Цены на бензин выросли в Казахстане

В РК снова выросли цены на бензин. Так, в Алматы топливо самой популярной марки АИ-92 можно купить за сумму от 179 до 185 тенге, сообщает Zakon.kz.

По данным Агентства по защите и развитию конкуренции на 10 декабря 2021 года, ценники на один литр АИ-92 в крупных сетях разных регионов республики выглядят так:

Фото: Zakon.kz

По данным Нацбанка, в производстве нефтепродуктов зафиксировано ускорение роста цен на бензин до 28,1% и дизельное топливо – до 11,4%.

В Минэнерго на вопрос редакции, чем вызван рост цен на бензин, ответили, что «цены на нефтепродукты в Казахстане не регулируются. Они формируются самим рынком за счет спроса и предложения».

На запрос, как будет развиваться ситуация на топливном рынке в ближайшее время, в министерстве не ответили.

Фото: Zakon.kz

Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов прогнозирует, что цены на топливо и дальше будут расти.

Цены будут расти. Автовладельцам и бизнесу нужно быть готовыми к этому. Эпоха дешевых энергоносителей в мире и Казахстане завершилась. Нужно переходить на более экономичные авто. С марта 2021 года в Казахстане внедрены биржевые торги нефтепродуктами, каждый желающий может пройти аккредитацию и участвовать в торгах, либо просматривать результаты торгов. Страна движется по пути рыночного ценообразования на нефтепродукты.Эксперт Олжас Байдильдинов

Эксперт также отметил, что в Казахстане бензин на внутренний рынок продают в убыток, его цена (АИ-92) должна быть выше 200 тенге.

Сейчас равновесная цена должна быть в районе 230-240 тенге за литр. Уже долгое время нефть на внутренний рынок продают по цене 20-25 долларов за баррель, что не просто в три-четыре раза ниже мировых цен, но и ниже фактической себестоимости добычи. Напомню, что среднеотраслевая себестоимость в РК выше 40 долларов за баррель. Это не может продолжаться бесконечно. Нефть, нефтепродукты – это такой же товар, как и все остальные, у которого есть своя себестоимость.Олжас Байдильдинов

Вместе тем эксперт заметил, что в стране продолжается теневой экспорт бензина, дизеля, сжиженного газа.

«Мы субсидируем экономику других стран. Ситуация непростая, выравнивание цен и рыночные механизмы ценообразования – единственный верный вариант, иначе мы каждый год будем сталкиваться с дефицитом того или иного нефтепродукта», – заключил Байдильдинов.

Эксперт также напомнил, что Казахстан входит в топ-10 стран мира с самым дешевым топливом.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: