Законопроект «Об арбитраже» представлен в Мажилисе

Законопроект предусматривает приведение норм законодательства в соответствие с Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 года.
Проект закона «Об арбитраже» представил на пленарном заседании Мажилиса Парламента министр юстиции Берик Имашев, сообщает Zakon.kz.

Как отметил министр, законопроект реализует поручение Главы государства о том, что «для эффективной инвестиционной деятельности необходимо полноценное развитие арбитража. Следует рассмотреть возможность принятия комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам».

По его словам, разработка законопроекта направлена на консолидацию двух специальных законов, регулирующих деятельность международного арбитража и третейского суда, в целях обеспечения единого подхода в правовом регулировании этих разновидностей арбитража.

В связи с чем предлагается упразднить законы «О третейских судах» и «О международном арбитраже».

Законопроект также предусматривает приведение норм законодательства в сфере деятельности арбитража в соответствие с Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 года, Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 года.

«При разработке законопроекта был проведен анализ законодательства зарубежных стран, показывающий, что во многих странах деятельность арбитража регламентирована в рамках одного законодательного акта без каких-либо ограничений в подведомственности споров, рассматриваемых арбитражем», - сказал Б.Имашев, заметив при этом, что в РК за основу была принята модель разработки единого закона, закрепляющего основные положения для арбитража.

При этом для создания условий для полноценной реализации конституционного права резидентов РК защищать свои права и законные интересы всеми не запрещенными законом способами были уравнены положения арбитражей и третейских судов путем снятия ограничений для последних.

К подведомственности арбитража отнесены все частноправовые споры между физическими и (или) юридическими лицами, независимо от наличия в споре международного элемента.

Исключение составляют споры:

- по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными;
- возникающих из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными;
- о банкротстве и реабилитации;
- между субъектами естественных монополий и их потребителями.

При этом споры между резидентами РК с одной стороны, и государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора – с другой, могут рассматриваться арбитражем только при наличии согласия уполномоченного органа соответствующей отрасли.

Законопроектом также предусмотрены новые подходы в регламентировании деятельности арбитражей. В частности, закреплен принцип автономности арбитражного соглашения, означающий, что арбитражная оговорка должна толковаться как соглашение, не зависящее от других условий договора.

Таким образом, арбитражное решение о недействительности договора не влечет за собой недействительности арбитражной оговорки. Кроме того, расширено действие принципа конфиденциальности и разработаны меры по обеспечению его соблюдения.

«Так, данный принцип распространяется не только на арбитров, но и на всех участников арбитражного разбирательства, а также Арбитражную палату Казахстана при осуществлении контроля за хранением дел постоянных арбитражных учреждений», - пояснил министр.

Кроме того, в целях обеспечения конфиденциальности арбитражного разбирательства устанавливается административная ответственность арбитров и сторон арбитражного разбирательства за разглашение сведений, ставших известными в ходе его проведения.

Проект устанавливает запрет на образование арбитражей при государственных органах, государственных предприятиях, а также субъектами естественных монополий и субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке товаров и услуг, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежит государству, что исключает факторы коррупционных правонарушений и внешнее влияние на принятие арбитражных решений.

Также повышены квалификационные требования, предъявляемые к арбитрам: достижение возраста тридцати лет; наличие высшего образования и непрерывного стажа работы в соответствующей отрасли не менее пяти
лет.

При этом для арбитра, разрешающего спор единолично, а также председателя состава коллегии арбитров установлена обязательность наличия высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Предусмотрена регламентация процедурных вопросов арбитражного разбирательства. Так, закреплены разумные сроки подготовки дела к арбитражному разбирательству, рассмотрения и разрешения споров арбитражем, а также условия их восстановления и последствия несоблюдения их арбитрами.

Регламентом или соглашением сторон могут быть установлены иные сроки. Закреплены основания отмены, пересмотра арбитражного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Исключен принцип законности как основание для отмены решения третейского суда, так как компетентный суд не является вышестоящей инстанцией для арбитража, и не вправе заново рассматривать дело по существу или проверять арбитражные решения с точки зрения законности и обоснованности.

По словам Б.Имашева, одним из важных нововведений законопроекта является создание и функционирование Арбитражной палаты Казахстана как некоммерческой организации, представляющей собой объединение постоянных арбитражных учреждений и арбитров.

«Данная палата позволит обеспечить благоприятные условия для реализации, стимулирования и поддержки деятельности арбитров, окажет содействие в их продвижении на национальном и международном уровне», - отметил министр.

Он подчеркнул, что положения законопроекта были скорреспондированы с нормами Предпринимательского кодекса, принятого Сенатом Парламента Республики Казахстан 8 октября 2015 года, а также Гражданского процессуального кодекса в новой редакции, принятого 23 сентября 2015 года.

Фото: kursive.kz
Следите за новостями zakon.kz в: