Правила предоставления микрокредитов утвердили в Казахстане

Фото: freepik
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка постановлением от 28 августа 2025 года утвердило Правила предоставления микрокредитов, раскрытия информации и рассмотрения организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, обращений клиентов, сообщает Zakon.kz.

Правила предоставления микрокредитов излагаются с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии, с расшифровкой приводимых терминов, содержат четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.

Положение микрофинансовой организации о порядке работы с клиентами содержит:

А также со 2 июля 2026 года Положение будет содержать:

МФО размещает в помещениях филиалов, при отсутствии филиалов – в центральном офисе в месте, доступном для обозрения и ознакомления, и на своем интернет-ресурсе актуальную информацию о ставках и тарифах по микрокредитам, с указанием сведений о датах утверждения и внесения изменений в действующие ставки и тарифы, номеров внутренних документов и органа, их утвердившего.

Правилами установлены требования к распространение рекламы о микрофинансовых услугах:

Размеры ставки вознаграждения и годовой эффективной ставки вознаграждения по каждому виду микрокредита указываются с учетом нижнего и верхнего диапазона;

При предоставлении микрокредита МФО:

- до заключения договора о предоставлении микрокредита предоставляет клиенту:

- в установленные правилами предоставления микрокредитов сроки рассматривает заявление клиента о предоставлении микрокредита;

- до заключения договора о предоставлении микрокредита предоставляет клиенту срок, определенный правилами предоставления микрокредитов, для ознакомления с его условиями;

- информирует клиента о его праве обращения при возникновении спорных ситуаций по получаемой микрофинансовой услуге в микрофинансовую организацию, к микрофинансовому омбудсману или в суд. В этих целях клиенту представляется информация о месте нахождения, почтовом, электронном адресах и интернет-ресурсах (при наличии) микрофинансовой организации, микрофинансового омбудсмана;

- обеспечивает конфиденциальность предоставленной клиентом информации.

Порядок работы МФО с неплатежеспособными клиентами

Микрофинансовая организация в срок до 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения в порядке, установленном правилами предоставления микрокредитов, информирует клиента о выдаче либо об отказе в выдаче микрокредита с указанием причин отказа.

По заявлению клиента МФО представляет в срок не более 3 рабочих дней безвозмездно не чаще 1 раза в месяц информацию в письменной форме или способом, предусмотренным договором о предоставлении микрокредита, о распределении поступающих денег заемщика в счет погашения задолженности по договору о предоставлении микрокредита.

По заявлению клиента о частичном или полном досрочном возврате предоставленных по договору о предоставлении микрокредита денег МФО безвозмездно в срок не более 3 рабочих дней в письменной форме или способом, предусмотренным договором о предоставлении микрокредита, сообщает ему размер причитающейся к возврату суммы.

При наличии просрочки исполнения обязательства по договору о предоставлении микрокредита микрофинансовая организация уведомляет заемщика. Уведомление в письменной форме направляется по месту жительства должника.

В уведомлении, направляемом посредством SMS-сообщения, push-уведомления или мобильного приложения, указывается информация, предусмотренная в подпункте 1) части первой пункта 1 статьи 9-2 закона, а также ссылка на информацию, размещенную на интернет-ресурсе или в мобильном приложении МФО.

Взаимодействие МФО с должником, или его представителем, или третьим лицом осуществляется:

При этом взаимодействие МФО с третьим лицом допускается в целях установления места нахождения или контактных данных заемщика для урегулирования или погашения просроченной задолженности, а также при сообщении наименования организации, ее места нахождения, фамилии, имени, отчества (при его наличии), должности лица, которое осуществляет взаимодействие.

Порядок рассмотрения МФО обращений клиентов

Микрофинансовая организация осуществляет работу со следующими обращениями клиентов:

Клиенту выдается документ, подтверждающий прием его письменного обращения на бумажном носителе, поступившем нарочно, либо делается соответствующая отметка на копии обращения. Отказ в приеме обращений не допускается.

Обращения клиентов, поступающие через объекты информатизации МФО, в том числе через интернет-ресурс или мобильное приложение, регистрируются в порядке, предусмотренном внутренними документами МФО. Для этих целей в объектах информатизации, в том числе интернет-ресурс или в мобильном приложении (при наличии), предусматривается легко идентифицируемый клиентом функционал для подачи обращения.

Обращения, поступившие в МФО в устной форме (по телефону или при личном посещении клиентом), рассматриваются незамедлительно, и если есть такая возможность, то ответ на устное обращение клиента представляется сразу. В случае, если устное обращение не может быть разрешено незамедлительно, оно излагается клиентом в письменной форме, и с ним ведется работа как с письменным обращением. Клиент информируется о необходимых процедурах для получения ответа и о сроках рассмотрения таких обращений.

Срок рассмотрения обращения клиента составляет не более 15 рабочих дней со дня поступления обращения в МФО.

МФО обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, информирует клиентов о результатах рассмотрения их обращений и принятых мерах.

Письменный ответ клиенту о результатах рассмотрения обращения дается на казахском языке или на языке обращения и содержит обоснованные и мотивированные доводы на каждые изложенные клиентом просьбу, требование, ходатайство, рекомендацию и иной вопрос со ссылкой на соответствующие нормы законодательства РК, внутренних документов МФО, договоров, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого вопроса с разъяснением права клиента на обжалование принятого решения.

Политика и процедуры соблюдения прав и интересов клиентов МФО включают, но не ограничиваясь, следующее:

В МФО создается структурное подразделение, независимое от деятельности иных структурных подразделений, реализующее политику соблюдения прав клиентов.

К функциям указанного подразделения (должностного лица) относятся:

Постановление введено в действие с 31 августа 2025 года, за исключением отдельных норм, которые вводятся со 2 июля 2026 года.

Мы сообщали, что в Казахстане уточнили правила получения согласия супруга на предоставление банковского займа или микрокредита.

АРРФР
Законодательство
Казахстан
Кредиты
Микрокредитование
2025 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Думают, что ее можно обмануть: прокурор, добившаяся трех пожизненных приговоров

Дождь, снег и гололед: синоптики рассказали о погоде на 7 декабря

О снижении цен на говядину заявили в Минсельхозе

Мороз до -22 в Астане, снегопад в Алматы и Шымкенте: прогноз погоды на 7, 8 и 9 декабря

Назван город Казахстана с самой большой инфляцией