Лента новостей
0

Ерлан Ерболатулы: Необходимо вернуться к прежним правилам выдачи справок о судимости

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 09.10.2014 21:47 Zakon.kz
Так считает Управляющий  Партнер Казахстанской лиги юристов Ерлан  Ерболатулы. 
По его мнению,   приказ Генерального прокурора РК от 10 июля 2014 года № 71, утвердивший Правила ведения и использования отдельных видов специальных учетов,  противоречит действующему законодательству и ухудшает положение простых граждан, которые  когда-то имели судимость, но своим трудом, поведением и отношением к окружающим доказали свое исправление, социальную роль в обществе. Вместо поддержки таких гражданам, государство вынуждает их обращаться в суды и обжаловать нарушения своих трудовых, социальных и гражданских прав  из-за указываемых в справках сведений о погашенных или снятых судимостях или привлечениях к уголовной ответственности, считает г-н Ерболатулы. 


- Этим летом у  нас на законодательном  уровне изменились правила порядка и формы выдачи сведений о наличии или отсутствии судимости. Давайте для начала  поясним, что означает термин «судимость».

- Хорошо, но хочу  сразу  сказать, что та услуга, о которой вы говорите, сейчас  называется по-другому -  справка о наличии либо отсутствии сведений о совершении лицом преступлений. 

Что касается термина «судимость», то  он означает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. 

Казахстан, объявляя себя правовым государством, признал в Конституции один из важнейших принципов уголовного процесса - презумпцию невиновности. Это означает, что наше государство и общество считают гражданина добросовестным или добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не установлено  судом.

Позвольте пояснить, действовавший ранее порядок предусматривал, в зависимости от инициатора запроса (гражданин или государственный орган) выдачу на одно и то же лицо разного объема сведений о судимости и привлечении к уголовной ответственности.

  Государственным органам и организациям, уполномоченным на проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, информация предоставлялась в соответствии со сроками хранения информационных учетных документов, предусмотренных Правилами, независимо от погашения, снятия судимости или основания прекращения уголовного преследования. По справке, получаемой через веб-портал электронного правительств (еgov.kz), сведения предоставлялись с учетом погашения судимости. Такие изменения в выдаче справок произошли по приказу Генерального прокурора в июле этого года, и отныне физическим лицам  государственная услуга оказывается территориальными органами Комитета по правовой статистике и специальным учетам, в том числе через ЦОН или веб-портал электронного правительства. Информация выдается в форме электронного документа на бумажном носителе и в ней,  независимо от региона обращения,  указываются все имеющиеся сведения о преступлениях, совершенных запрашиваемым лицом, на день проверки, причем  без учета их снятия и погашения. 

- Какие это, к примеру, сведения?

- Например, сведения о привлечении лица к уголовной ответственности, сведения о судимости независимо от их погашения или снятия, в том числе за пределами Казахстана. В справке указываются сведения о возбужденных уголовных делах, прекращенных по нереабилитирующим основаниям. Об освобождении от уголовной ответственности и наказания, об отказе в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. 

Теперь в самой справке есть предупреждение о том, что предоставленные в ней сведения подлежат использованию по действующему законодательству, в том числе согласно срокам погашения и снятия судимости, предусмотренным Уголовным Кодексом. 

Иными словами, Генеральная прокуратура отныне предлагает лицам, допустим,  работодателю или лицензиару, требующим такую справку,  самостоятельно определять, погашена или снята ли судимость у человека, а соответственно, есть ли правовые последствия для реализации или ограничения его гражданских прав.

- Интересно, как они это собираются делать, если в справке сведений на  этот счет нет?

- Вот именно. Поэтому мы считаем, что такой подход крайне непродуман. Во-первых, по закону у нас лицо, освобожденное от наказания, признается не имеющим судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Судимость учитывается в случаях определения рецидива преступлений и при назначении наказания. Об этом говорит и нормативное  постановление Верховного суда. 

- Вообще для чего сегодня требуется справка о судимости?

- Во многих жизненных ситуациях она требуется. Например, она нужна при заключении трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. При  приеме в гражданство Казахстана, оформлении усыновления, принятия детей на патронатное воспитание, при поступлении на воинскую службу по контракту, призыве и так далее. Там очень большой перечень. Также она требуется для занятия охранной деятельностью, для частных судебных исполнителей, медиаторов, конкурсных управляющих, нотариусов, адвокатов, требуется при выдвижении кандидатом в президенты, в парламентарии, при рассмотрении кандидатур на госслужбу. 

В предусмотренных законодательством случаях уполномоченными должностными лицами направляются так называемые требования на судимость, например при устройстве на работу на госслужбу, в правоохранительные органы, при выдаче разрешения на оружие. Тогда указывается вся криминальная информация, независимо от погашения, снятия судимости или основания прекращения уголовного преследования. 

Во всех этих случаях требуются справки о наличии или отсутствии судимости или же просто о судимости. Однако сейчас органы правовой статистики и специальных учетов выдают совсем  иную справку - о наличии либо отсутствии сведений о совершении лицом преступлений. Изменения в законодательные акты в этой части не сделаны, поэтому в законах есть требования о предоставлении справки о судимости, но ее уполномоченный орган теперь не выдает, вместо нее выдается иная справка.    

Более того, по нашему законодательству, имевшаяся судимость, независимо, погашена она или нет, снята или не снята, является основанием для ограничения прав человека в прямо предусмотренных случаях, например в законах о госслужбе, о правоохранительной службе. 

- То есть такому гражданину откажут в приеме на работу в госорганы или в правоохранительные структуры?

- Совершенно  верно. Или откажут при приеме на работу согласно пункту 3 статьи 26 Трудового кодекса.  Поэтому я не понимаю, зачем ради данного случая кардинально изменили Правила, ведь целесообразнее было предусмотреть требование  работодателем справки на судимость из уполномоченного органа, с указанием сведений, независимо, погашена или снята судимость и независимо от основания прекращения уголовного преследования. В абсолютном большинстве вышеперечисленных случаев,  погашенная или снятая судимость не должна учитываться, и гражданин считается и признается несудимым.

Наличие у гражданина согласно статье 77 Уголовного Кодекса погашенной или снятой судимости, относится,  на мой взгляд, к понятию личной тайны. Как вы знаете, уполномоченные органы вправе включать сведения о гражданах в систему специальных учетов, для этого от них не требуется согласие на использование сведений о них государственным органом при решении задач, входящих в его компетенцию. 

Указание в справке имеющихся криминальных сведений о лице без учета норм уголовного закона о погашении или снятии судимости, не говоря уже  о любых сведениях уголовного преследования, не является компетентной задачей Комитета. Насколько я понимаю, Комитет создан для учета таких сведений, предоставления их в установленных случаях, а не просто разглашения такой информации.

У нас не каждый работодатель или должностное лицо поймет и разберется, что судимость погашена или снята, что имело место законное основание для освобождения от уголовной ответственности, что не имеется правовых последствий. Реакция любого человека на такую справку предсказуема, никто не захочет связываться с «ранее судимым человеком»,  это «клише» еще с советских времен, оно ограничивает человека в его основных правах, гарантированных законами. Могут просто отказать по иным надуманным основаниям, учитывая погашенную или снятую судимость. Считаю, что в этом вопросе необходимо соблюдать неприкосновенность частной жизни и личной тайны, кроме случаев прямо предусмотренных законами.

- Поясните, пожалуйста, в каких правовых документах закреплено право на неприкосновенность частной жизни?

- Право на неприкосновенность частной жизни, как и все права человека, закреплено в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Международном пакте о гражданских и политических правах. В Конституции нашей страны также имеется раздел, посвященный неотчуждаемым правам человека и гражданина. Так, в статье 18 указано, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. 

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находятся под охраной закона (ст.16 УПК  РК, ст.10 ГК РК, ст.18 КоАП РК).  

Однако, как видим, не всегда решения государственных органов соответствуют правовой концепции, направлены на защиту интересов граждан. Данные изменения влекут ухудшение положения простых граждан, когда-то имевших судимость, но своим трудом, поведением и отношением к окружающим доказавших свое исправление, социальную роль в обществе. Вместо оказания помощи таким гражданам, государство вынуждает их обращаться в суды и обжаловать нарушения своих трудовых, социальных и гражданских прав  из-за указываемых в справках сведений о погашенных или снятых судимостях или привлечениях к уголовной ответственности. 

На наш взгляд,  приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 10 июля 2014 года № 71 (рег.№ 9638 от 29 июля 2014 года МЮ РК),  которым утверждены Правила ведения и использования отдельных видов специальных учетов,  в этой части противоречит действующему законодательству и однозначно ухудшает положение граждан. Поэтому, считаем, целесообразно, как минимум, возвратиться к прежним правилам  выдачи справок о судимости с учетом погашения или снятия судимости.

Торгын Нурсеитова


 



Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: