Казахстанской правовой системе предстоит функционировать в совершенно новых условиях /Б. ИМАШЕВ/

ИМАШЕВ Берик Мажитович - министр юстиции Республики Казахстан (назначен Указом Президента 20 января 2012 года), государственный и политический деятель. Правовед, кандидат юридических наук, полковник налоговой полиции. Родился 7 июня 1960 года в Алматы, в семье ученых-юристов.

В 1977 году окончил среднюю школу в Караганде. В 1982 году с отличием окончил юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «правоведение».

Трудовую карьеру начал в органах прокуратуры. Неоднократно поощрялся приказами Генерального прокурора СССР, КазССР и Республики Казахстан.

 

 

Мажитович - министр юстиции Республики Казахстан (назначен Указом Президента 20 января 2012 года), государственный и политический деятель. Правовед, кандидат юридических наук, полковник налоговой полиции. Родился 7 июня 1960 года в Алматы, в семье ученых-юристов.

В 1977 году окончил среднюю школу в Караганде. В 1982 году с отличием окончил юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «правоведение».

Трудовую карьеру начал в органах прокуратуры. Неоднократно поощрялся приказами Генерального прокурора СССР, КазССР и Республики Казахстан.

Работал помощником Президента Республики Казахстан, Секретарем Совета Безопасности РК.

В 2008 году Указом Президента Республики Казахстан назначен депутатом Сената Парламента РК. В том же году был избран председателем Комитета по законодательству и правовой реформе. С 2011 года - председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам. Награжден орденами «Құрмет», «Парасат», Почетной грамотой Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, юбилейной медалью «10 лет Астане». Лауреат премии Международного фонда Ю. Семенова «Детектив и политика».

Автор книги «Криминологические проблемы противоправного банкротства». В людях больше всего ценит профессионализм, преданность, стойкость.

Берик Мажитович - достойный продолжатель династии юристов, заботливый супруг и отец, любимый аташка. Вместе с супругой Лейлой Муханбетовной вырастил троих детей - сына Альжана и дочерей Аиду и Адию.

  

Беседу ведет Торгын НУРСЕИТОВА, фото Игоря БУРГАНДИНОВА

 

 

- Берик Мажитович, с чего Вы начали свою работу в должности министра юстиции?

- Изучив и проанализировав всю ситуацию внутри ведомства, я провел расширенную коллегию, на которой подвели итоги работы за прошлый год. Перед руководителями структурных и территориальных подразделений были поставлены задачи по повышению эффективности законотворческого процесса, качества государственных услуг и тесному взаимодействию со всеми государственными органами страны. Но на первом месте, разумеется, стоит законодательная деятельность.

 

- Достаточно большой объем работы.

- Конечно, законотворчество - процесс трудоемкий, нужно разрабатывать такие законы, чтобы они гармонично регулировали общественные отношения в той или иной области. Мне эта работа знакома, ведь я работал и в социальной, и в экономической, и в законодательной сфере - в Сенате Парламента, приобрел хороший опыт, а опыт дает многое.

 

- Как Вы оцениваете правовую ситуацию Казахстана за годы независимости?

-  Сегодня, спустя 20 лет после провозглашения государственной независимости, мы с полной уверенностью говорим, что благодаря всесторонне выверенному стратегическому курсу Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева Казахстан состоялся как суверенное и равноправное государство со всеми атрибутами государственности, каждый из которых имеет требуемую правовую основу. В этом относительно небольшом по историческим меркам периоде времени сосредоточены многие десятки лет обычного эволюционного развития страны.

Конституция и государственная программа правовой реформы в Казахстане 1994 года заложили основы формирования правовой системы страны. Независимость Казахстана была не просто провозглашена и окончательно закреплена в Конституции 1995 года, но и признана как внутри страны, так и международным сообществом. Этому во многом способствовала и способствует жесткая установка главы государства на обеспечение всемерной реализации потенциала Конституции во всех сферах жизни общества.

 

 Правовая система любой страны определяется ее правовой политикой, поэтому ответ на ваш вопрос уже имеется - он заложен в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года.

В контексте заданного вопроса я бы хотел отдельно остановиться на конституционном положении об утверждении Казахстана правовым государством. Признание за государством такого статуса предполагает обеспечение верховенства закона и безукоснительный режим законности, соблюдаемый всеми субъектами права. В этой ситуации очень многое зависит от качества работы судебных и правоохранительных органов, их способности обеспечить конституционные гарантии прав и свобод граждан в новых условиях.

Особое место в правовой системе отводится судам, которые, обладая реальной независимостью и другими властными атрибутами, призваны выполнить конституционную миссию одной из ветвей государственной власти. Следует также иметь в виду, что по мере развития правовых начал будет расширяться и сфера отношений, подлежащих судебному контролю.

Исключительное значение судебный контроль приобретает в вопросах применения уголовно-процессуального, административного, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законодательства, то есть в тех сферах, где охраняемые законом права, свободы и интересы граждан наиболее подвержены посягательствам. И здесь речь идет не только о лицах, оказавшихся в пределах уголовного или административного преследования, но и о тех, кто пострадал от противоправных действий.

Правовой статус нашего государства накладывает дополнительную ответственность на все государственные органы, осуществляющие охрану права в самом широком смысле этого слова. Очевидно, что казахстанской правовой системе предстоит функционировать в совершенно новых условиях - условиях глобализации, которая характеризуется взаимопроникновением не только межгосударственных политических, экономических, но и правовых отношений.

Неотъемлемой частью любого правового государства стали институты гражданского общества. Роль этих организаций постоянно возрастает, и в политологический обиход прочно вошло понятие «третьего сектора», включающего в себя все неправительственные образования. Безусловно, в первую очередь предполагается активное участие данного сектора в правовой сфере. Поэтому судебному и правоохранительному корпусу надлежит пересмотреть традиционные подходы к вопросам отправления правосудия и осуществления правоохранительной практики, найти новые формы и пути конструктивного взаимодействия с негосударственными институтами.

 

- Каков Ваш личный вклад в строительство правового государства Казахстан?

-   Вся моя сознательная жизнь в той или иной мере связана с государственными структурами и негосударственными организациями, осуществляющими правоприменительную и нормотворческую деятельность. Если в должности заместителя руководителя Администрации Президента республики или Секретаря Совета Безопасности я возглавлял разработку мер, составляющих правовую политику страны, то в качестве председателя профильного Комитета Сената Парламента находился в самой гуще законодательного процесса. Поэтому могу сказать, что имел самое непосредственное участие в формировании основ и становлении отечественной правовой системы, которая в достаточной мере соответствует демократическому и правовому статусу нашей страны.

В этой связи для меня, как министра юстиции, важно состояние законопроектной работы как основного направления деятельности возглавляемого мною министерства. Безусловным достижением предшествующего периода является тот факт, что нормотворческая работа выведена на совершенно новый качественный уровень - она ведется в режиме перспективного планирования и полного государственного финансирования, предусматривает проведение ряда экспертиз на предмет коррупциогенности проекта, его затратности и соответствия международным стандартам. Сейчас уже можно утверждать, что процесс принятия законодательной базы основных отраслей права завершен. В активном применении находится 17 кодексов, в которых систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения.

Уместно напомнить, что центральное место в системе нормативных правовых актов принадлежит Конституции, которая, сохраняя внутреннюю структурную и сущностную стабильность, не исчерпала своего созидательного потенциала. Вообще, стабильность рассматривается главным критерием качества законов, в том числе и Основного. За 17 лет в Конституцию всего дважды вносились изменения, что свидетельствует о максимальной ориентированности ее установлений современным требованиям. К сожалению, этого нельзя сказать об отдельных законах.

За истекший период существенные поправки были внесены в административное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, налоговое законодательство. И если необходимость некоторых из них была вызвана естественными объективными процессами, происходящими в социально-экономической жизни (предмете регулирования), то другие явились следствием несовершенства законопроектной работы. Поэтому одной из основных задач нашего министерства мы рассматриваем минимизацию подобных проявлений, и здесь решающее значение придаем анализу практики применения текущего законодательства, постоянному мониторингу тенденций, существующих в данной сфере, прогнозированию процесса развития правоприменительных событий и осуществлению законодательных мер, обеспечивающих эффективное функционирование и взаимодействие нормативно-правовых механизмов.

Как Вы считаете, какую роль играет в правовых реформах Министерство юстиции?

- Министерство юстиции - центральный  страны, осуществляющий правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающий режим законности в работе всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и организаций. Сегодня наше ведомство реализует ряд важных задач, намеченных главой государства.

В первую очередь Министерство юстиции наряду с обеспечением правовой деятельности страны разрабатывает законопроекты по совершенствованию системы арбитражных органов и третейских судов, о частной детективной деятельности. Также мы участвуем в процессе модернизации судебной системы, в проектах Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов в новой редакции. Кроме того, разрабатываем проект Кодекса об административных правонарушениях и проект Закона об административных процедурах.

 Вопросы совершенствования организации работы по законопроектной деятельности находятся на постоянном контроле Министерства юстиции. Обеспечивая плановость законопроектной работы Правительства, мы принимаем меры по укреплению статуса Института законодательства как основного научно-правового учреждения Правительства и министерства.

 

- От каких факторов, на Ваш взгляд, зависит качество разрабатываемых законопроектов?

- Прежде всего от прозрачности и публичности законодательного процесса. Для этого Минюст принимает меры по обеспечению участия любого заинтересованного лица в работе над законопроектами. На ведомственном сайте создана электронная база данных по всем разработанным и разрабатываемым законопроектам, а также к договорно-правовой базе Таможенного союза ЕврАзЭС. Электронная база включает в себя подробную информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом и направления на подпись главе государства. На сегодняшний день в базу данных внесены 125 законопроектов. С точки зрения обеспечения прозрачности нормотворческого процесса, это своевременный нужный шаг,  теперь любой гражданин имеет возможность высказать свои предложения по разрабатываемым законопроектам, поэтому эта работа будет совершенствоваться и впредь.

Как вы знаете, с 1 апреля прошлого года все государственные органы обязаны проводить правовой мониторинг законодательных актов, и всю эту работу координирует Минюст. 

 

- Для чего нужен такой мониторинг?

- Мониторинг определяет избыточность или, наоборот, недостаточность правового регулирования общественных отношений, выявляет дублирующие, устаревшие, коррупциогенные и противоречащие друг другу нормы. Для этого введено требование прикладывать к законопроекту все вытекающие из него подзаконные акты, что позволит на стадии согласования законопроекта увидеть механизм его реализации на подзаконном уровне. Также усилены требования по научной проработанности законопроектов.

Министерством юстиции проводится работа и по другим направлениям, но, как я уже отметил, законотворческая деятельность является приоритетной. Если говорить в целом о законотворчестве и роли Министерства юстиции в этом процессе, то можно выделить четыре основных блока задач на ближайшую перспективу, которые определил Президент Казахстана.

Это - четкие законодательные нормы, стимулирующие инновационный процесс, особенно в приоритетных отраслях. Второй блок - законодательное обеспечение дальнейшей социальной модернизации. Третий - расширение законодательной основы реформы правоохранительных органов и системы правосудия. И четвертый - развитие правовой основы отечественных СМИ и неправительственных организаций. В рамках этих очень важных задач роль Минюста, безусловно, возрастает.

Вместе с тем динамика современного развития правовой системы нашего государства способствует актуализации роли юристов в целом, поэтому в мае этого года в Астане прошел первый республиканский Съезд юристов, инициированный Министерством юстиции. На этом форуме принято решение создать казахстанский Союз юристов. Думаю, это событие подтверждает мнение о том, что сегодня назрела необходимость в выработке общей политики и единых стандартов профессиональной юридической деятельности, определении роли и места профессионального правосознания и правовой культуры в деятельности юристов.

 внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования исполнительного производства, а также исполнителей, мы первые среди стран Содружества пошли на такой шаг. К сожалению, для его полной реализации не предпринимались необходимые организационные меры. Закон нуждался в доработках.

 

- В каких, например?

- Во-первых, вопрос лицензирования, отсюда - вопрос проведения конкурса на занятие вакантных мест. Комитет по исполнению судебных актов стал проводить эти конкурсы только в конце прошлого года, слишком уж долго шла раскачка.

Во-вторых, в законе было установлено, что лицензию для работы частным судебным исполнителем могут получить без прохождения обязательной стажировки, то есть автоматически только судьи и прокуроры. Конечно, они занимаются правоприменительной практикой, но ведь судебное исполнение - это именно исполнение. Тут надо бегать, выбивать из должников долги, заставлять их исполнять решение суда. А наши судьи и прокуроры привыкли больше к кабинетной, бумажной работе. Поэтому мы предложили включить в список тех, кто может получить лицензию без прохождения стажировки, сотрудников правоохранительных органов. Они все-таки больше общаются с населением, знают хорошо местность, людей, юридических лиц, офисы и так далее, то есть располагают максимальной информацией, необходимой для судебного исполнителя и исполнения судебных решений. Тем более что полицейские выходят на пенсию в 45-50 лет, и они могли бы и дальше с пользой для дела применять свои профессиональные навыки, опыт, но уже в сфере исполнительного производства. Это разве плохо?

Поэтому законом о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений от 27 апреля 2012 года, устранен ряд административных барьеров, препятствовавших занятию должности частного судебного исполнителя.      Теперь частным судебным исполнителем без сдачи экзаменов могут стать не только судьи и прокуроры, но и

- Конечно же, нет. Одной из проблем является вопрос материального стимула. Поэтому эти и другие вопросы необходимо решить, над чем мы сейчас и работаем в рамках разрабатываемого нами законопроекта.

По-хорошему, судебные решения в большинстве своем должны исполняться именно частными судебными исполнителями. Как за рубежом. И как в нотариате. Сегодня количество частных нотариусов в Казахстане составляет порядка девяноста девяти процентов.

Если резюмировать всю работу, которая проводится Министерством юстиции по совершенствованию исполнительного производства в ближайшей перспективе, то она сводится к принятию и решению целого комплекса мер и задач. А именно: в рамках законопроекта планируется внесение изменений в действующие Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О банках и банковской деятельности», «Об органах внутренних дел» и другие, будут расширены полномочия судебных исполнителей и размеры материального стимулирования. Кроме того, мы исключаем нормы, способствующие коррупционным проявлениям.

 

- Это правда, что в Казахстане за неисполнение судебных актов теперь будут лишать свободы?

- Если наши предложения будут одобрены Парламентом, то лишение свободыштрафные санкции будут заменены общественной работой, прорабатывается вопрос о внедрении системы стоп-карт. Это когда для должников будут установлены запреты или ограничения в предоставлении государственных услуг и в выезде за пределы страны до полного исполнения решения суда. То есть в законодательстве предусмотрена пеня за несвоевременное исполнение исполнительного документа неимущественного характера. Мы же хотим, чтобы она применялась по всем категориям исполнения, тогда ответчики будут исполнять добровольному исполнению, ему для этого будет предоставляться срок - 10 дней до предъявления исполнительного листа органам принудительного исполнения. В решениях суда будут указываться сведения о сроках добровольного исполнения, последствиях его нарушения, о размерах исполнительской санкции и пени, а также ответственности за неисполнение. И только по истечении десяти дней для добровольного исполнения судебные акты будут направляться органам принудительного исполнения.

Отдельным блоком будут рассмотрены вопросы улучшения материально-технического состояния судебных исполнителей. Расписывать подробно не буду - это тема для отдельного разговора.

 

- Берик Мажитович, а как быть с неплательщиками алиментов? Ведь многие нерадивые родители их годами не выплачивают.

- В системе исполнения судебных актов это тоже особый социальный блок. Среди должников по алиментам есть разные категории. Одни имеют деньги, но не хотят платить. Другие хотят платить, но не могут, нет работы, нет денег. Третьи работу имеют, но очень мало получают. Четвертые просто не могут найти работу и так далее. Поэтому для каждой категории должников должны быть свои подходы, свои требования, своя мера наказания. Тех, кто имеет деньги, но не хочет содержать своих детей, надо привлекать к ответственности через суд. Также злостных неплательщиков можно привлекать к общественным работам или применить к ним административный арест до двадцати суток, пусть посидит немного, может, одумается. Если он и рад бы платить, но нет источника дохода, тогда надо помочь найти работу. Пусть он работает, а деньги будут перечисляться детям. Насколько я знаю, в этом плане общественные неправительственные организации совместно с правоохранительными органами, органами юстиции проводили акцию «Начни с себя», выявляли отцов-должников, работающих в госорганах. Как вы знаете, в мае этого года в столице проходил V Астанинский экономический форум, одним из основных направлений которого являются объединение представителей науки, бизнеса и других секторов экономики для обсуждения и решения важнейших актуальных задач Казахстана и мирового сообщества.

В рамках форума состоялась панельная сессия «Роль интеллектуальной собственности в экономическом развитии», где с докладом выступил Фрэнсис Гарри, генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности. На сессии обсуждались актуальные вопросы охраны и защиты объектов промышленной собственности, интеллектуальной собственности в инновационной экономике, патенты и секреты производства, интеллектуальная собственность в сфере образования и многие другие темы.

Всемирная организация интеллектуальной собственности оказывает содействие инновациям и творчеству в целях экономического, социального и культурного развития всех стран с помощью сбалансированной и эффективной международной системы охраны прав на интеллектуальную собственность.

Нынешняя встреча с генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности станет очередным шагом к углублению сотрудничества Казахстана с ВОИС, даст мощный толчок для дальнейшего сотрудничества в вопросах развития научного потенциала высшей школы, развития научных и инновационных центров, повышения международного научно-технического информационного обмена, подготовки профессиональных кадров высшей квалификации.

 

самый-самый

Любимое изречение - «Жизнь - это жизнь, боритесь за нее».

Любимый жанр кино - кинокомедия.

Любимые ТВ-передачи - аналитические, спортивные.

Любимое воспоминание - о родителях.

Любимые занятия в свободное время - чтение, спорт.

Любимое место отдыха - в кругу семьи.

Любимый вид спорта - конный спорт, теннис, плавание.

Любимое время года - золотая осень.

Любимые города - Астана, Алматы.

Любимый запах - запах внуков.

Любимое блюдо - все, что вкусно.

Любимая одежда - свободный стиль.

Любимые животные - лошади, собаки.

 

- Давайте поговорим о Вашей жизни вне работы. Я знаю, что Вы являетесь президентом казахстанской Федерации по современному пятиборью, а в мае этого года Вас избрали вице-президентом Азиатской конфедерации. Примите мои поздравления! Почему именно этот вид спорта?

- По гороскопу я Близнец, наверное, поэтому увлекаюсь разными видами спорта, видимо, звезды так действуют (улыбается). Зимой предпочитаю кататься на лыжах, летом занимаюсь конкуром. Очень люблю конный спорт. А последние пять лет занимаюсь еще и водным поло. Вообще, сегодня каждый человек по мере возможности должен заниматься спортом, ведь спорт - это жизнь.

Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана поставил задачу вовлечь в спортивную жизнь до 30 процентов населения и сделать физкультуру массовым явлением и отметил, что только такая нация может называться конкурентоспособной.

Каждый из нас должен понимать, что развитие массового любительского спорта является хорошим резервом для большого спорта. Казахстанские спортсмены сегодня выступают и побеждают на самых крупных международных соревнованиях, это вызывает чувство гордости, повышает престиж и авторитет страны. В следующем году нам выпала честь провести чемпионат Азии по современному пятиборью. Уверен, что это будет не просто масштабное и очень важное мероприятие для наших спортсменов, но и повысит уровень Казахстана в мировом спортивном рейтинге.

  

- Кстати, о популяризации спорта. В последнее время стали говорить о необходимости слияния спорта и шоу-бизнеса. Как Вы думаете, в Казахстане этот процесс уже начался?

- Об этом говорить еще рановато, но нам пора уже повернуться лицом к спорту именно через шоу-бизнес, и мне в этом плане очень импонирует то, что представители казахстанской Федерации современного пятиборья хотят работать в этом направлении.

Кроме того, слияние спорта и шоу-бизнеса должно стать дополнительным инструментом популяризации спорта среди молодежи, привлечения инвестиций в спорт, формирования положительного имиджа страны на международной арене. Спорт сегодня актуален, спорт сегодня интересен, поэтому сегодня во всем мире стали объединяться спорт и шоу-бизнес.

 

- Что еще заинтересовало Вас в этом проекте?                                            

- Нам нужно не просто увлечь молодежь спортом, но еще надо сделать так, чтобы состоявшийся титулованный спортсмен после завершения своей профессиональной карьеры мог и дальше реализовывать себя, но уже в другой сфере, например, в качестве спортивного функционера, промоутера, шоумена. То есть, чтобы он не был выброшенным на обочину жизни, чтобы его возможности, способности, опыт, победы, талант были и дальше востребованы, приносили пользу нашему обществу, способствовали продвижению спорта, формированию имиджа нашего государства на международных спортивных аренах. вот для чего нужно слияние спорта и шоу-бизнеса. Спорт должен развиваться всюду, он должен стать постоянным желанием стремиться к лучшему. У нас уже есть хорошие результаты. Мы всегда должны задаваться вопросами, куда мы идем, к чему стремимся, и что делаем для подрастающего поколения.

 

- Интересно, какую книгу Вы читаете сегодня? Наверное, что-нибудь о спорте?

- Читаю сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (улыбается).

 

Таможенный союз Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: