Казахстан занял 50-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик

Во многом наши успехи были обусловлены именно экономическим прагматизмом, выраженным в емкой формуле предложенной Первым Президентом - «Сначала экономика, потом - политика».

Казахстан занял 50-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик

 

 Казахстан в сентябрьском глобальном рейтинге конкурентоспособности экономик Всемирного экономического форума (ВЭФ) занял 50-ое место. Эффективные экономические реформы всегда были сильной стороной нашего молодого государства. Лидер нации поставил амбициозную задачу к 2050 году войти в G30 – тридцатку самых развитых государств мира. Суть новой экономической политики - всеобъемлющий экономический прагматизм.

А это означает «Принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов».

Оценивая наше нынешнее место в этом важном рейтинге (между  Италией и Португалией), напомним, что перед распадом Советского Союза КазССР по экономическим показателям занимал лишь 13-ое место среди 15 республик, а первое – РСФСР. Сейчас же в «табели о рангах» конурентноспособности, Россия расположилась на 14 ступеней ниже.

Не будет преувеличением сказать, что во многом наши успехи были обусловлены именно экономическим прагматизмом, выраженным в емкой формуле предложенной Первым Президентом РК еще в 1991 году – «Сначала экономика, потом – политика». Новую экономическую идеологию можно считать последовательным развитием этого принципа.

Субъективные корни объективного успеха

В утилитарном смысле прагматизм -  это когда человек, выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь для получения практически полезных результатов. Как утверждал основатель прагматизма Уильям Джемс «То, во что для нас лучше верить — истинно». То есть прагматик - это человек дела.

Парадокс, но в основе такого объективно существующего явления как экономическое процветание страны,  лежат именно субъективные вещи. На уровне государств, это национальный менталитет - наиболее общие черты в мышлении, поведении и общении, присущие данному народу. Каждый народ имеет привычки в поведении и мышлении, ставшие неотъемлемой частью массового и индивидуального сознания. Эти привычки - стереотипы.

Подчеркнем, что национальные стереотипы имеют относительный характер. Существует такое важное понятие как архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества.

И здесь важно отметить два важных обстоятельства - первое: казахстанская нация не является моноэтнической, второе: она очень молода. Следовательно, тем легче изменить архетип нации в новых условиях. Прагматизм должен и может стать нашей национальной чертой.

Кстати, именно этот признак – прагматизм доминирует в архетипе большинства народов, достигших экономического процветания – от Германии до Сингапура. И это при разительном различии, как по этническому составу, так и культурно-религиозным традициям. Но общую черту успешных наций выделить легко – прагматизм, стремление достичь конкретных, осязаемых результатов, а не прогресса вообще. Нельзя достичь успеха, если не представлять на практике «параметры счастья». Для Казахстана они точно и детально – причем по этапам – заданы в Стратегии 2050.

Ментальность всякой нации или этноса отражает пройденный ею долгий исторический путь, и даже климатические условия проживания. Как правило, менталитет является целесообразным для данных условий и позволяет ему выжить. Если взять титульный этнос, то такие исконно присущие казахам черты как открытость, дружелюбие, гостеприимство, щедрость, и при этом умение сплотиться во времена тяжелых испытаний, сохранять оптимизм в дни страшных бедствий, помогли сохраниться нашему народу. Похожая во многом ментальность  и у одного из основных этносов страны – русского. Фигурально выражаясь, в плавильном котле нашей нации, создается особый казахстанский полиэтнический сплав.

Но на данном этапе истории, пришло время сделать национальной чертой – прагматизм. Ту самую практичность, что наши народы ранее, откровенно говоря, недолюбливали. Поэтическое восприятие мира, как и страсть к самоанализу хороши для развития  литературы, искусств, но в условиях глобальной конкуренции, мы просто обязаны стать практичными, мобильными, способными быстро и адекватно  отвечать на новые вызовы времени. Иначе нас ждет невеселая альтернатива – остаться прекраснодушным сырьевым придатком прагматичных глобальных лидеров.

Родовые признаки Германии - педантизм и практичность сложились как архетип в течение многих веков. Но мы – молодая нация, находящаяся, по сути, на стадии становления,  и именно поэтому нам легче изменить себя.

Шутливая поговорка – «Что русскому хорошо, то немцу - смерть», на деле имеет глубокий философский смысл и желательно, чтобы она приобрела несколько иной вид: «Что немцу гут, то и казахстанцу – жаксы! »

Посеешь мысль – пожнешь судьбу

Пожалуй, алгоритм наших действий в ближайшем будущем выражен еще в древнем изречении:

- Посеешь мысль - пожнешь действие, посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу

Хорошим примером прагматизма в действии является развитие автомобильной промышленности в Казахстане. Некоторые  наивные ура-патриоты желают, чтобы мы выпускали исключительно свои автомобили – от конструкторской идеи до воплощения в металле. Но за последние 100 лет такое чудо удалось, пожалуй, только Японии. Да и то японцы поначалу очень многое (как и  в тяжелом машиностроении, радиоэлектронике и т.д.) позаимствовали у ведущих автопроизводителей - англичан, французов или немцев. Лишь в 1907 году Иошида создал настоящий легковой автомобиль из  узлов и агрегатов, сделанных в Стране восходящего солнца,  которую сегодня с полным правом можем назвать Страной восходящего автомобилестроения.

Назывался первенец «Такари» что в переводе означало  «скрежет», поскольку был он жутко шумным. В чем здесь проявился прагматизм до той поры чрезвычайно консервативных и закрытых  для мира японцев? Они не стеснялись копировать или использовать чужие изобретения, пока не достигли такого уровня, чтобы самим производить уникальные вещи.

Вернемся теперь к нашим реалиям – сколько было всяких шумных проектов по производству собственных автомобилей типа «Тулпар» с 1991 года - и не сосчитать! Но реально отечественная  автомобильная промышленность появилась всего пару лет назад, когда было принято решение начать собственное дело с отверточного производства иномарок в Костанае и расширения выпуска авто  в Восточном Казахстане.

Кстати, это и образец положительного  влияния Таможенного союза  на производство – уже к 2017 году  мы будем производить порядка 300000 авто на заводах в Костанае и Усть-Каменогорске! По информации МИНТ, на сегодня заключены соглашения с 7 автосборочными предприятиями, которые взяли на себя обязательства довести до 2017 года локализацию не менее чем до 50 процентов.  Таким образом, всего через пять лет половина каждого выпускаемого ими автомобиля будет  казахстанской по содержанию – от бамперов до  электропроводки.

Глава ассоциации автопроизводителей РК Андрей Лаврентьев так оценил это мегапроект:

- Вхождение Казахстана в ТС было просто прорывом в развитии «Агромашхолдинга», который имеет огромный производственный комплекс площадью территории 54 гектара и 88 тыс. квадратных метров производственных и офисных помещений. Но изначально он проектировался и строился в советское время с мощностью выпуска 25000 дизелей в год – то есть для масштабов всего СССР. Поэтому в рамках только нашей республики, увы, загрузить такие мощности практически невозможно. Мы диверсифицировали бизнес, создали предприятие по выпуску сельхозмашин, но все это могло привести лишь к использованию 10-15 % имеющихся мощностей.

К середине 2013 года планируется  довести выпуск машин в Костанае до 15 тыс., к 2015 - уже 100 тыс., а к 2017 – 150 тыс. автомобилей в год! Такого в истории Казахстана еще не было.

После вхождения Казахстана в ТС предприятие снова востребовано, имея возможность успешной работы на рынок России и Беларуси. При этом завод будет загружен на 80% от проектной мощности. Поэтому вхождение Казахстана в Таможенный Союз фактически стало ключом к выживанию и в перспективе к расцвету предприятия, производящего  крупноузловым методом автомобили марок SsangYong, Chance, Iveco и некоторые модели УАЗ.

Поразительно меняется масштаб производства в короткий промежуток времени от несколько тысяч в 2012 году - к 2015 - уже 100000, а к 2017 -150000 автомобилей в год!

Причем 70% машин будет реализовываться на территории РФ и Беларуси -  границы общего рынка расширились до 170 млн человек. По мнению специалистов, автомобильной промышленности возможно только в рамках ТС.

Как известно, президент страны поставил задачу поддерживать стратегические  отрасли, дающие серьезный социальный эффект. Так вот автомобильная отрасль по своей природе обладает сильным мультипликативным эффектом. Мировая практика показывает - на одного работника, непосредственно занятого в автомобилестроении, приходится 8 новых рабочих мест в смежных отраслях. Это логистика, сервисное обслуживание, банковское дело, страховой сектор, рынок запасных частей, рынок автомобильных компонентов и т.д.  К 2017 году численность занятых на основном производстве достигнет 3500. Следовательно, в общей сложности постоянную работу получат 31,5 тыс. человек, так или иначе связанных с деятельностью холдинга. Кроме того, это приведет к развитию смежных отраслей, начиная с производства  аккумуляторов

Прагматизм – то есть, экономическая целесообразность и долгосрочные интересы здесь налицо.

Примером прагматизма, но уже в другой области – аграрном секторе, является деятельность одного из ведущих  агрохолдингов республики - АО «Казэкспортастык». Здесь одними из первых в стране стали применять самые  современные технологии земледелия,  в том числе, и так называемую «нулевую». Суть ее заключается в том, чтобы степень непосредственного воздействия на саму почву традиционными методами стремилась к нулю. Такая ювелирная методика требует педантичной и квалифицированной работы круглый год – от снегозадержания до послеуборочного обработки полей. И все это с использованием передовой техники мирового уровня. Но зато гарантирует стабильный высокий урожай практически в любую погоду.

Кроме того, холдинг является крупнейшим производителем масличных культур  в стране. В общей структуре посевов корпорации их доля составляет уже более трети. Причина та же – экономический прагматизм: в отличие от пшеницы, которая уродится то густо, то пусто и, соответственно, мировая цена может меняться в разы, спрос и цены на рапс и лен стабильно высоки и вся продукция уходит на Запад по заранее заключенным контрактам.

Быть лучшим на своем месте

В целом, идеи прагматизма в нашей стране за более чем 20 лет Независимости стали популярными. Прежде всего, это создание Нацфонда, позволившего нашей стране безболезненно пережить два  мировых кризиса, особенно последний, который  пошатнул самые устои глобальной экономики. Сейчас Нацфонд является основным инвестором  программы ФИИР.

Уже и сейчас в Казахстане  во многих сферах жизни от науки до сферы услуг немало прагматиков в истинном смысле этого слова. Но сделать прагматизм национальной идеей, задача куда сложнее Настоящие прагматики должны стать своеобразными центрами кристаллизации в обществе. Только не надо их путать с людьми, живущими одним днем.

В нашей стране, как и в большинстве транзитных государств, молодежь заметно подвержена влиянию стереотипов, ложного понимания истинных ценностей жизни. Отсюда и погоня за вузовскими дипломами любой ценой, желание непременно быть хоть и маленьким, но начальником,  переизбыток «престижных специалистов» - юристов и экономистов. Зато  не хватает настоящих мастеров своего дела, особенно в зарождающей промышленности - высококвалифицированных токарей, фрезеровщиков, монтажников  и т.д.

Изменить архетип нации для решения высоких задач, это значит добиться ясного понимания  простой и одновременно архиважной вещи – достичь настоящего успеха человек способен только там, к чему у него есть призвание. Не каждый рожден быть Моцартом или Ньютоном, но каждый должен постараться найти свою нишу в обществе и стать там первым.

Нашему обществу, нужно учиться прагматизму во всех его ипостасях – на производстве, бизнесе, науке и т.д. Для этого необходимо задействовать разнообразные формы обучения и продвижения идеи – от классных часов в школе и до учебных программ и мастер-классов в вузах. А также использовать социальную рекламу, популяризировать идеологию прагматизма посредством кино, искусства, литературы.

Суть идеи проста и понятна – не гонись за иллюзорными целями, работай ради конкретных результатов и тогда ты добьешься успеха. А нация состоящая, в основном, из успешных людей, обречена на успех.

По этому поводу из отцов прагматизма, выдающийся ученый  Уильям Джеймс сказал замечательные слова – «Если молодой человек правильно проводит каждый час своего рабочего дня, он может с совершенной уверенностью, проснувшись в одно прекрасное утро, считать себя одним из компетентных людей своего поколения, какое бы занятие он себе не выбрал». Незаметно из всех мелочей его работы создаётся у него профессионализм как богатство, которое никогда не исчезнет».

По его мнению, молодёжь должна знать эту истину заранее. Незнание этой истины, вероятно, породило больше уныния и трусости у юношей, выходящих на трудное поприще, чем все другие причины вместе взятые.

Отметим, что самыми сильными сторонами Казахстана, согласно рейтингу ВЭФ, являются гибкий и эффективный рынок труда (15-я позиция), и стабильная макроэкономическая ситуация (23-я позиция). И это проявление макроэкономического прагматизма нашей страны.

Бек Аргынов

Беларусь Германия Италия Казахстан Костанай Португалия Сингапур Усть-Каменогорск Япония
Следите за новостями zakon.kz в: