Доклад
Министра юстиции Бекетаева М.Б. по проектам законов об адвокатской деятельности
и юридической помощи
(г. Астана, 28 марта 2018 года)
Доклад Министра юстиции Бекетаева М.Б. по проектам законов «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»
Целью разработки законопроекта являются комплексное совершенствование системы адвокатской деятельности и оказания юридической помощи.
Проект закона направлен на усиление защиты прав, свобод и законных интересов граждан при реализации их конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также совершенствование механизмов ее оказания.
Законопроект состоит из 4 разделов, 7 глав и 104 статей.
Справочно:
В разделе 1 законопроекта закрепляются общие положения, посвещенные принципам юридической помощи, субъектам ее оказания, формам и видам, комплексной социальной юридической помощи, компетенции Правительства и уполномоченного органа.
В разделе 2 сохраняются положения Закона «О гарантированной государством юридической помощи». При этом предусматривается применение единой информационной системы для определения списка адвокатов, участвующих в гарантированной государством юридической помощи.
Раздел 3 законопроекта посвящен совершенстованию адвокатской деятельности в рамках реализации Концепции правовой политики.
В разделе 4 законопроекта предусматриваются положения о правовом статусе юридических консультантов и деятельности палат юридических консультантов.
Основными положениями законопроекта являются:
1. Устранение имущественного барьера в виде вступительных взносов, что позволит обеспечить доступ к профессии адвоката, повысит конкуренцию между адвокатами и увеличит их количество.
2. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрен порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.
3. Для обеспечения представительства регионов в органах управления РКА устанавливаются ограничения по срокам нахождения в органах управления и порядок их формирования.
4. Упразднение адвокатского ордера. Практика использования этого документа показывает его неэффективность и архаичность. Его наличие создает условия для зависимости адвоката от руководства адвокатской организации.
5. Оптимизация деятельности адвокатуры путем введения Е-адвокатуры; автоматизирования процедуры определения списка адвокатов, участвующих в ГГЮП; введения онлайн-дежурств по ГГЮП; пересмотра деятельности адвокатских контор.
6. Пересмотрен механизм привлечения к ответственности за некачественное оказание юрпомощи. Усовершенствованы положения о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности (двухуровневые дисциплинарные комиссии) (опыт Австрии, Германии, Дании, Нидерландов, Словении, Эстонии и пр.).
7. Возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юрпомощи (опыт Австрии, Великобритании, Германии, Нидерланд, Франции, Швеции и пр.). Страхование предполагается ввести с 2020 года.
8. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка РКА рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката, юридического консультанта (опыт Германии, Франции, США, Польши, Чехии и пр.).
9. Регламентирование деятельности частнопрактикующих юристов, именуемых в законопроекте - «юридические консультанты». Физические лица, оказывающие юрпомощь в виде представительства интересов в суде, будут обязательными членами саморегулируемой организации.
10. Оказание юрпомощи на началах probono (опыт США, Англия, Австралия, Франция, Нидерланды и пр.).
Основные новеллы законопроекта предварительно обсуждались с представителями коллегий адвокатов, нотариальных палат, частнопрактикующих юристов, государственных органов, заинтересованных и неправительственных организаций.
В целом принятие законопроекта позволит обеспечить оказание доступной и качественной юридической помощи населению высококвалифицированными специалистами.
Принятие проекта закона не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
30 октября 2017 года Постановлениями Правительства РК № 683, 684 Законопроекты внесены на рассмотрение Мажилиса Парламента РК.
По состоянию на 28 марта т.г. проведено 21 заседаний рабочей группы.
В процессе обсуждения по инициативе депутатов ряд норм пересмотрены, доработаны и значительно улучшены.
В частности, депутатами Мажилиса Парламента всего внесено 307 поправок (в сравнительной таблице 223 поправки без учета снятых), из них 68 принято (в целях приведения в соответствие с требованиями Закона «О правовых актах»: из них 14 поправок по юртехнике, 51 поправка редакционного характера, 2 поправки уточняющие редакцию и 1 по исключению введения государственной адвокатуры), не принято 1 (поправка по приведению в соответствие с Законом «О специальных социальных услугах» в части дополнения слова «(семьям)» в лица, кому может оказывать комплексная социальная юрпомощь), 84 снято, на доработке находятся 103 поправок (41 поправка связана с понятием юридической помощи, в том числе квалифицированной, 57 поправок редакционного характера, 3 поправки по исключению компетенции уполномоченного органа в сфере оказания юрпомощи и 2 поправки по срокам избрания президиума коллегии адвокатов), открытые 51.
При обсуждении положений законопроекта на заседаниях рабочей группы возникли вопросы касательно:
- высоких стандартов оказания юрпомощи;
- разработки и утверждения тарифной сетки оплаты юрпомощи;
- внедрения системы комплексной социальной юрпомощи(probono);
- возможности внедрения института государственной адвокатуры;
- порядка объединения представителей юридической профессии в саморегулируемые организации;
- обязательного членства в палате юрконсультантов для физических лиц, оказывающих юрпомощь в виде представительства интересов лиц в судах.
Вместе с тем, в сравнительной таблице отсутствуют поправки, носящие концептуальный характер и препятствующие его дальнейшему рассмотрению.
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» разработан в целях приведения действующего законодательства в соответствие с предлагаемыми нормами основного законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в 4 кодекса (Налоговый, Уголовно-процессуальный, Об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный) и 5 Законов («О нотариате», «О некоммерческих организациях», «Об органах юстиции», «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», «О правовых актах»).
По итогам ознакомления с нормами сопутствующего проекта закона членами рабочей группы всего внесено 33 поправки, 18 из которых составляют юридическую технику, 9 редакционного характера.
Из внесенных 33 поправок принято - 18 (юртехника), снято - 3 (редакционные поправки), не принято 2 (1 редакционная и 1 поправка по изложению статьи о дисциплинарной ответственности нотариуса в части вступления в силу решения с момента официального уведомления члена палаты) и на доработке 10 поправок.
Из оставленных на доработку 10 поправок, 2 поправки по расширению круга лиц в рамках ГПК по представительству в суде по поручению, 1 поправка по исключению возмещения расходов по оплате помощи представителя, в том числе по комплексной социальной юрпомощи, 3 поправки редакционного характера и 4 по юртехнике.