Школы Алматы требуют от родителей раскрыть тайны личной жизни
Zakon.kz
Существуют ли такая практика по всей республике, сведений пока нет, но в Алматы то, о чём пойдёт речь, – распространённое явление.
В начале каждого учебного года родителям раздают анкеты, они ещё могут называться "социальный паспорт семьи" (на иллюстрации) – таков порядок во многих школах. Администрация настаивает, что заполнять их нужно обязательно. Мамы, папы и бабушки удивляются, возмущаются и недоумевают по поводу характера вопросов. Но, тем не менее, в большинстве случаев отвечают, чтобы не вступать в конфронтацию с педсоставом, пишет "Радиоточка".
Одна из таких анкет – как пример – оказалась в редакции. Судя по ней, учебное заведение интересует не только данные и особенности ребёнка, но и должности матери и отца, их социальный статус. Так в одной из граф просят отнести себя к "малообеспеченной или обеспеченной семье" или указать, в каком браке вы состоите. Опросив родителей учеников из разных школ, "Радиоточка" пришла к выводу, что содержание анкет, которые попадали им в руки, схоже. Но если вышеуказанные пункты ещё можно отнести просто к некорректным и неэтичным, то следующие вообще заставляют задуматься о правомерности: "Материальное положение семьи: высокое, среднее, ниже среднего (нужное подчеркнуть). Доход семьи на человека. Жилищные условия (дом, квартира) – общая площадь, количество комнат". По словам родителей, им также встречались просьбы указать их зарплату и прочие финансовые данные.
"Радиоточка" попросила известного юриста, следящего за соблюдением законов в сфере образования, Жангельды Сулейманова дать оценку этому "документу".
- Я отправила вам в качестве примера одну из анкет – они в разных школах отличаются, но много где родители их заполняют…
- Дело в том, что согласно закону, обязательства по заполнению анкет возникают из каких-либо инструкций, правил, других законов. Мне очень интересно, чем регулируются эти анкеты? Есть ли какие-то положения? Кто разработал документы, согласно которым вообще эти анкеты представляются?
- То есть на каком основании они вообще существуют?
- Верно. Первое – кто придумал эти анкеты, утвердил форму? Это идёт, возможно, со стороны структур образования. Я полагаю так – раз это школы. Такие анкеты не вручают же, например, в магазинах. Поэтому мне очень интересно, кто придумал эти анкеты, с какого времени они введены. Важно, конечно, какой документ регулирует форму анкет, их содержание. Потом – что с ними делают?
- Наверное, стоит поинтересоваться и тем, насколько анкеты сохранны, поскольку они содержат конфиденциальную информацию. Ведь какой-нибудь злоумышленник может ими воспользоваться.
- В том-то и дело. Куча вопросов возникает. Здесь может быть два варианта. Первый – составили форму, она сама по себе ходит, и никто её не отрегулировал никакими правилами и инструкциями. Либо кто-то составил инструкцию, но я сомневаюсь. Потому что, если приказ существует какой-либо, то он должен пройти экспертизу в министерстве юстиции. Но мне не верится, что министерство юстиции пропустило бы такой приказ.
Ещё один важный момент. Эти анкеты и могут быть даны родителям, но в порядке добровольного волеизъявления. Кто хочет – заполняет. Но у нас они же даются в более обязательном порядке…
- В добровольно-принудительном…
- Да-да-да. Потому что если их будут давать в добровольном, смысл теряется: тридцати родителям дали – пять согласились, двадцать пять не заполнили. Тогда вообще зачем они?
И кем обрабатываются эти анкеты? Либо их просто собирают, и они лежат в какой-то папке или вообще выбрасываются. Либо их кто-то анализирует – непонятно.
Так что вопрос о защите информации – это самый главный здесь вопрос.
Здесь, пожалуй, стоит сделать ремарку. Помимо того, что персональные данные граждан Казахстана охраняются Конституцией, в 2013 году был введён в действие специальный закон "О персональных данных и их защите". Статья 5 в нём гласит, что "сбор, обработка и защита персональных данных осуществляются в соответствии с принципами:
1) соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) законности;
3) конфиденциальности персональных данных ограниченного доступа;
4) равенства прав субъектов, собственников и операторов;
5) обеспечения безопасности личности, общества и государства".
Могут ли школы гарантировать недоступность этих данных в соответствии с нормативным актом? Учитывая это, юрист продолжает:
- Так что я думаю, что у родителей нет обязанности заполнять эти анкеты вообще. Просто у нас же как? Детей жалко. "Вот весь класс заполнил, а ты, мальчик или девочка, – нет". И начинается психологическое давление на ребёнка, отношения между учителем и учеником портятся. Родители стараются избегать конфликтных ситуаций, поэтому заполняют и всё. Но это вообще за пределами – эта анкета за пределами закона. Однозначно.
- Если по части контактных данных (место работы родителей, телефоны) ещё понятно – школе нужно связаться с мамами и папами в экстренном случае. То же – с уточнениями, в полной или нет семье живёт ребёнок – нужно знать психологический бэкграунд школьника. Но вот что касается вопросов о месячном доходе семьи на человека, о жилой площади квартир, об уровне благосостояния – не являются ли они некорректными, не нарушают ли права на частную жизнь, не являются ли требованием раскрыть коммерческие тайны?
- У нас и Конституция, и Гражданский кодекс защищают тайну личной жизни. Все сведения, которые вы перечислили, являются этой тайной, начиная с дохода. Мне также очень не понравился вопрос "Оцените уровень вашей семьи? Относится ли ваша семья к высокому/среднему достатку". Даже про благополучие есть вопрос. Это каким же образом можно причислять себя к неблагополучным? Вопросы больше носят какой-то социальный характер. Такие вещи нужно определять научно. Родители не могут ответить.
Но идёт ещё и ущемление прав ребёнка. Вот он принесёт анкету, а там написано, что он из неблагополучной семьи или бедной. Как он себя будет чувствовать? Это некорректно ни с точки зрения культуры, ни с точки зрения закона. В этой части отвечать вообще нельзя!
Какие-то вопросы можно и оставить, но общие. Хотя для этого существует личное дело ребёнка. В нём есть определённые данные – о родителях, адреса, телефоны, ИИН. Их достаточно. Существует же сегодня механизм сбора сведений необходимых, чтобы позвонить можно было куда-то. Анкеты излишни. Вообще надо ставить вопрос, чтобы их устранили. Я подниму его.
Легализовать их можно только через министерство юстиции. Но, я повторюсь, уверен, что ведомство не пойдёт на это. Потому что они не предусмотрены законом "Об образовании". Минобр уполномочен в рамках этого закона действовать – разрабатывать стандарты, программу – но у него нет полномочий влезать в частную жизнь. Поэтому я благодарен вам за то, что поднимаете эту тему.
- Когда родители, удивлённые таким интересом, спрашивают, зачем школе подобные данные, администрация аргументирует тем, что таким образом они определяют малообеспеченные семьи, которым нужна помощь из фонда Всеобуча, скажем, на форму, учебники, канцтовары…
- Может быть. Но существуют законные методы сбора данных. Цель благая, но нужно же легальные механизмы использовать. Классные собрания ещё никто не отменял. "Из тех, кто явился, скажите, может быть, кому-то помощь нужна". С теми, кто не явился провести беседы. Я поддерживаю саму цель, но я против методов. Так и не разглядишь цель сразу…
- У некоторых родителей возникает навязчивое ощущение, что так определяют их платежеспособность…
- Неудивительно. В шапке анкеты можно было бы написать, что её заполнение является добровольным, а цель сбора информации – оказание помощи семьям, которые нуждаются. Можно же было сделать такую оговорочку? А не так – бахнуть просто, и всё. Это неправильный подход.
Любопытно, как отреагировал бы чиновник министерства образования, или местного управления, или даже директор школы, если посторонний по сути человек пришёл бы в кабинет и спросил по-свойски: "А какой у вас доход в семье на человека в месяц? А в квартире комнат сколько? Вы обеспеченные же, да?"
Пока материал готовился, "Радиоточка" связалась с управлением образования. Там заверили, что никаких распоряжений насчёт анкет не давали. Попросили экземпляр для ознакомления.
А когда публикация уже была готова, государственная служба ответила – надо отметить, довольно оперативно. Они изучили анкету. "Да, родители в школах заполняют социальный паспорт. Но он не должен распространяться массово – на всех учащихся, он необходим только для тех, кому требуется оказание помощи через фонд Всеобуча, у кого есть материальные затруднения", – прокомментировали в управлении образования Алматы.
В этом случае сбор данных и соответствующих документов, пояснили чиновники, регламентирован постановлениями правительства №64 2008 года и №255 2012 года.
Для всех остальных детей достаточно общих данных, имеющихся в личном деле – фамилии, имени, адреса, телефона родителей, медицинских справок. В управлении дали понять, что доход семьи никому не должен быть интересен. Можно предположить, что школы перестарались в исполнении приказов, решив завести социальный паспорт на каждого ученика. Значит, родители, не претендующие на помощь от государства, могут и должны отказываться от заполнения подобных анкет.
Марина Михтаева
Фото radiotochka.kz
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript