Как противодействовать преступлениям в сфере государственных закупок

Сфера госзакупок является и наиболее криминогенной, наиболее подверженной коррупционным рискам.
Борьба с «теневой» экономикой, представляющей угрозу экономической безопасности страны, определена одним из приоритетов государственной политики, реализация которой осуществляется в соответствии с Антикоррупционной стратегией на 2015-2025 годы путем проведения институциональных реформ и осуществления правоохранительной деятельности.

Одним из механизмов, способствующих эффективному развитию государства, является сфера государственных закупок, благодаря которой предприятия малого и среднего бизнеса добиваются экономических результатов. При этом обязательства государства по формированию социально-экономической политики реализуются именно путем приобретения у них соответствующих товаров и услуг.

Согласно международным источникам во всех странах мира на государственные закупки ежегодно тратится до 1,5 триллиона долларов США. В развивающихся странах на долю государственных закупок приходится существенная доля валового внутреннего продукта – это порядка 9-13% ВВП.

В связи с этим, вопросы государственных закупок играют важную роль в реализации экономической политики. Однако, как показывает оперативно-следственная практика правоохранительных органов, сфера государственных закупок является и наиболее криминогенной, наиболее подверженной коррупционным рискам, где заинтересованность к так называемому «распилу» бюджетных средств проявляют как заказчики в лице должностных лиц государственных органов, так и поставщики в лице представителей частного бизнеса. При этом раскрытие и расследование уголовных правонарушений в данной сфере имеет ряд сложностей.

Анализ судебно-следственной практики по фактам хищения бюджетных средств при проведении государственных закупок показал, что лица, виновные в совершении преступлений в данной сфере, привлекаются к ответственности за присвоение или растрату вверенного чужого имущества, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, бездействие по службе.

При этом отсутствует единый подход в вопросе квалификации деяний.
Так, если в одних случаях преступление квалифицируется как «хищение вверенного чужого имущества», то в других как «злоупотребление служебным положением» либо «халатность». В одних случаях к ответственности привлекаются как должностные лица заказчика, так и поставщика, в других – только одна сторона.

При этом все указанные случаи совершаются по абсолютно идентичным схемам, с абсолютно идентичным набором объективных и субъективных признаков состава преступления. Однако подходы к квалификации различны. Решению данной проблемы могло бы способствовать нормативное постановление Верховного Суда РК по квалификации хищения бюджетных средств при проведении государственных закупок.

О необходимости принятия данного постановления ранее настаивало упраздненное Агентство финансовой полиции.

Представляемое мной Агентство, в частности, его правоохранительный блок, правом осуществления оперативно-служебной деятельности наделено менее года назад. Однако благодаря использованию предыдущего многолетнего опыта, наработанного в данной сфере, за непродолжительное время достигнут ряд результатов.

Так, с начала года из 431 находившихся в производстве уголовных дел совершение факта преступления доказано по 160 из них, в т.ч. 123 уголовных дела с обвинительным заключением направлено в суд. Осуждено 63 лица.
Сумма ущерба по оконченным производством уголовным делам составила 333 млн. тенге, из которых возмещено 265,8 млн. тенге или почти 80%.

Приведу ряд характерных примеров. Так, в Акмолинской области направлено в суд уголовное дело в отношении заместителя руководства Управления здравоохранения области, получивших взятку в сумме 300 тыс. тенге за признание победителем ТОО в конкурсе по государственным закупкам на капитальный ремонт здания врачебной амбулатории на сумму 37 млн. тенге.

В Кызылординской области уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям в отношении членов государственной приемной комиссии по факту совершения служебного подлога путем подписания акта приемки объекта «Строительство поликлиники на 250 человек в п.Жосалы Кармакчинского района» с заведомо ложными сведениями, с не поставленным медицинским оборудованием на сумму более 117 млн. тенге. Ущерб возмещен в полном объеме.

В Алматы направлено в суд уголовное дело в отношении ректора одного из ВУЗов, который в августе 2013 года похитил бюджетные денежные средства, выделенные на строительство общежития на 512 мест путем незаконного подписания акта приема оборудования на сумму 48 млн. тенге (три лифта и технологическое оборудование для общежития) от ТОО «Фламинго-9», достоверно зная об их отсутствии, из которых 26 млн. тенге направил на погашение задолженности своего кредита.

Работа Агентства по противодействию правонарушениям в сфере государственных закупок осуществляется не только путем реализации правоохранительных функций нашего ведомства, но и путем нормотворческой деятельности, использования профилактических функций. Так, в рамках Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательство РК по вопросам государственных закупок» реализовано предложение Агентства о наделении отдельного государственного органа функциями по организации и проведению всех конкурсов по государственным закупкам.

Кроме того, Агентством последовательно продвигается и ряд других предложений, направленных на сокращение коррупционных рисков в данной сфере. Наряду с этим, в настоящее время переформатированы подходы Агентства по борьбе с преступностью. Понимая, что достичь эффективных результатов лишь путем уголовного преследования виновных лиц невозможно, деятельность Агентства акцентирована на профилактику преступности, реализация правоохранительной функции является дополнением этой работы.
В целях предупреждения коррупционных правонарушений антикоррупционной службой на регулярной основе проводится мониторинг государственных закупок. В случае установления завышения стоимости товаров, работ или услуг государственному органу-заказчику вносятся соответствующие рекомендательные письма.

За 8 месяцев текущего года в результате такой работы предотвращено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 4,3 млрд. тенге, что в 14 раз выше результативности возмещению ущерба по уголовным делам (265, 8 млн. тенге).

Антикоррупционная служба использует весь имеющийся потенциал для противодействия преступлениям в сфере государственных закупок, не смотря на имеющиеся здесь трудности. Полагаю, что подключение к данному процессу всех заинтересованных государственных органов в пределах их полномочий позволит минимизировать криминогенные риски в данной сфере, обеспечить рациональное и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на соответствующие государственные программы.

Ескали Саламатов, заместитель руководителя Департамента досудебного расследования Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции




Акмолинская область Актау Актобе Алматы Кызылорда Кызылординская область Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: