Казахстан готов успешно преодолевать новые неизвестные современные процессы

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.08.2015 16:40 Zakon.kz
Документ "100 конкретных шагов" – это очередной стратегический план, который определен как "ответ на глобальные и внутренние вызовы". 
В последние годы мир полон вызовов, которые ставят государства и общества перед неизвестностью. Военные конфликты, экономические катаклизмы, политическая борьба и социальное напряжение являются частью жизни обычных людей. Динамика продолжает усиливаться, что ставит под испытание настоящее и будущее регионов и мира. Каждое государство уже само должно искать свой путь выживания и будущего присутствия в эффективных экономических и политических конфигурациях и схемах.

В очередной раз Казахстан доказал, что не только понимает современные процессы, но и готов успешно преодолевать и новые неизвестные. Документ "100 конкретных шагов" – это очередной стратегический план, который определен как "ответ на глобальные и внутренние вызовы". Наименование „100 шагов” ясно намечает две особенности данного процесса:

* Первая – этот документ представляет собой существенный дополняющий сегмент стратегического плана Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, направленного на выполнение одной из важных целей – вхождение страны в число 30 самых развитых стран мира в новых исторических условиях”.

* Вторая - в отличие от предыдущих документов, в которых акцент ставится больше на деталях выполнения, в „100 шагах” проводится тезис целостного переструктурирования государства, который подчинен идее не выживания, а процветания и утверждения Казахстана в качестве глобального фактора.

Каждая из пяти реформ, на которых основан документ „100 конкретных шагов”, подчинена идее „лечения системных заболеваний”. Смелые, радикальные и основанные на хорошей международной практике предложения в области государственного аппарата, судебной власти и правоохранительных органов, сельского хозяйства и промышленности, культуры, образования и науки, а также контроля и учета достигнутых государством результатов.

„100 конкретных шагов” производит впечатление масштабностью целей. Часто встречаемые слова в тексте - модернизация, оптимизация, повышение квалификации, применение международных стандартов. Поставленные в реформе 1 задачи направлены на формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата. Централизация отбора впервые поступающих на государственную службу, внедрение трехступенчатой системы отбора, обязательный испытательный срок, повышение оплаты труда до 70% от уровня оплаты труда в частном секторе за аналогичную квалификацию, а также ряд мер, благодаря которым будет сформирован новый, компетентный, материально мотивированный государственный аппарат. Принятие нового Закона о государственной службе также станет важным элементом амбициозной задачи по созданию квалифицированного и некоррумпированного аппарата.

Вторая реформа, озаглавленная „Обеспечение верховенства закона” подчинена упрощению доступа граждан к правосудию. Предлагается перейти от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная), а также ужесточить квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности, а обязательный пятилетний стаж участия в судебных процессах и прохождение годичного испытательного периода станут хорошим аттестатом для эффективной судебной реформы. Предлагается создать Международный арбитражный центр по примеру Дубая и Гонконга и Международный совет при Верховном суде РК с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Предусматривается дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей, с перспективой упразднения государственной службы судебных исполнителей. Необходимо изучать международный опыт и разработать предложения по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями.

Третья рeформа посвящена „индустриализации и экономическому росту, основанному на диверсификации”. Ключевой момент – приватизация сельскохозяйственных земель путем внесения изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты. Предусматривается „оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур, сокращение количества таможенных ставок в рамках Таможенного союза по модели „0-5-12”. Предлагается устранить излишнее дробление ставок Единого таможенного

тарифа. В налоговой сфере предусматриваются серьезные изменения, направленные на оптимизацию процедур, изменения в институциональной сфере. В одной из важных отраслей – строительстве - серьезное внимание уделяется переструктурированию деятельности. Будет внедрен ресурсный метод определения сметной стоимости строительства и система европейских кодов. Производит впечатление, что как и в сельском хозяйстве, так и в отраслях промышленности вводится общая тенденция централизации и устранения затруднений, связанных с недостаточно гибкой администрацией и отставанием от европейских и международных практик и стандартов.

Четвертая реформа посвящена формированию нации единого будущего путем создания „качественных идеологических продуктов, укрепляющих идентичность нации и продвигающих систему ценностей „МӘҢГIЛIК ЕЛ» (Вечная земля)”. В очередной раз производит впечатление масштабность предлагаемых изменений – создание социально-культурного туризма, масштабното интернет-портала „Энциклопедия Казахстана”, этнокультурных аулов и деревень в каждом регионе, реконструирующих традиционный быт различных этнических групп многонационального народа Казахстана. Предусматривается увеличение расходов на культуру и обеспечение доступа культурной инфраструктуры для всех казахстанцев.

Последняя, пятая реформа объясняет сущность предлагаемых масштабных структурных изменений. Цель – перейти от „ручного” государственного управления к управлению по конкретным результатам. Это связано и с структурированием системы государственного планирования с учетом новой иерархии целей и индикаторов. Амбициозная программа указывает ориентир – облегчение быта граждан и создание хороших условий для прямого участия общества в решении государственных задач и вызовов. Одним из доказательств является создание государственной корпорации „Правительство для граждан”.

Ознакомление с документом „100 конкретных шагов» вызывает ряд эмоций, которые переходят от чувства восхищения смелостью предлагаемого проекта до естественных сомнений в возможности его осуществления. Экономическая непредсказуемость на региональном и глобальном уровне, усиливающаяся социальная нестабильность представляют собой препятствия, для преодоления которых необходима политическая консолидация, ориентированная на сохранение национальных ценностей и более тесная интеграция с хорошими практиками внешнего мира.

Профессор, доктор экономических наук Нина Дюлгерова
Неофициальный перевод с болгарского языка
Фото с сайта forbes.kz

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: