Протянем руку помощи: о проблемах самозанятости инвалидов (лиц с ограниченными возможностями)

Юрист

Настоящее творческое исследование посвящено актуальным проблемным вопросам самозанятости инвалидов (лиц с ограниченными возможностями). Данной категории лиц необходим особый подход со стороны государства. На сегодняшний день, в трудовом, налоговом законодательстве, законодательстве о жилищных отношениях предусмотрены нормы, относящие данную категорию людей к социально уязвимым слоям населения, и в связи с этим нормы, имеющий льготный характер. Освобождение от уплаты государственных пошлин и сборов, сниженные ставки по уплате налоговых отчислений, первоочередное предоставление жилья, выделение квот на рабочие места – вот не полный перечень того, что государство предложило нашим нуждающимся в государственной опеке гражданам.

Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты. Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет также и профессиональная реабилитация.

Социальная защита инвалидов в Республике Казахстан регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В ст.31, 32 Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» предусмотрены нормы в части занятости и трудоустройства, а также вопросы государственной поддержки местных исполнительных органов по обучению и профессиональной подготовки данной категории лиц. Во исполнение указанных норм, во всех областях Казахстана акимы вынесли постановление о предоставлении квот на рабочие места в размере 3 % от общей численности рабочих мест. Однако как показывает практика, трудоустройство инвалидов не доходит до положенных 3%. Трудоустроить инвалидов на квотируемые рабочие места практически очень трудно. Одна из причин отказа работодателей в приёме на работу инвалидов – невозможность использовать их труд по имеющимся на предприятиях вакансиям ввиду их физических недостатков, отсутствия свободных рабочих. Необходимо увеличить трудоустройство инвалидов. Образованные лица с инвалидностью должны работать там, где есть такие возможности, а если нет – то создать их. Для этого имеется соответствующая нормативная база и бюджетные средства, ежегодно выделяемые государством на улучшение труда инвалидов.

Кроме того, хотим обратить Ваше внимание на то, что не все пункты вышеуказанных статей реализуются в полном объёме. На наш взгляд, очень важно сделать акцент на следующие положения Закона, которые в рамках государственных программ недостаточно развиты:

-создания дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

-создания специальных, а также социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с Республики Казахстан;

- организации профессионального обучения инвалидов (ст. 31 пп.2,3,4 выше упомянутого Закона).

Инвалиды, как правило, в силу своей ограниченности не любят появляться на людях. Они стесняются этого и это неправильно. Потому что в этом случае они ограничивают себя еще больше, добавляя к ограничению, вызванному нездоровьем. Мы хотим сделать так, чтобы они чувствовали себя равными гражданами в здоровом обществе. Для этого, необходимо поддержать детей и молодых людей с инвалидностью, детей - сирот и детей из малообеспеченных семей, ориентированных на самозанятость.

Учитывая выше сказанное, хочется ответить на главный вопрос: «Как решить проблему самозанятыхв Казахстане?».

1. Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Главной целью реализации п. 2 ст. 31 указанного Закона должно стать воспитание индивидуальных предпринимателей из числа инвалидов, желающих себя реализовать.В рамках этого, мы предлагаем МТСЗН разработать и реализовать проект под названием «Протянем руку помощи!» с использованием вносимых нами предложений по вопросам трудоустройства инвалидов. Суть данного проекта будет заключаться в следующем: для лиц с ограниченными возможностями, владеющими определенными навыками, выделить бюджетные средства из государственного фонда на приобретение необходимого для работы оборудования и сырья. Тех, у кого навыки отсутствуют, - помочь им в рамках государственных программ по трудоустройству. Например, людей с ограниченными возможностями можно задействовать в таких сферах как швейное дело, вязание, ковроткачество, резьба по дереву, работа с металлом, камнем и т.д. Есть множество направлений, пригодных для этого. Главное чтобы государство вселило надежду на то, что инвалиды – это тоже полноценные граждане нашей Республики, которые могут приносить пользу как себе, так и обществу в целом, а также развить желание у данной категории лиц трудиться во благо нашего суверенного государства. В рамках предлагаемого нами проекта, государству необходимо выделить средства на создание необходимых условий работы. Дополнительно к этому профессиональные мастер-классы по квалифицированному обучению. После чего предоставить инвалидам некоторое время для самостоятельной реализации. В случае положительной самореализации, получения прибыли, покрывающей расходы и затраты, участникам Проекта - предложить выкупить предоставленные в пользование материальные средства (оборудование, сырье) или заключить договор аренды с последующим выкупом. Цель данного предложения заключается в том, чтобы пробудить стимул у инвалидов заниматься конкретным делом, и даже стать успешным предпринимателем своего собственного дела. Для реализации настоящего проекта, необходимо создать комиссию из числа специалистов Координационного совета в области социальной защиты инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2005 года N 1266, которая определит участников Проекта. В случае положительного эффекта реализации Проекта, государству необходимо вовлечь государственные и негосударственные предприятия и организации на постоянной основе и оформить его в дальнейшем как перспективную, долгосрочную государственную программу. Что это даст?Инвалиды и лица с ограниченными возможностями получат возможность приобрести профессиональные навыки нового ремесла или закрепить имеющиеся у них навыки мастерства, возможность зарабатывать деньги, получать прибыль, платить налоги в бюджет государства от своего собственного производства. Работающий инвалид перестанет ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, почувствует себя полноправным членом общества.

2. Профессиональные аспекты решения проблем. Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.

Впроцессе проведения мониторинга безработных инвалидов по Республике Казахстан выявлено, что основную часть составляют инвалиды с общим средним образованием без профессиональной подготовки. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. В значительной мере это обусловлено следующими причинами: специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не достаточно владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов; инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения. Образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается, и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения.

Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов. В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.

В целях реализации нормы об организации профессионального обучения для инвалидов, предлагаем на базе местных исполнительных органов, в частности отдела занятости и социальных программоткрыть «Сектор обслуживания инвалидов», оснащённый специальной оргтехникой и средствами, предназначенными для обслуживания лиц с ограниченными возможностями (поручни, кресла-коляски, и т.д.). Главная задача сектора – профессионально обучить навыкам компьютерной грамотности, налоговой отчётности, получению электронных услуг, оказать социально-психологическую помощь в адаптации сложившихся рыночных отношениях, научить поиску работы, и мн. другое, имеющее отношение к реабилитации инвалидов и защиты их прав и законных интересов. В целях удобства и доступности данного сектора для инвалидов, предлагаем его разместить на 1-м этаже в зданиях МИО всех уровней (от республиканского до городского (районного)).Для начала можно запустить данный проект в пилотном режиме в гг. Астана и Алматы. Что это даст? Повышение мотивации к обучению инвалидов, повышения уровня их самообразования. С ростом уровня профессиональной подготовки растёт самооценка квалификации, готовность получить новую профессию, формируется уверенность в будущем трудоустройстве.

3. Законодательные аспекты решения проблем. В Республике Казахстан заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. На наш взгляд, для этого необходимо: 1) внести в законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу. Для этого в ст.222 «Реализация инвалидами права на труд» ТК РК включить п. 3 следующего содержания: «Необоснованный отказ в приёме на работу и заключению трудового договора по мотивам инвалидности влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан». 2) установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя. Для этогов ст. 32 «Права инвалидов в области трудовых отношений» Закона РК «О социальной защиты населения» включить п.4, в ст. 56 «Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя» Трудового Кодекса РК включить п. 9 следующего содержания: «увольнение инвалидов, родителей, опекунов детей-инвалидов, в том числе и по сокращению численности или штата работников, за исключением увольнения при установлении виновных действий, не допускается без согласия общественных организаций инвалидов». Инвалиды должны пользоваться преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. 3) принять соответствующие нормативные акты по расчету стоимости рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые места.

Что это даст? Защиту прав в сфере занятости и трудоустройства инвалидов.

4. Организационные аспекты решения проблем. В целях проведения организационных мероприятий по реабилитации инвалидов в сфере самозанятости предлагаем государству: 1) провести техническое перевооружение имеющихся протезно-ортопедических предприятий, развивать индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 2) ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; 3) предоставить предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы, как и для специализированных предприятий обществ инвалидов. 4) разработать и утвердить типовой перечень тактильных табличек, обязательных для размещения в организациях независимо от форм собственности (разработанный нами проект перечня прилагается). 5) ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в целях защиты прав этой категории на международном уровне.

В заключении мне бы хотелось сказать, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Уважаемый глава государства Нурсултан Абишевич в ежегодном Послании народу Казахстана на 2014 год отметил следующее: «….надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом. Во всем мире этим занимаются. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Я еще раз обращаюсь ко всему нашему бизнесу оказать им содействие в трудоустройстве». Эти золотые слова главы государства, на наш взгляд, должны стать эталоном целенаправленной программы по оказанию помощи в трудоустройстве безработных и самозанятых инвалидов. Мы должны протянуть руку помощи данной категории людей. Ведь с такой проблемой может столкнуться каждый из нас!

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: