Контрабанда табака зависит от коррумпированности и дырявости таможенной системы - эксперт

Также контрабанда табачных изделий зависит от уровня «жесткости» контролирования  и администрирования налогов.
Так считает известный  эксперт по  контрабанде табака в Европе Люк Йохансон из Бельгии, с которым  мы были на Шестой  сессии  Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против  табака, которая прошла в Москве буквально несколько   дней назад. В ней  участвовало более 180 стран из всех уголков земного шара, обсуждался ряд важных вопросов, но самым главным было утверждение Статьи 6 Рамочной  конвенции.  Ее поддержали практически  все страны, в том  числе Казахстан. 

По сути, эта норма является проектом  руководящих принципов в  области налогообложения табака. Как считает г-н Йохансон, из  всех мер по борьбе  против  табака, повышение  акцизов на табак – самое эффективное.

Справка Zakon.kz
По данным, представленным на московской конференции, в прошлом веке курение  табака  убило сто миллионов человек и если сейчас не предпринять должные меры, то в XXI веке табачная эпидемия унесет  миллиард жизней и особенно в  странах с низкими и средними доходами населения. 

- Повышение  акцизов на табак – самая эффективная мера против потребления табака. Высокий акциз и цена на сигареты снижают продажу сигарет, что в свою очередь снижает распространенность курения, количество новых курильщиков и повышает количество бросивших курить. Кроме того, эта  мера приносит очень большие доходы в бюджет страны. То есть это тройной выигрыш, когда есть только преимущества и никаких проблем, никаких недостатков. 

- Люк, расскажите, пожалуйста, более подробно о Статье 6 Рамочной конвенции и руководящих принципах.

- Должен сказать, проект руководящих принципов  рассматривался  в ходе переговоров по глобальному  вопросу - Рамочной Конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против  табака. В целом в Статье 6  говорится  о важности повышения налогов на табачные изделия, о снижении распространенности употребления табака, а руководящие принципы дают более специфическую рекомендацию, как именно повышать налоги, акцизы. При этом была сноска, что ВОЗ в качестве оптимального уровня рекомендует акциз на сигареты в размере 70 процентов  от розничной цены пачки. Но это, конечно, просто рекомендательный  документ, тут никаких нарушений  суверенитета  стран нет. 

При обсуждении Статьи 6 трудно было сразу  спрогнозировать, будет ли она  утверждена или нет, хотя по большому счету были   позитивные знаки. Мы наблюдали за  европейским регионом, там были  и  Европейский  союз, и Россия, и Турция и все они высказались за принятие  данной статьи без изменений. Их примеру последовали другие  регионы, поэтому мы надеялись и верили, что она, скорее всего, будет принята, и наши прогнозы оправдались.

- Какие  страны или Стороны конвенции были против принятия Статьи 6?

- Ее поддержали все регионы, все были за то, чтобы она  была принята на  этой  конференции и чтобы  ее внедрили по всему миру. Единственное, поначалу вызывали  обеспокоенность  Япония и Китай, мы не всегда знаем, что они предпримут, но и они при обсуждении  тоже высказались «за». 

Справка Zakon.kz
На встрече в Москве китайская сторона заявила, что они придают   огромное значение здоровью людей и  контролю над табачными изделиями и правительство Китая разработало план борьбы с табаком на 2012-2015 годы. «Мы  стремимся  к  снижению курения и проводим  информационную компанию среди нашего общества  по борьбе с  незаконной торговлей табачными изделиями. За  последние  2-3 года  все госучреждения Китая  приняли участие  в этой деятельности, и в конце  2013 года наше правительство выступило с  призывом ко всем  активнее выступать за запрет   курения  в общественных местах, и это было позитивно встречено  гражданским обществом», заявила представитель китайской стороны.  По ее словам, в Китае принимаются законодательные и образовательные меры в области налогообложения, образования с тем,     чтобы  преодолеть негативное  влияние табака и пассивного курения.

- Господин Йохансон, а что-нибудь тормозило принятие Статьи 6 на этой  конференции?

- Была некая обеспокоенность некоторых стран по поводу суверенитета на  налоговую политику, но в  руководящих принципах, которые обсуждались в Москве, этот суверенитет был  подчеркнут везде, практически  в  каждом пункте. То есть страны пытались защитить свой суверенитет по налоговой  политике, и они этот вопрос, конечно же,  поднимали. Жесткую позицию против высказала только Гватемала. 

- Какой  может быть эффект от принятия этой статьи? 

- На мой взгляд, эта  статья  будет иметь такой же мощный  эффект, как и статья 8 о бездымной политике. В свое время только две страны в мире практиковали стопроцентную бездымность, а по прошествии каких-то десяти лет уже  практически все страны  внедряют у себя бездымную политику, освобождаются от табачного дыма, от курилок. Также, считаю, эта  статья поможет странам эффективно повысить налоги на табак и снизить его потребление.

- Как вы думаете, связано ли повышение  акцизов на табачные изделия  с их контрабандой? 

- Повышение  акцизов может привести к контрабанде табачной продукции, но сказать, что это напрямую связано с уровнем налогов, нельзя, потому что контрабанда на  самом деле  зависит от уровня «жесткости» контролирования, администрирования налогов,  коррумпированности  и дырявости таможенной системы. Если у  вас низкие  штрафы за контрабанду, если  у вас  высокий  уровень коррупции, если  у  вас нет  методов  мониторинга за  контрабандистами, за людьми, которые перевозят эту продукцию, тогда  контрабанда может быть логичным следствием. Опыт Англии, к примеру, показывает, что там  в  2000 году стоимость  сигарет была 5 евро, а  в  2013 году 10 евро. Как видим, двукратное повышение  цены. При этом, контрабанда  снизилась с  21  до 9 процентов, более чем наполовину. Даже при такой  высокой цене  как 10 евро, контрабанда  снизилась в  два раза. И таких примеров много – Южная Африка, Канада, Турция.

В европейском регионе  самые низкие цены на  сигареты в прибалтийских странах – Эстонии, Литве, Латвии. Но у них самый  высокий уровень контрабанды, потому что они  соседствуют с Беларусью и Россией, где  цены на  сигареты еще ниже. Это означает, что уровень акциза не  является показателем того, что контрабанда будет. Контрабанда, еще раз повторяю, зависит не от уровня акциза, а зависит от уровня  коррумпированности и дырявости таможни, слабости контроля и администрирования. Контрабанда  сигарет  возникает из-за того, что в страну  легко проникнуть, что за границами там  плохо блюдут, слабо контролируют сбор налогов. 

Справка Zakon.kz
- Рост прямых расходов на здравоохранение вследствие болезней, вызванных употреблением табака, и повышение косвенных расходов в результате  преждевременной смерти, инвалидности из-за болезней, связанных с табаком и потерь в  производительности являются  важными отрицательными последствиями употребления табака.
- Эффективные налоги на  табачные изделия не только ослабляют эти внешние последствия за счет сокращения потребления и распространенности, но и  способствуют снижению государственных расходов на  покрытие затрат здравоохранения, связанных с потреблением табака. 
- Осуществление Статьи 6 РКТБ ВОЗ является  важным элементом политики борьбы против табака и усилий по улучшению здоровья населения. Налоги на табак должны  применяться в рамках всеобъемлющей стратегии борьбы против табака  в соответствии с  другими статьями РКТБ ВОЗ (Проект Руководящих принципов осуществления Статьи 6 РКТБ ВОЗ).

  
Торгын Нурсеитова 
(перевод Дарьи Халтуриной)
Алматы -  Москва 


Актау Актобе Алматы Бельгия Китай Кызылорда Латвия Литва Москва Нур-Султан Семей Эстония
Следите за новостями zakon.kz в: