Сразу в нескольких регионах страны чествуют шахтеров
Zakon.kz
Первые шахты в отечественных степях появились еще в середине 19 века.
Сразу в нескольких регионах страны чествуют горняков. Профессиональному празднику шахтеров уже 68 лет. На всех без исключения собраниях сегодня вручают почетные знаки «Шахтерская слава» - он имеет 3 степени и даётся за доблестный труд. А в шахте он всегда нелегкий и опасный, сообщает телеканал КТК.
День шахтера традиционно отмечают в последнее воскресенье лета. Сейчас мало кто помнит, но это связано с Алексеем Стахановым. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года им был установлен рекорд. При норме 7 тонн за смену 5 часов 45 минут он добыл 102. Потому среди всех горняков, добывающих всевозможные полезные ископаемые из недр земли, угольщики в этот день на особом положении.
Уголь – это первый и самый распространенный вид ископаемого топлива, используемого человеком. Уголь – это окаменевшие растения, которым уже 40-50 миллионов лет. Уголь – это хлеб промышленности и тепло зимой. Уголь добывают около 50 тысяч казахстанцев.
Игорь Бондарчук, начальник участка шахты им. Т.Кузембаева «АрселорМиттал Темиртау»:
- Каждая смена по-своему сложна. Это труд настоящих мужчин. А если так смотреть, в розовых очках, то, естественно, это не для тех работа.
Первые шахты в отечественных степях появились еще в середине 19 века. Недра Центрального Казахстана тогда осваивали российские купцы и английские бизнесмены. Широкое же развитие угольная промышленность начала в 30-е уже 20 века.
- А рядом со Сталиным Тусуп Кузембаев. Вот историческая такая фотография. Это было совещание горняков СССР. 37 год.
К пятидесятым за Карагандой уже закрепилось звание третьей кочегарки СССР. Вокруг Караганды уже около 50 шахт. При этом главным орудием труда остается отбойный молоток, а помощники – кони.
Михаил Сарафанов, полный кавалер знака «Шахтёрская слава»:
- Были такие каверзные случаи, когда были такие дни, что в субботу, воскресенье шахта не работала, они покидали конный свой двор подземный и выходили на поверхность. И тогда шахта была парализована. Они были очень чуткие и очень хорошо знали даже условия горные.
Удары молотка в шахтах перебивало лишь пение птиц. На подземную службу брали канареек. Пернатые, как никто другой, чувствительны к содержанию взрывоопасного газа метана. Сейчас их сменили вот такие электронные датчики.
Игорь Мостипаха, почетный работник угольной промышленности:
- Все оборудование в шахте несколько увеличено в габаритах по толщине металла, по объему и так далее, именно с точки зрения взрывобезопасности. Но он удобный, им можно гвозди забивать.
Чтобы забрать у природы уголь и выжить в борьбе с подземной стихией, дисциплина здесь должна быть полувоенная. Недаром вплоть до 80-х у шахтеров была своя форма, иерархия и знаки различия, как на флоте.
Михаил Сарафанов, полный кавалер знака «Шахтерская слава»:
- Это специально костюм шился по заказу с регалиями все. Как знак отличия. Директор первого ранга, директор второго ранга.
Сейчас на шахтах все изменилось. Деревянные опоры заменили металлические, людей – техника. Многие подземные профессии остались только в воспоминаниях ветеранов. И чаще всего вспоминают лампоносов. Бензиновые светильники требовали частой дозаправки.
Ирназар Султангельдеев, ветеран труда:
- Молодые парни 12-13 лет во время войны, женщины, берут несколько и идут по забою и раздают, меняют лампу. Все пожилые директора, которые в 44 году работали, они все вышли с лампоносов.
Качество угля опытный шахтер может определить на глаз. Только в карагандинской свите его 25 марок. Черное золото различают по химическому составу, размеру пласта, геологии происхождения и географии добычи. И по традиции у каждого вида свои имена.
Мукаш Бизилов, заместитель директора шахты им. Т.Кузембаева АО «АрселорМиттла Темиртау»:
- Вот верхняя «Марианна» - это К-12. К-7 - это «Замечательный». Они по весу разные, удельный вес каждого угля. Какой-то тяжелее, какой-то легче.
Сейчас по разведанным запасам угля Казахстан занял 8 место в мире. Если добывать его в том же темпе, что сейчас, хватит еще на несколько сотен лет. Уголь на карагандинских шахтах добывают с глубины от 300 до 600 метров под землей. Ну, представьте, стоэтажный небоскреб под землей. Здесь примерно одинаковая температура (15-20 градусов) и абсолютная тишина.
Автор: Юлана Чаус
Фото news.headline.kz
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript