения горожан в вопросе перевода некоторых транспортных артерий на платную основу.

– Мы предусматриваем в дальнейшем вынесение этого вопроса на общественные слушания и думаем, что сможем их провести. Будет много недовольных, но это мера, которую требует сейчас жизнь, – сказал заместитель акима.

Юрий Ильин также прокомментировал ситуацию относительно альтернативы платной дороге. Водители по своему усмотрению смогут выбирать маршрут бесплатного передвижения по другим, параллельным платной трассе улицам.

Директор филиала ОО «Общество содействия автомобилистам» (ОСА) Александр Волошин в целом не против внедрения платных магистралей, но при условии, что они действительно будут облегчать путь, избавят от пробок и сократят время пребывания в дороге, а также не сильно ударят по карману. Однако он считает, что внедрение платных дорог в Алматы, по крайней мере сейчас, – бессмысленная мера. По его словам, автомобилистов просто будут вынуждать ездить платно, так как альтернативного пути в южной столице просто нет.

– Живой пример – проспект Аль-Фараби, который, как говорили, планируют сделать платным. Там в час пик местами можно проехать, а на некоторых участках приходится стоять час, чтобы проскочить. Такие платные дороги, конечно, не нужны, – отметил Волошин.

Представитель общественной организации «ОСА» подчеркнул, что под «альтернативным путем» понимается дорога, не уступающая хотя бы параметрам протяженности.
 
– Ни одна из трасс, к примеру, улицы Сатпаева или Тимирязева альтернативой проспекту Аль-Фараби не являются. Потому что они по своей протяженности – как обрезанные куски магистрали. К тому же по ним проехать невозможно. Надо прыгать от одной улицы до другой. И где гарантии, что их тоже не сделают платными?

К тому же, считает Александр Волошин, водителям придется потерять значительное количество времени, чтобы заехать на платную дорогу и съехать с нее. Так как при большом потоке транспорт будет скапливаться перед терминалами. К тому же съехать без проблем с автобана также не получится, так как дорожная инфраструктура пока еще не в полной мере готова к подобным нововведениям.

– К примеру, даже сейчас если где-то начинается небольшой ремонт на дороге или еще что-то, то на остальных улицах образуются заторы. Вопрос платных дорог быстро не решится, так как для того, чтобы срочно сделать все въезды и съезды, а также расширять трассу, нужно глобально остановить движение на дорогах города.

Внедрение платных дорог в Казахстане широко обсуждается и в Интернете. На различных форумах автолюбители высказывают свое мнение. Многие из них недоумевают, почему каждый автовладелец ежегодно оплачивает в казну государства налог на транспорт, который, по своей сути, должен покрывать расходы на содержание, строительство и ремонт дорог, а в итоге им придется еще и платить за проезд по трассам и магистралям.

Напомним, что впервые оплата на дорогах Казахстана была введена на автобане Астана–Щучинск. За год дорога заработала свыше 800 миллионов тенге. И прогнозируется, что с каждым годом платные дороги будут приносить больший доход. Так как согласно статистике МВД в республике только за пять лет наблюдается увеличение автопарка в 1,5 раза. Если в 2007 году в Казахстане было чуть больше 2,5 млн единиц автотранспорта, то в конце 2013 года количество транспортных средств уже составило 4 млн 100 тысяч.
Ильин Юрий Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Сатпаев Семей
Следите за новостями zakon.kz в: