Уже пять месяцев она живет лишь благодаря помощи сестры. Ее родственники считают, что летом 2013 года таксист, подвозивший женщину, обманом оформил кредит на Елену. С тех пор прошло больше полутора лет. Сестра пострадавшей утверждает, что за все это время следствие так и не сдвинулось с мертвой точки. А пока злоумышленника искали, банк арестовал счет беспомощной семейчанки. Как тяжелобольная женщина будет выпутываться из долгов и почему розыски мошенника так затянулись, выяснял корреспондент YK-news.kz.
Горе свело с ума
О судьбе своей младшей сестры пенсионерка Нина Смольникова говорит с болью.
- Знаете, Леночка ведь очень умная была, - делится женщина. - Вся семья возлагала на нее большие надежды. Она с отличием окончила Семипалатинскую медицинскую академию, работала врачом в областной больнице. Потом внезапно умерла наша мама. Конечно, мы все переживали эту утрату, но сестренка восприняла ее особенно глубоко. В 27 лет она сошла с ума от горя. И это не фигура речи.
Молодую женщину признали инвалидом второй группы с диагнозом "шизофрения". Некогда перспективному специалисту пришлось оставить работу. Отныне ей предстояло длительное лечение и борьба с недугом.
Уже будучи тяжелобольной, Елена родила ребенка. Мальчика вырастила Нина Смольникова.
- Любая сестра на моем месте поступила бы так же, - считает женщина. - Не бросать же родного человека. Я сразу оформила опекунство над племянником. Сейчас он уже взрослый мужчина.
В овечьей шкуре
Долгие годы Нина Владимировна вынуждена была задаваться одним и тем же вопросом: как возить родственницу на лечение в больницу и обратно домой?
В 2013 году Нине, как она тогда считала, повезло. Она случайно познакомилась с приятным мужчиной, который подрабатывал частным извозом. Он представился Айбеком и согласился подвозить сестер Смольниковых.
- Дело было не только в цене, - признается Нина. - Хотелось иметь "своего" водителя, чтобы Лену возил один и тот же шофер. Айбек показался мне чутким, внимательным.
Впрочем, вскоре мнение о нем пришлось изменить.
- Начали приходить какие-то извещения от Евразийского банка с требованием оплатить кредит, - делится своей версией событий Нина Смольникова. - Сначала подумала, что это ошибка. Потом вижу - указаны все данные Лены. Спросила ее: "Что это?" Она нехотя призналась: "Мы с Айбеком взяли кредит". Знаете, я ушам своим не поверила.
Не сразу Нина смогла понять, что же все-таки произошло. По рассказам сестры выходила следующая картина. В июне 2013 года таксист нагрянул в гости к больной. Елена охотно пустила в дом "своего" шофера. Мужчина оглядел обстановку и, недолго думая, предложил клиентке обновить бытовую технику. Инвалид охотно приняла предложение, нашла удостоверение личности и согласилась поехать в магазин. Там водитель услужливо подобрал для Елены холодильник и телевизор. Затем в этом же супермаркете по документу больной оформили экспресс-кредит на покупку. После этого Смольникова больше не видела ни телевизора, ни холодильника, ни улыбчивого "джентльмена" по имени Айбек.
- Он знал, где Лена живет, и улучил момент, когда она была без надзора, - считает Нина Владимировна. - Она находилась под воздействием лекарств. У сестры тряслись руки, губы. В таком состоянии она даже на вопрос ответить не может. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что Лена психически больна. Как работник банка мог выдать кредит человеку, который явно не в себе?
Интересно, что установить, на какую сумму прошел шопинг в магазине бытовой техники, Нина Смольникова так и не смогла.
- В банке мне пояснили, что я постороннее лицо в этой истории и у меня нет прав ничего узнавать, - сетует пенсионерка.
Когда выяснилась правда о произошедшем, Нина сразу же обратилась с заявлением в Затонское отделение РОВД Семея. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело.
"Приходите завтра" и "докажите, что так было"
Женщина была убеждена, что блюстители правопорядка быстро найдут Айбека и решат вопрос с кредитом.
- В РОВД нас просто футболили, по-другому и не скажешь, - выражает свое мнение Нина Владимировна. - Когда приходила узнавать про дело, мне каждый раз говорили: обращайтесь завтра. А на следующий день снова переносили разговор. Просила решить вопрос с банком. Мне в ответ - разберемся. Следователи менялись несколько раз. В итоге расследование так и не сдвинулось с мертвой точки.
В конце осени 2014 года Евразийский банк арестовал счет, на который Елене перечисляли пособие по инвалидности.
- Как бы Лена жила, если бы у нее не было родственников? - задается вопросом Нина. - Ведь пособие - это единственный доход, который получает неизлечимо больной человек.
Пожилая женщина испугалась не на шутку и в очередной раз направилась в правоохранительные органы.
- В полиции мне сказали, что дело прекращено и помочь нам никто не может, - излагает свою версию событий Нина Владимировна. - Рассказала всю историю в Евразийском банке. Там мне ответили: "А вы докажите, что так было". Уголовное дело, говорю, заведено. Никакой реакции не последовало. У меня руки опустились. Пришла домой, сижу и не знаю, что делать. Муж меня успокаивает, а сам себе места не находит.
Счёт почти открыт, господа
Перемены к лучшему в жизни Елены Смольниковой неожиданно наступили в марте 2014 года.
- Сначала полицейские сообщили, что напали на след Айбека, - делится Нина Владимировна. - Следом к Лене приехали сотрудники Евразийского банка. Они убедились, что у нее дома нет ни нового холодильника, ни телевизора. Сестра под диктовку работников написала объяснительную, где изложила всю историю с Айбеком. Банкиры пообещали сестре разблокировать ее счет до конца марта. Она радовалась, как ребенок.
Правда, в бочке меда обнаружилась ложка дегтя - работники финансовой организации не смогли сказать, вернут ли душевнобольной женщине деньги – пособие, которое начислялось с ноября по март.
- Конечно, хотелось бы получить эти средства, - рассуждает Нина. - Но пусть уж для начала снимут арест со счета.
Кредитные тайны
На момент подготовки материала Елена получила пособие за февраль и март, вернуть деньги за три месяца прошлого года инвалид не смогла. В Евразийском банке тайну кредита свято оберегают, поэтому получить развернутый ответ нам не удалось.
- Вся имеющаяся информация не подлежит разглашению третьим лицам, - кратко сообщили в Евразийском банке в ответе на официальный запрос. - Ранее ни клиент, ни его представители не обращались в нашу компанию с заявлением о неправомерной выдаче кредита. Сейчас проводится служебное расследование, его результаты мы направим в правоохранительные органы.
Сотрудники ДВД оказались немного разговорчивее и сообщили, что работа по кредитному делу продвигается ударными темпами. В марте возобновили розыск неуловимого Айбека.
- Подозреваемый в совершении преступления найден 5 марта, им оказался 52-летний семейчанин, - заверил пресс-секретарь ДВД ВКО Бакытжан Торгаев. - Сейчас выясняют все обстоятельства дела. Он находится под подпиской о невыезде.
- Почему правоохранительные органы два года не могли найти подозреваемого?
- Во-первых, имя и фамилия, под которыми Смольниковы знали этого человека, оказались вымышленными. Во-вторых, в марте ДВД провело проверку по этому делу и выяснило, что дознаватели и оперативные работники не приняли все необходимые меры для розыска. Несколько сотрудников УВД Семея, Затонского РОВД и дознаватель привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.
В ситуации пытаются разобраться юристы.
- Банк не обязан аннулировать кредит без решения суда, - считает юрист Николай Галяпин.
- Именно поэтому, на мой взгляд, единственный выход из этой ситуации - обратиться с иском о признании сделки недействительной. Если Елена дееспособна, то обращаться в суд она должна самостоятельно.
По поводу того, что кредит оформили на душевнобольную женщину. Люди должны знать, что банк при оформлении кредита не обязан запрашивать документы о том, состоит ли клиент на каком-либо учете, например, в ПНД или в наркодиспансере. Еще один важный момент - счет арестовывают по решению суда. Но иногда граждане в договоре с банком дают согласие на списание денег со всех счетов без судебных разбирательств. Скорее всего, Елена Смольникова указала именно такой пункт. Еще раз подчеркну, выйти из этого положения можно только в ходе судебных разбирательств.
Тревожная тенденция
Случаи, когда психически больные люди становятся жертвами кредитных мошенников, происходят нередко. Так, в 2008 году в Алматинской области аферу провернули крупный чиновник департамента юстиции и менеджер одного из банков.
Больному шизофренией Михаилу подельники сделали липовые документы, по которым душевнобольной оказался владельцем крупной нефтяной корпорации.
Затем оформили кредит в банке на лжебизнесмена в размере 118 тысяч долларов. Как установило следствие, Михаил все это время пребывал в уверенности, что участвует в праздничном розыгрыше.
Елена Балова
Фото: Милана Гузеева