Вопросы правового регулирования сельскохозяйственных кооперативов (Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского общественного университета)

Вопросы правового регулирования
сельскохозяйственных кооперативов

 

С.И. Климкин, к.ю.н.,

профессор Каспийского общественного университета

 

Правовое положение сельскохозяйственного кооператива определяется Законом РК от 29 октября 2015 г. № 372-V «О сельскохозяйственных кооперативах». При этом его статус довольно противоречив.

Так, пунктом 5 ст. 96 ГК РК установлено, что правовое положение сельскохозяйственного кооператива, образуемого в форме производственного кооператива, а также правовое положение, права и обязанности его членов определяются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах».

Однако пунктом 2 ст. 2-1 Закона РК от 05 октября 1995 г. «О производственном кооперативе» установлено, что действие настоящего Закона не распространяется на отношения по регулированию правового положения сельскохозяйственного кооператива, образуемого в форме производственного кооператива, а также правового положения, прав и обязанностей его членов, которые определяются Законом Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах».

Таким образом, с одной стороны, законодательство устанавливает, что сельскохозяйственный кооператив создается и действует в форме производственного кооператива. С другой - не допускает применение к сельскохозяйственным кооперативам норм Закона о производственном кооперативе.

Еще большую сумятицу в этот вопрос вносит пункт 4 ст. 5 Закона о сельскохозяйственных кооперативах, согласно которому фирменное наименование сельскохозяйственного кооператива должно включать в себя его название с указанием слов «сельскохозяйственный производственный кооператив» или аббревиатуры «СПК».

Другая проблема связана с введением в действие Закона о сельскохозяйственных кооперативах.

Так, со дня введения его в действие с 1 января 2016 г. утратили силу следующие Законы РК:

- от 21 июля 1999 г. «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан»;

- от 25 декабря 2000 г. «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)»;

- от 8 апреля 2003 г. «О сельском потребительском кооперативе водопользователей».

Также установлено, что сельские потребительские кооперативы, сельские потребительские кооперативы водопользователей, сельскохозяйственные товарищества обязаны пройти процедуру реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При невыполнении указанных требований по истечении одного года с момента вступления в силу настоящего Закона указанные кооперативы подлежат ликвидации по решению суда.

При этом в Законе не указано, в какой форме должна быть произведена реорганизация. Вероятно, разработчики этого Закона и законодатель оставили этот вопрос на домысливание членам (участникам) и руководителям указанных юридических лиц, а также регистрирующим органам.

Однако очевидно, что в какой бы форме такая реорганизация не предполагалась, она не может быть осуществлена с сохранением или появлением (последнее - при реорганизации в форме разделения, выделения или слияния) юридических лиц названных организационно-правовых форм.

Иными словами, в связи с отменой названных Законов сельские потребительские кооперативы, сельскохозяйственные товарищества и сельские потребительские кооперативы водопользователей были исключены из перечня организационно-правовых форм юридических лиц.

Остается преобразование. Но в юридическое лицо какой организационно-правовой формы? Здесь мне видятся лишь два варианта: в «просто потребительский кооператив» или сельскохозяйственный кооператив (но не в религиозное объединение, политическую партию, автономную организацию образования, кооператив собственников квартир или нотариальную палату же?). Но оба варианта также порочны.

Возможность преобразования в «просто потребительский кооператив» не противоречит законодательству, но показывает ущербность самой системы некоммерческих организаций.

Напомним, что в отличие от закрытого Гражданским кодексом перечня коммерческих организаций, перечень форм некоммерческих организаций является «приоткрытым» для иных законодательных актов (ст. 34 ГК РК). Закон от

16 января 2001 г. № 142-II

«

О некоммерческих организациях» также его «закрывать» не стал.

Данное обстоятельство вызывает заслуженные нарекания не только со стороны цивилистов, но теоретиков права, поскольку дает возможность для придумывания и принятия отдельных законов специально для конкретных юридических лиц (например, «Назарбаев Университет», «Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан»).

Еще сложнее вопрос с возможностью преобразования сельских потребительских кооперативов, сельских потребительских кооперативов водопользователей и сельскохозяйственных товариществ в сельскохозяйственные кооперативы.

Ответ, казалось бы, «на поверхности»: поскольку законы об указанных формах юридических лиц поставлены на отмену в связи с принятием Закона о сельскохозяйственных кооперативах, то в юридическое лицо этой организационно-правовой формы им и надлежит преобразоваться.

Но не все так просто, поскольку мы упираемся в вопрос о самой возможности преобразования некоммерческих юридических лиц в коммерческие. Сторонники идеи возможности такого преобразования обычно выдвигают тезис: в гражданском праве, в отличие от административного и уголовного, действует принцип «разрешено всё, что не запрещено». И, поскольку прямого запрета на преобразование некоммерческой организации в коммерческую гражданское законодательство не содержит, значит, такое преобразование возможно.

Однако, на наш взгляд, указанный подход к основам законодательного регулирования правоотношений ущербен. Ведь помимо метода прямого запрета (императива) и принципа собственно свободы гражданских правоотношений (на примере регулирования договоров) существуют и менее категоричные способы регулирования, например, через предписание. Так, частью первой п. 1 ст. 19 Закона «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может быть создана путем ее образования, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Однако ни один из Законов Республики Казахстан, непосредственно посвященных организационно-правовым формам коммерческих организаций (а их немного: от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе», от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах», от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах» и от 5 октября 1995 г. №2486 «О производственном кооперативе»), не допускает возможности создания коммерческой организации путем преобразования в нее некоммерческой организации.

Иначе говоря, такого дозволения нет.

Подводя итог настоящему краткому исследованию правового положения сельскохозяйственных кооперативов, отметим, что разработчики данного Закона не вполне деликатно нарушили целостность системы организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, которой справедливо гордятся ее создатели - авторы Гражданского кодекса Республики Казахстан.

 

Следите за новостями zakon.kz в: