Как должны работать советы по педагогической этике
Совет является коллегиальным органом, создаваемым в территориальных подразделениях ведомства уполномоченного органа в области образования (департаменты образования при Министерстве просвещения), рассматривающим вопросы соблюдения педагогами педагогической этики.
В своей деятельности совет руководствуется законами "Об образовании", "О статусе педагога", Правилами, иными нормативными правовыми актами, а также принципами объективности, справедливости и этичности.
Совет рассматривает обращения граждан и юридических лиц, в том числе педагогов по вопросам соблюдения педагогами педагогической этики.
В состав совета входят:
- не менее одного педагога-исследователя;
- не менее одного педагога-мастера;
- не менее одного обладателя звания "Лучший педагог";
- не менее одного педагога, вышедшего на заслуженный отдых (по согласованию);
- представители управлений (отделов) образования, организаций повышения квалификации и региональных методических центров;
- представители профсоюзов, осуществляющих деятельность в отрасли образования (по согласованию).
Не могут входить в состав совета лица:
- признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
- на которых за совершение административного коррупционного правонарушения налагались взыскания;
- ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления;
- уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения лица на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд;
- штатные сотрудники департамента, за исключением руководителя департамента;
- действующие руководители организаций образования.
Совет состоит из нечетного количества людей, не менее девяти человек, включая председателя. Секретарь не является членом совета.
Совет выполняет следующие основные задачи:
- мониторинг, профилактика и предупреждение нарушений педагогической этики;
- всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного рассмотрения вопроса об ответственности педагогов;
- рассмотрение причин и условий, способствующих нарушению педагогической этики, и выработка на их основе рекомендаций руководителю организации образования и отдела образования.
Функции совета:
- заслушивает на своих заседаниях педагогов, руководителей организаций образования, также заинтересованных лиц по рассматриваемым вопросам;
- запрашивает документы, материалы и информацию у государственных органов и организации образования, необходимые для выполнения стоящих перед ним задач;
- истребует объяснения и (или) пояснения у педагогов, руководителей организаций образования, также заинтересованных лиц по рассматриваемым вопросам;
- вносит руководителю управления (отдела) образования и организации образования рекомендации по профилактике нарушений педагогической этики;
- вносит на рассмотрение руководителю управления (отдела) образования и организации образования рекомендации об ответственности за нарушения педагогической этики;
- обращается к компетентным государственным органам или соответствующим должностным лицам с предложениями о рассмотрении ответственности должностных лиц государственных органов и организации образования, не рассмотревших надлежащим образом рекомендации совета.
Заседание совета проводится в онлайн и (или) офлайн форматах по согласованию с его членами.
Совещания совета:
- считаются правомочными при присутствии не менее двух третей состава совета;
- проводятся в соответствии с планом его работы, но не реже одного раза в три месяца, а также по мере поступления обращений (заявлений, жалоб) и писем;
- при проведении совещаний совета замена его членов иными лицами не допускается.
При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики заинтересованный гражданин, чьи интересы затронуты:
- ознакамливается со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;
- защищает свои права и законные интересы всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством РК;
- получает решение совета в письменном виде.
Совет принимает решение большинством голосов от числа присутствующих на совещании его членов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Члены совета выражают особое мнение в письменном виде.
Решение совета оформляется в виде протокола, который подписывается председателем, членами совета, участвовавшими на заседании, а также секретарем, составлявшим протокол заседания. В протоколе указываются принятые решения и результаты голосования совета по каждому рассмотренному вопросу. Протокол хранится в департаменте с добавлением в номенклатуру дел.
Решения совета носят рекомендательный характер.
Рассмотрение вопроса в отношении педагога или руководителя организации образования приостанавливается на период:
- временной нетрудоспособности;
- нахождения в отпуске или командировке;
- освобождения от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;
- нахождения на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке;
- проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.
Разбирательства в отношении директоров школ и педагогов, принятые на их основании решения предаются гласности только с их письменного согласия.
Приказ введен в действие с 29 апреля 2024 года.
Мы рассказывали, что у казахстанских педагогов появится новая должность.