Религиозная ситуация в Казахстане остается стабильной – эксперт

Формирование антитеррористического сознания - важный компонент обеспечения национальной безопасности.

Основная информационно-разъяснительная работа в 2018 году в сфере противодействия религиозному экстремизму была направлена в Казахстане на реализацию стратегических задач, отраженных в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы, а также на освещение внесения правок в закон о религии. Как шла эта работа - расказывает директор образовательного центра «Бiлiм», независимый эксперт Руслан Иржанов, сообщает Zakon.kz.

Анализируя информационно-разъяснительную работу в религиозной сфере Казахстана в 2018 году, хотелось бы отметить в качестве важного шага проведение управлениями по делам религий (УДР) ряда областей аттестации членов информационно-разъяснительных групп (ИРГ) с учетом разноплановых характеристик, таких как специализация лектора, образовательный уровень, этнический, гендерный и возрастной показатели. Эта мера была реализована согласно Дорожной карте по модернизации деятельности ИРГ по вопросам религий. Аттестация позволила осуществить оптимизацию их состава и сократить его вдвое.

В качестве примера можно привести Карагандинскую область. Если в 2017 году в списках ИРГ числилось 483 человека, то после аттестации их осталось 286. Оптимизация состава ИРГ за счет вывода из их состава участников, не обладающих должной квалификацией, способствовала повышению качества проводимых в последующем мероприятий с населением.

Как известно, религиозный экстремизм и терроризм представляют собой многоплановую угрозу, имеющую в своей подоплеке не сколько религиозные мотивы, сколько геополитические интересы мировых держав.

Общая стратегия идеологов экстремистских и террористических организаций выражается в стремлении реализовать в Центрально-азиатском регионе «доктрину управляемого хаоса» в рамках гибридных технологий. Соответственно, профилактика распространения радикальной идеологии требует выработки адекватных контрмер на основе комплексного, междисциплинарного подхода.

Согласно приоритетным задачам, вытекающим из государственных программ, в целях укрепления светских устоев государства в процессе общей профилактики должны быть активно задействованы специалисты светских дисциплин - политологи, психологи, религиоведы, культурологи, историки, юристы, этнопедагоги и др.

Привлечение же теологов целесообразно лишь в процессе специальной (адресной) и индивидуальной (пенитенциарной) профилактики. При этом целью адресной профилактики является корректировка религиозных взглядов и мировоззренческих установок верующей части граждан, подверженных влиянию идеологии нетрадиционных религиозных течений. Следовательно, задача по повышению уровня религиозной грамотности населения должна осуществляться лишь выборочно и касаться только религиозно-практикующих граждан. Тем не менее на практике нередко наблюдается активное привлечение к встречам с населением в рамках общей профилактики именно теологов, а не религиоведов.

В целом анализ направлений деятельности УДР в регионах показал, что информационно-разъяснительная работа проводится в трех основных направлениях. Первое - среди активной части населения, здесь в основном акцент выступлений лекторов направлен на разъяснение государственной политики в религиозной сфере. Мероприятия проходят в формате встреч, круглых столов, семинаров. Задачей данных общепрофилактических мероприятий является предупреждение распространения среди населения радикальной идеологии нетрадиционных религиозных течений.
Второе – среди маргинальных слоев населения. Здесь привлекаются работники соцзащиты, здравоохранения, теологи. Задачей специальных (адресных) профилактических мероприятий среди маргинальных фокусных групп населения наряду с предупреждением колеблющихся граждан, является также переубеждение лиц, уже подпавших под влияние идеологии деструктивных религиозных течений.

Третье – профилактическая работа среди осужденных в исправительных учреждениях. Наряду с общепрофилактическими мероприятиями среди основного контингента осужденных, а также переубеждением колеблющихся адептов НРТ, в качестве главной задачи данного направления профилактики штатные теологи и психологи УДР выделяют реабилитацию лиц, ставших жертвами радикальной такфиристской идеологии и их последующую переориентацию на позиции традиционной религии. Ознакомление с мероприятиями, проводимыми по линии УДР в учреждениях КУИС, свидетельствует о серьезном внимании к данному направлению деятельности. Однако наблюдается нехватка квалифицированных теологов и психологов, способных на высоком профессиональном уровне проводить мероприятия в рамках специальной и индивидуальной профилактики. Отдельно стоит отметить актуальность работы региональных УДР по взаимодействию с местными СМИ.

Основная информационная работа в 2018 году была направлена на реализацию стратегических задач, отраженных в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы, а также на освещение обсуждения Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Информация о проделанной работе регулярно направляется в отдел работы со СМИ Комитета общественного согласия.

В центральных и региональных СМИ опубликовано внушительное количество материалов. Активная работа проводится в интернет-пространстве, в социальных сетях Фейсбук, Вконтакте, а также в мобильном мессенджере WhatsApp, где распространены различные печатные и видео материалы.

Проводимая в регионах информационная работа в целом строится на методологической основе базовых программных документов, определяющих стратегические задачи, приоритеты и целевые индикаторы государственной информационной политики. Усилия организаторов ИРР направлены на реализацию основных приоритетов программы «Рухани жаңғыру», Послания главы государства «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы, а также разъяснение предстоящих изменений в законодательстве в сфере религии.

В целом анализ организации ИРР в республике позволяет резюмировать, что в процессе организации деятельности ИРГ учитываются основные направления согласно стратегическим целям и приоритетам, отраженным в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы, а именно:
- укрепление светских устоев государства;
- совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений;
- недопущение использования религии в деструктивных целях;
- пропаганда межконфессионального согласия;
- повышение правовой и религиоведческой грамотности;
- профилактика религиозного экстремизма и терроризма;
- профилактика распространения в обществе идеологии, пропагандирующей религиозный экстремизм и терроризм;
- проведение разъяснительной работы среди приверженцев радикальных религиозных идеологий, в том числе отбывающих наказание в учреждениях КУИС.

В связи с этим, можно констатировать, что в процессе организации профилактической работы в регионах достигаются следующие основные задачи ИРГ:
- повышение информированности граждан и обеспечение поддержки населением политики государства в сфере межконфессионального согласия и религиозных отношений;
- формирование правовой культуры у граждан посредством повышения уровня юридической грамотности в сфере религии;
- профилактика и предупреждение социальных конфликтов на межконфессиональной и внутриконфессиональной основе;
- формирование и распространение принципов гуманизма, толерантности и духовного единства;
- информирование населения о деятельности религиозных объединений и течений в Казахстане, раскрытие сущности деятельности традиционных религий.

В качестве рекомендаций можно пожелать, что в целях обеспечения непрерывности информационно-разъяснительной профилактической работы и преодоления существующей «сезонности» в ее организации целесообразно использовать механизмы, предусмотренные в законе о государственных закупках о возможности финансирования социально-значимых проектов из одного источника на срок до трех лет.

К данной категории проектов разумно отнести мероприятия по реализации всех трех видов профилактики - общей, адресной, индивидуальной (пенитенциарной) как на республиканском, так и региональном уровне. При этом организаторам конкурсов важно согласовать состав экспертов и спикеров, привлекаемых к работе с населением на предмет уровня их компетенций.
Одним из указанных социально-значимых проектов, требующих беспрерывного круглогодичного режима деятельности, представляется дальнейшее повышение квалификации членов ИРГ до экспертного уровня и оптимизация их состава. Рекомендуется регулярно проводить аттестацию членов ИРГ всех уровней.

В мероприятиях общепрофилактической направленности, проводимых с широкими слоями населения, рекомендуется привлекать экспертов по следующим специальностям: религиоведение, политология, психология, юриспруденция, история, культурология, этнопедагогика. В то время как экспертов по специальности «теология» целесообразно задействовать преимущественно в мероприятиях специальной (адресной) и индивидуальной (пенитенциарной) профилактики.


Также необходимо уделять больше внимания профилактической работе в среде неохристианских и протестантских общин. К этим мероприятиям целесообразно активнее привлекать квалифицированных экспертов из профильных научно-исследовательских организаций и уполномоченных государственных органов.


Наряду с религиозной составляющей в работе ИРГ необходимо обратить внимание на другое важное направление профилактической информационно-разъяснительной работы, а именно – необходимость начальной антитеррористической подготовки населения и разъяснение гражданам правил поведения в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной актом терроризма.

В этих целях рекомендуется включить в состав ИРГ специалистов из числа сотрудников и ветеранов правоохранительных и специальных органов, способных квалифицированно разъяснять населению значение принятых в Казахстане уровней террористической опасности - желтый, оранжевый и красный.

В целях расширения ассортимента тематической видеопродукции профилактической направленности, актуальным представляется создание по госсоцзаказу наряду с видеороликами и документальными фильмами также и коротких видео-лекций квалифицированных экспертов - юристов, религиоведов, теологов, психологов, политологов, культурологов, этнопедагогов и других.

Важным условием совершентствования информационно-разъяснительной работы в религиозной сфере является создание пула квалифицированных экспертов – членов ИРГ. Для этого необходимо осуществить постепенный переход от формирования ИРГ на волонтерской основе к созданию групп из числа высококвалифицированных специалистов в сфере пропаганды и контрпропаганды, действующих на профессиональной основе. Соответственно, этот квалифицированный труд должен быть достойно оплачиваемым через механизм госсоцзаказа.

Итак, мониторинг и анализ информационно-разъяснительной работы в Казахстане позволяет констатировать, что комплексный подход к организации профилактической работы обеспечил заметные положительные результаты по ряду базовых критериев, определяющих эффективность в вопросах контроля и формирования религиозной ситуации. Так, согласно результатам социологического исследования «Доля населения, положительно оценивающего государственную политику в сфере межконфессиональных отношений» - 87,4% опрошенных положительно оценили эффективность деятельности госорганов в религиозной сфере. Данные показатели соответствуют целевым индикаторам, отраженным в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы.

Результатом системной информационно-разъяснительной ра¬боты является межконфессиональное согласие, отсутствие конфликтов и противоречий на религиозной почве. Религиозная ситуация остается стабильной.

Следите за новостями zakon.kz в: