Как защитить права граждан, пострадавших от ядерных испытаний (Ануарбек Скаков, Управляющий партнер Казахстанской лиги юристов)

Как защитить права граждан, пострадавших от ядерных испытаний

 

О проблемах применения ст.13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (в случае выезда пострадавших граждан на постоянное место жительства за пределы территорий радиационного риска).

29 августа 2016 года исполняется 67 лет со дня взрыва в 1949 году первой атомной бомбы в Советском Союзе, положившей начало ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, и одновременно - 25 лет со дня закрытия Семипалатинского испытательного полигона указом Президента Казахской ССР Назарбаева Н.А. от 29 августа 1991 года № 409.

Неслучайно Генеральной Ассамблеи ООН, была принята резолюция 64/35, объявившая 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний. Резолюция ООН призывает к более активному просвещению и информированию людей «о последствиях испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов и необходимости их прекращения как одному из средств достижения цели построения мира, свободного от ядерного оружия».

В апреле 2016 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе участия на Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне (США) еще раз напомнил мировому сообществу о необходимости запрета всех ядерных испытаний. Глава государства подчеркнул, что благодаря поддержке казахстанского народа был закрыт советский Семипалатинский ядерный полигон, после чего страна отказалась от всего ядерного оружия на своей территории. «Уничтожение запасов оружия и ядерных материалов привнесло в наш регион безопасность и стабильность. Более прочная безопасность, однако, может быть обеспечена лишь через структуры, ориентированные на взаимную безопасность всех сторон», - заявил Нурсултан Назарбаев.

Как известно, воздействие радиационного излучения на живой организм вызывает в нем различные обратимые и необратимые биологические изменения. И эти изменения делятся на две категории - соматические изменения, вызываемые непосредственно у человека, и генетические, возникающие у потомков. Осознавая ответственность за многолетние ядерные испытания фактически в населенной местности (полигон находится в 130 км. от города Семипалатинска, на левом берегу реки Иртыш) в Казахстане был принят Закон РК от 18.12.1992г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», установивший ряд льгот для пострадавших граждан.

Но, несмотря на принятие данного закона и политику Президента страны при реализации прав граждан на получение, установленных законом льгот, возникает ряд проблем, решить которые не удается до настоящего времени. Описание данных проблем приводится далее.

Правоотношения в сфере социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне регулируется, в определённой мере, следующими нормативными актами:

1. Конституция РК (ст.1, ст.14, ст.29, ст.31);

2. Закон РК от 18.12.1992г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее - Закон);

3. Закон РК от 12.01.2016г. «Об использовании атомной энергии» (в части п.2 ст.4);

4. Экологический кодекс РК (ст. 177);

5. Стандарт государственной услуги «Регистрация граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплата единовременной государственной денежной компенсации, выдача удостоверений», утвержденный Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года №279;

6. Правила регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплаты им единовременной государственной денежной компенсации и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года №110.

 

Основные понятия:

Территории радиационного риска - территории, на которых эффективная эквивалентная доза облучения для населения превышает 0,1 бэр за весь период испытаний (зона чрезвычайного радиационного риска; зона максимального радиационного риска; зона повышенного радиационного риска; зона минимального радиационного риска; территория с льготным социально-экономическим статусом);

Пострадавшие вследствие ядерных испытаний (согласно ст.10 Закона):

- граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 гг.), подземных ядерных взрывов (1966-1990 гг.);

- граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990г.;

- дети лиц, указанных во втором и третьем абзацах настоящей статьи, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей в указанных в Законе зонах.

Экологические удостоверения - удостоверения, выданные лицам, указанным в ст.10 Закона, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом.

Семипалатинский полигон - один из крупнейших ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» - Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе было проведено именно на этом полигоне 29 августа 1949 года.

Всего с 1949 по 1989 год на Семипалатинском полигоне было произведено около 500 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств. Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на Семипалатинском полигоне, более чем в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Последний ядерный взрыв был произведен в 1989 году.

Указом Президента Казахской ССР от 29 августа 1991 года № 409 Семипалатинский испытательный ядерный полигон был официально закрыт.

Преамбула в Законе РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» гласит: «Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия. Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение. Ликвидация этих последствий требует осуществления комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.».

Именно с целью возмещения ущерба здоровью населения, пострадавшего от ядерных испытаний была введения система мер социальной защиты, единовременная денежная компенсация и льготы постоянного характера (доплата к заработной плате, дополнительный отпуск и другие).

 

Виды льгот, установленных Законом (ст.ст.12 - 15 Закона):

1. Единовременная денежная компенсация за ущерб, причиненный ядерными испытаниями.

Выплачивается всем пострадавшим, имеющим экологическое удостоверение в размере от 0,26 до 5,23 мрп (в зависимости от зоны радиационного риска) за каждый год проживания в зоне радиационного риска до 1990 года.

Таким образом, для человека, который 20 лет проживал в зоне повышенного радиационного риска (например, в г.Усть-Каменогорск) с 1970 года до 1990 года, единовременная компенсация составит около 33 тыс.тенге (по размеру мрп 2016г.).

2. Для пострадавших граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года, установлена надбавка к пенсии (но, только для зон чрезвычайного и максимального радиационного риска), в размере от 1,83 до 2,09 мрп.

3. Дополнительная оплата труда по зонам, в размере от 1,25 до 2 мрп в месяц (то есть от 2651 до 4242 тенге по размеру мрп 2016 года).

4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам, в размере от 7 до 14 календарных дней в год.

5. Для женщин, проживающих на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний установлен более продолжительный отпуск по беременности и родам. Размер отпуска - 170 календарных дней при нормальных родах и 184 дня в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей.

6. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний, имеют право на бесплатное оздоровление (по медицинским показаниям) в санаторно-оздоровительных учреждениях.

 

Проблемные вопросы при получении указанных льгот:

Закон, как было указано выше, был принят 1992 году (через несколько лет после закрытия полигона) и с тех пор существенных изменений не претерпел. Учитывая, что за 25 лет, прошедших со дня закрытия полигона, изменилось восприятие событий 40 летнего периода ядерных испытаний, особенно у той части населения страны, которое проживает на существенном отдалении от Семипалатинского полигона и появилось поколение граждан страны, которое может быть даже не знает о существовании данного испытательного полигона.

В результате несовершенства самого закона, в результате незнания исторических условий принятия данного закона, сложилась широкая практика, когда, пострадавшие от ядерных испытаний граждане, имеющие соответствующее экологическое удостоверение, не могут получить свои льготы после того как меняют место жительства, переезжают в другие области и города страны, которые не входят в перечень территорий, подвергшихся загрязнению в следствие ядерных испытаний.

Другими словами, если в г.Усть-Каменогорске или в г.Семей льготы предоставляются всему работающему населению (доп. оплата труда и дополнительный экологический отпуск), то при переезде в г.Астану или в г.Алматы (или другие города) эти льготы уже не предоставляются пострадавшим гражданам, несмотря на наличие у них экологического удостоверения, подтверждающего право на льготы.

Работодатели, обязанные по закону предоставлять данные льготы, отказывают в их предоставлении, ссылаясь на буквальное значение норм статьи 13 Закона и официальные письма уполномоченного государственного органа - ранее это было Министерство труда и социальной защиты населения, теперь это Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

Статья 13 Закона буквально гласит следующее: «Население, проживающее на территориях, указанных в статьях 5, 6, 7, 8, 9 имеет право». Исходя из этих нескольких слов, уполномоченный орган делает вывод, что право на льготы (дополнительную оплату труда и отпуск) имеют только те, кто в настоящее время проживает на территориях радиационного риска, а те, кто выехал с данных территорий на другое место жительства, такие права сразу автоматически теряют.

Так, в письме Министерства труда и социальной защиты населения РК исх.№09-2-15/613 от 12.02.2004г. было указано: «Дополнительная оплата труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренные статьей 13 Закона, не предоставляются работающим гражданам, выехавшим и не проживающим на определенных Законом территориях независимо от наличия удостоверения, подтверждающего право на льготы и компенсации.».

В 2015 году Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в своем письме исх.№ЖТ-С-5599 от 25.11.2015г. также разъясняет: «Согласно статье 13 Закона право на дополнительную оплату труда и дополнительный оплачиваемый отпуск имеет население, проживающее на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, указанных в статьях 5,6,7,8,9 Закона, тогда как единовременная денежная компенсация статьей 12 Закона гарантируются как проживавшим, так и проживающим в зонах радиационного воздействия. Таким образом, гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, на основании удостоверения, подтверждающего право на льготы и компенсации, предоставляются льготы и гарантии, предусмотренные для них Законом, граждане, выехавшие из зон радиационного воздействия, правом на дополнительную оплату труда и дополнительный оплачиваемый отпуск не обладают.».

Именно из-за таких разъяснений Министерства, многие пострадавшие от ядерных испытаний граждане, не могут получить предоставленные им законом льготы после переезда с территорий радиационного риска в другие регионы (в том числе в г.Алматы, г.Астана). Однако, указанные выводы уполномоченных органов не соответствуют смыслу Закона и государственной политике в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от ядерных испытаний.

Статья 2 Закона гласит:

«Категории граждан, перечисленные в статье 10 настоящего Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона.

Действие настоящего Закона распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия.

Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом.».

Из смысла приведенной статьи можно сделать следующие выводы:

1) Все льготы и компенсации, перечисленные в статьях 12, 13, 14, 15 Закона, являются единым комплексом мер по возмещению ущерба здоровью граждан, пострадавших от ядерных испытаний и имеющих экологическое удостоверение;

2) Статьи 12, 13, 14, 15 Закона определяют только размер льгот, а не категории лиц, имеющих право на эти льготы;

3) Право на льготы, указанные в статьях 12, 13, 14, 15 Закона имеют все граждане, перечисленные в ст.10 Закона в равной степени (то есть пострадавшие от ядерных испытаний);

4) Выезд с территорий радиационного риска на другое место жительства в Казахстане не лишает права на получение льгот, предусмотренных Законом.

Таким образом, учитывая, что Закон прямо устанавливает факт причинения невосполнимого ущерба здоровью людей (согласно преамбуле Закона) и согласно ст.2 Закона граждане, перечисленные в статье 10 Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона, логично сделать вывод, что предоставление льгот и компенсаций, установленных в ст.13 Закона (дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительная оплата труда) осуществляется пострадавшим от ядерных испытаний гражданам, вне зависимости от места их проживания на территории Республики Казахстан, так как согласно п.2 ст.14 Конституции РК никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Но, государственные органы трактуют указанные выше нормы иначе.

Так, в письме Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан исх.№ЖТ-С-5599 от 25.11.2015г. указывается: «статья 2 Закона распространяет действие Закона на граждан, проживающих в районах и городах, расположенных на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытания ядерного оружия на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Граждане, выехавшие из указанных территорий на другое место жительства, подпадающие под действие Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными для них Законом.» Далее следует приведенный выше вывод Министерства о том, что «граждане, выехавшие из зон радиационного воздействия, правом на дополнительную оплату труда и дополнительный оплачиваемый отпуск не обладают».

Таким образом, профильное министерство просто вырывает из контекста отдельные нормы Закона, избирательно читает статьи и не придерживается общего смысла Закона. По мнению министерства, есть якобы два вида льгот:

- для всех пострадавших от ядерных испытаний граждан (вне зависимости от их места жительства) - это единовременная денежная компенсация по ст.12 Закона, размер которой в приведенном выше примере составил 33 тыс.тенге;

- льготы только для проживающих на территории радиационного риска граждан (видимо основанием для получения этих льгот является не полученный вред здоровью, а сам факт проживания на указанных территориях) - это дополнительная оплата труда, отпуск и т.д.

Такой подход министерства является явным примером расширительного толкования Закона, что недопустимо, тем более, если это приводит к нарушению конституционных прав граждан. Как было указано выше, Закон прямо устанавливает факт причинения невосполнимого ущерба здоровью людей, и соответственно выезд с территории радиационного риска на проживание в другие регионы Казахстана не может служить основанием для отказа в выплате пострадавшим гражданам. Если ущерб здоровью граждан является «невосполнимым», значит возмещение этого ущерба должно осуществляться в течение всей жизни гражданина и не может зависеть от его места проживания в стране.

Закон не устанавливает определений для терминов: «льготы», «компенсации», «меры социальной поддержки» и т.д., соответственно смысл третьей части ст.2 Закона надо понимать буквально, если данная часть гласит, что: «Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом», это значит что эти выехавшие граждане имеют право на все установленные в Законе льготы, в том числе и льготы, указанные в ст.13 Закона.

Министерство, разъясняя закон в своем письме исх.№ЖТ-С-5599 от 25.11.2015г., самовольно «добавило» слова «для них» в текст третьи части ст.2 Закона, самовольно ввело различие между терминами «льготы» и «социальная поддержка», а также добавило новый термин - «гарантии», который в Законе отсутствует. Министерство также проигнорировало не только логику, но и норму первой части ст.2 Закона, которая гласит, что: «Категории граждан, перечисленные в статье 10 настоящего Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона.». Из смысла этой нормы видно, что Закон не разделяет статьи 12, 13, 14, 15 на какие-либо различные условия их предоставления, Закон прямо гласит, что все льготы, перечисленные в статьях 12, 13, 14, 15 Закона, предоставляются всем гражданам, указанным в статье 10 Закона.

А кто указан в ст.10 Закона? Приведем точную цитату данной статьи:

«Статья 10. Категории граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний, на которых распространяется действие Закона

К пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся:

граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 гг.);

граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на этих территориях в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 года;

граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 год;

дети лиц, указанных во втором и третьем абзацах настоящей статьи, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей в указанных в Законе зонах.».

В данной статье как раз говорится про проживавших, работавших или проходивших службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения ядерных взрывов. То есть как раз все указано в прошедшем времени, так как значение имеет факт получения вреда от проводимых ранее ядерных испытаний.

Но, продолжая вырывать отдельные нормы из общего контекста Закона, уполномоченные государственные органы в своих разъяснениях по обращениям граждан указывают, что якобы льготы и компенсации, предусмотренные законом, это только единовременная денежная компенсация, установленная в статье 12 Закона.

Такой вывод основан только на том, что статья 12 Закона так и называется: «Статья 12. Льготы и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний», соответственно, по мнению госорганов все льготы для пострадавших граждан, о которых речь идет в третьей части статьи 2 Закона, - это только единовременная денежная компенсация. При этом, статья 13 Закона называется: «Статья 13. Социальная поддержка населения», отсюда госорганами делается вывод, что социальная поддержка в перечень льгот не входит, а значит не предоставляется пострадавшим гражданам, выехавшим с территорий радиационного риска.

Такой вывод не соответствует законодательству, так как заголовок статей не может служить основанием для разделения понятий «льготы» и «социальная поддержка».

Согласно ст.23 Закона РК «О правовых актах» основными структурными элементами нормативного правового акта являются абзац, часть, подпункт, пункт и статья, содержащие в себе нормы права. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. В целях удобства пользования каждые статья, глава, раздел, часть, а также параграф главы и подраздел раздела нормативного правового акта должны иметь заголовки (п.9 ст.23 Закона РК «О правовых актах»).

Таким образом, заголовок статьи не содержит в себе норму права, так как норма права может содержаться только в абзаце, части, подпункте, пункте и статье. А значит, указанные в части третьей ст.2 Закона льготы включают в себя все предусмотренные законом меры социальной защиты, входящие в главу: «Глава 4. Социальная защита граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне».

 

Но почему же в ст.13 Закона указано, что право на льготы имеет население проживающее (в настоящем времени) на данных территориях радиационного риска?

Очевидно, что слишком узкое понимание норм ст.13 Закона невозможно, так как её необходимо рассматривать вместе с остальными положениями Закона, смысл статьи 13 Закона может быть ясен только в контексте всего Закона, его целей и истории принятия.

Как известно, последний ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне был произведен 19 октября 1989 года, а полигон официально был закрыт 29 августа 1991 года. Но, прекращение испытаний ядерных и водородных взрывных устройств, вовсе не означает, что деструктивные процессы в окружающей среде прекратились. Действие ядерного оружия основано на использовании энергии, высвобождающейся в результате неуправляемой цепной реакции деления тяжелых ядер или реакции термоядерного синтеза, а для осуществления цепной реакции используются либо уран-235, либо плутоний-239 период полураспада которых составляет тысячи лет.

Таким образом, в 1992 году, на момент принятия Закона, территории, прилегающие к Семипалатинскому полигону, находились под сильным влиянием радиоактивного фона. Естественно, что в ст.13 Закона были установлены льготы для всех проживающих на данной территории граждан, без уточнения в отношении проживавших там ранее, так как в ст.10 Закона, прямо указаны лица, имеющие статус пострадавших от испытаний и имеющие право на льготы, устанавливаемые Законом.

В данной связи, совершенно не логично, что лица, в настоящее время проживающие на указанной территории, но не проживавшие там в период ядерных испытаний, имеют право на льготы по ст.13 Закона, а лица, реально пострадавшие от многолетних ядерных испытаний, но выехавшие с данных территорий, таковых льгот не имеют.

Примечательно, что в экологических удостоверениях, выданных пострадавшим гражданам указано следующее: «Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Республики Казахстан». Сомнительно, что такое примечание о действии на всей территории Казахстана указано только для получения единовременной компенсации, так как в данном удостоверении перечислены все указанные в Законе льготы (в том числе право на: дополнительную оплату труда; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.).

Следовательно, вывод Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан о территориальной ограниченности предоставления дополнительной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска опровергается содержанием, выдаваемого государством экологического удостоверения.

Кроме того, искусственное деление пострадавших граждан на «проживающих» и «проживавших» приводит к дискриминации по месту жительства, что прямо запрещено согласно п.2 ст.14 Конституции РК.

Помимо приведенных юридических доводов, имеет место также заключение Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии, находящегося в городе Семей Восточно-Казахстанской области. Так, в письме данного Научно-исследовательского института (исх.№01-20-1932 от 28.12.2015г.), указано следующее: «Основным фактором риска для лиц, подвергавшихся радиационному воздействию, вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне является эффективная эквивалентная доза облучения, которая была получена индивидуумом в период испытания ядерного оружия на полигоне. В этой связи все ранние и поздние негативные эффекты облучения, в первую очередь связаны с величиной дозы облучения, возрастом, а также вкладом нерадиационных факторов риска. Поэтому реализация постлучевых эффектов (связанных с деятельностью на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне), возможна, как при проживании на территориях, прилагающих к полигону, так и при проживании на других территориях (в том числе экологически чистых).».

Таким образом, Научно-исследовательский институт радиационной медицины и экологии подтверждает сохранение негативного эффекта, причиненного здоровью граждан, выехавших за пределы регионов, подвергшихся радиационному воздействию (например, при переезде в г.Астану или г.Алматы), а это значит, что переезд в экологически чистый район не может служить основанием для отказа в предоставлении льгот, призванных обеспечивать возмещение ущерба здоровью пострадавших граждан.

Нельзя забывать, что в ст.1 Конституции РК устанавливается: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.».

Социальное государство гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой. Право на охрану здоровья - это также одно из основных конституционных прав граждан (ст.29 Конституции РК). Принимая Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» государство взяло на себя обязанность по возмещению причиненного гражданам вреда здоровью именно во исполнение конституционного права граждан на охрану здоровья. Тот факт, что в итоге эта обязанность была переложена на работодателей (в том числе частной формы собственности) представляет собой отдельный вопрос, который также требует отдельного рассмотрения.

 

Судебная практика:

Следующим обстоятельством, заслуживающим внимания в данном контексте, является судебная практика соседних государств. Общеизвестно, что многие жители г.Семей Восточно-Казахстанской области в 90-х и 2000-х годах переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (в г.Новосибирск, г.Томск и т.д.). В связи с этим судебной системой России была сформирована единообразная судебная практика по защите прав пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, так как Российская Федерация, является официальным правопреемником СССР, а, следовательно, также несет ответственность за последствия ядерных взрывов, проводимых Советским Союзом.

Так, в результате многочисленных судебных исков бывших граждан СССР, пострадавших от ядерных испытаний, Конституционным Судом Российской Федерации было принято принципиальное решение о том, что даже после распада СССР, прибывающие в Россию граждане бывших советских республик имеют право на получение от правительства России установленных законодательством РФ льгот и компенсаций.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. №404-О указано:

«Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя. Признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер. Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение».

Конечно законодательство Российский Федерации имеет свои особенности, но принципиальный поход к данной проблеме должен быть единым. Республика Казахстан также обязана гарантировать свои гражданам право на охрану здоровья, на социальное обеспечение и на возмещение вреда, причиненного в результате радиационного воздействия.

Доказательством достоверности и обоснованности данных выводов является тот факт, что Решением Алматинского районного суда города Астана от 21.04.2016 года были удовлетворены исковые требования о взыскании дополнительной оплаты труда и компенсации за непредоставленный дополнительный оплачиваемый экологический отпуск. Дело рассматривалось в г.Астане по иску лица, имеющего экологическое удостоверение гражданина, пострадавшего от ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне. Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2016г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, в связи с чем решение Алматинского районного суда города Астана от 21.04.2016 года вступило в законную силу 29 июля 2016г.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Закон РК от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» не верным образом толкуется со стороны уполномоченных государственных органов (отраслевых министерств) в течение многих лет, что приводит к массовому нарушению конституционных прав граждан.

В правовом и социальном государстве такое положение является недопустимым, и приведенная выше судебная практика Казахстана и России свидетельствует о необходимости изменения сложившейся ситуации в сторону законности и защиты прав граждан.

Ануарбек Скаков

Управляющий партнер

Казахстанской лиги юристов (www.e-law.kz)

 

Следите за новостями zakon.kz в: