Соблюдая досудебный порядок (А. Мухамедьярова, судья СМЭС г. Алматы)

Соблюдая досудебный порядок

 

А. Мухамедьярова,

судья СМЭС г. Алматы

 

Гражданским процессуальным кодексом акцентировано внимание на соблюдении спорящими сторонами досудебного порядка урегулирования спора. В целях возможного разрешения спора без обращения в суд, в случаях, когда это предусмотрено законом или договором, стороны обязаны соблюсти досудебный порядок.

Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в действие 1 января 2016 года, содержит ряд положений касательно досудебного урегулирования спорных правоотношений.

В основном, требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, остались прежними, но теперь при подаче искового заявления истец должен приложить документ, подтверждающий, что он направил ответчику или его представителю, третьим лицам копии искового заявления и приложенных к нему документов. Раньше это было обязанностью суда, а сегодня истец сам направляет иски ответчику и другим лицам, участвующим в деле.

Для выяснения судом соблюдения истцом обязательного порядка предварительного досудебного разрешения спора, теперь при подаче иска, спорящая сторона должна указывать в исковом заявлении сведения о соблюдении ею досудебного порядка обращения к ответчику и прикладывать к исковому заявлению документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. При неисполнении истцом этих требований судья обязан согласно п. 1 ч. 1 ст. 152 ГПК РК возвратить ему такое исковое заявление для того, чтобы стороны приняли меры к урегулированию спора до обращения в суд. Такой возврат искового заявления не лишает истца права вторично обратиться в суд с тем же иском после соблюдения им досудебного порядка урегулирования спора.

Досудебный порядок урегулирования спора необходим в случаях, установленных законом или предусмотренных договором. Так, при возникновении спора сторона должна установить, каким законом она будет руководствоваться при возникших спорных правоотношениях. В случае, если в конкретном законе предусмотрено требование о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, истец должен направить ответчику соответствующую претензию. Претензия составляется в произвольной форме. В ней указывается суть спора, нарушение, допущенное ответчиком, требование об устранении нарушения, а также указывается срок, в течение которого предлагается дать ответ на претензию. Претензия должна быть направлена заказным письмом, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее получения ответчиком.

Так, согласно ч. 2 ст. 402 ГК РК требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно ст. 706 ГК РК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Согласно ст.ст. 22 и 42 Закона РК «О защите прав потребителей» потребители и общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.

1 января 2016 года вступил в действие и Трудовой кодекс РК. Согласно ст. 159 ТК РК теперь индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица. Из этого следует, что при возникновении трудовых споров спорящая сторона, прежде чем обратиться в суд, должна обратиться с соответствующим заявлением в согласительную комиссию. При неурегулировании спора согласительной комиссией или неисполнении решения согласительной комиссии стороной трудового договора в течение двух месяцев со дня вручения копии решения согласительной комиссии спорящая сторона может обратиться в суд.

Кроме случаев, установленных законом, стороны при заключении договоров могут сами предусмотреть в них обязательность досудебного урегулирования спора.

Согласно действующему ГПК РК сегодня у спорящих сторон имеется возможность урегулировать спор без вмешательства третьих лиц на основе уступок и взаимных удовлетворений встречных требований путем применения примирительных процедур.

Так, Гражданским процессуальным кодексом предусматривается урегулирование спора тремя видами способов: заключение мирового соглашения, заключение соглашения об урегулировании спора в порядке медиации и заключение соглашения в порядке партисипативной процедуры.

Последние два вида являются аналогами мирового соглашения, но отличаются между собой тем, что медиативное соглашение проводится при содействии медиатора, которого выбирают стороны сами, а партисипативное соглашение заключается при содействии адвокатов, которых стороны наняли для защиты своих интересов.

Примирительные процедуры законом предусмотрены для того, чтобы уменьшить и временные затраты сторон. При применении примирительных процедур стороны смогут уменьшить финансовые затраты, связанные с оплатой государственной пошлины и др. судебных издержек, а на стадии исполнения - с оплатой исполнительской санкции, оплатой вознаграждения частных судебных исполнителей и др.

Примечательно, что при утверждении судом мирового соглашения и соглашения урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры или при утверждении судом соглашения, заключенного в порядке медиации, истцу возвращается из бюджета уплаченная им государственная пошлина.

Стороны также могут сократить время, необходимое для участия в судебных процессах. Так, срок рассмотрения судом первой инстанции гражданского дела установлен в два месяца, не считая времени для принятия искового заявления к производству суда (15 рабочих дней). При этом следует учесть, что решение суда обжалуется в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме; в суде апелляционной инстанции дело по апелляционной жалобе рассматривается также в течение двух месяцев с момента поступления апелляционной жалобы. В кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты в случае соблюдения апелляционного порядка обжалования могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу. При этом, в случае пропуска срока на обжалование судебных актов в апелляционном порядке ходатайство может быть подано в суд кассационной инстанции после рассмотрения судом первой инстанции заявления о восстановлении срока на обжалование, а в случае отказа - после рассмотрения частной жалобы, протеста, апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции.

Тогда как судебные акты по делам, оконченным мировым соглашением об урегулировании спора в порядке медиации или соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, не подлежат пересмотру в кассационном порядке.

При утверждении судом одного из указанных способов примирительных процедур судом выносится соответствующее определение, которым утверждается соглашение об урегулировании спора, например, в порядке медиации, и производство по делу прекращается. Таким образом, решение судом по поводу прав и обязанностей сторон не принимается.

Указанное означает, что при заключении примирительных процедур нет виновной и правой стороны, поскольку сторонами достигается компромиссное решение на основе добровольного согласия.

Актау Актобе Алматы Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: