Доклад Министра юстиции по вопросам дальнейшего развития и реформирования институтов нотариата и адвокатуры (г. Астана, 29 мая 2017 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 29.05.2017 23:01 Фото: zakon.kz

Доклад Министра юстиции по вопросам дальнейшего развития и реформирования институтов нотариата и адвокатуры
(г. Астана, 29 мая 2017 года)


Құрметті Владимир Карпович! Құрметті депутаттар!

 

Мен бүгін Сіздердің назарларыңызға нотариат және адвокатура институттарын одан әрі дамыту және реформалау бағыттарын ұсынғым келеді.

Баяндамамның бірінші бөлігі адвокаттық салаға, ал екінші бөлігі нотариаттық қызметке арналады.

«Адвокаттық қызмет туралы» Заң 1997 жылы қабылданған болатын және заңның қабылданғанына биыл жиырма жыл толады.

Адвокатура институты адамның конституциялық құқықтары мен бостандықтарын қорғауға және білікті заң көмегін алуға бағытталған. Заңмен көзделген жағдайларда заң көмегі тегін көрсетіледі.

Адвокатурада алға қойылған міндеттерді орындаудың бірнеше тетігі бар.

Осындай тетіктердің қатарына қылмыстық істерде адвокаттардың қорғаушы ретіндегі қызметін ұйымдастыру, сондай-ақ сотта мүдделерді білдіріп өкілдік ету және әртүрлі заң көмегін көрсету кіреді.

Бұдан басқа, адвокаттар мемлекет кепілдік берген заң көмегін көрсету жүйесінің негізгі қатысушылары болып табылады. Жыл сайын бюджет есебінен тегін көмекті шамамен жүз елу мың адам алады.

Ал енді адвокаттық қызмет саласында туындап жатқан өзекті мәселелерге және оларды шешу жолдарына тоқталуға рұқсат етіңіздер.

 

В настоящее время адвокатура представлена Республиканской коллегией адвокатов и 16 территориальными коллегиями. Общая численность адвокатского корпуса насчитывает порядка 4 тыс. человек.

Тем не менее, сегодня для Казахстана актуален вопрос нехватки адвокатов. Их текущая численность недостаточна для полноценного доступа граждан к юридической помощи.

В среднем в Казахстане на 1 адвоката приходится порядка 3900 граждан. Этот же показатель, к примеру, в Италии 260 человек, а в Германии и Англии 500 и 900 граждан соответственно.

Проблема нехватки адвокатов поднимается также Верховным Судом. На одного судью приходится меньше 2 адвокатов. В Европе этот показатель составляет в среднем от 3 до 5.

По сути, в Казахстане сложился дефицит адвокатских услуг. Граждане, которые нуждаются в таких услугах, не могут их получить либо получают по завышенной стоимости.

В период с 2013 по 2016 год наблюдался незначительный рост числа адвокатов примерно на 300 человек или около 6,5 %. (с 4320 до 4609 в среднем 2.1 % в год).

Анализ действующей процедуры входа в профессию показывает следующее.

Для того, чтобы стать адвокатом, необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в коллегии адвокатов от шести месяцев до года, пройти процедуру аттестации и вступить в члены коллегии адвокатов.

Стажировка является платной, ее стоимость составляет от 140 до 280 тыс. тенге в год.

Для вступления в коллегию сумма первоначального взноса в зависимости от региона составляет от 700 до 800 тысяч тенге. Определение размера взноса, согласно Закону, отнесено к компетенции областных коллегий адвокатов.

Таким образом, кандидату для получения статуса адвоката необходимо пройти несколько сложных процедур и оплатить в среднем около 1 млн. тенге.

Для упрощения доступа в профессию Министерством юстиции совместно с Республиканской коллегией прорабатывается вопрос уменьшения первоначального взноса до 100 МРП (226.900 тенге) и стажировки до 5 МРП (11345 тенге) в месяц.

Эти меры должны привести к росту числа адвокатов, поскольку сумма затрат сократится более чем в два раза.

Рост численности адвокатского корпуса усилит конкуренцию внутри него и повлечет за собой уменьшение суммы гонораров за оказание помощи. В дополнение к этому конкуренция мотивирует адвокатов повышать свой профессиональный уровень. Соответственно, должно повыситься качество юридической помощи и ее доступность населению.

Следующий вопрос касается форм организации адвокатской деятельности.

По действующему законодательству у адвокатов имеется возможность выбрать одну из следующих форм деятельности: юридическая консультация, индивидуальная деятельность либо объединение в адвокатскую контору.

Сегодня в стране работает 203 консультации и 149 адвокатских контор. При этом их значительная часть действует в лице единственного адвоката. По сути, такая форма организации не отличается от индивидуальной.

Анализ функционирования адвокатских контор показывает, что они не соответствуют современным требованиям. В этих условиях сложно организовать эффективную коллективную деятельность адвокатов, что делает ее неконкурентноспособной по сравнению с юридическими фирмами.

Поэтому Министерство юстиции планирует реформировать статус и порядок образования адвокатской конторы.

Планируется наделить конторы возможностью иметь на праве собственности имущество.

Кроме того, нужно предусмотреть возможность наделения одного из адвокатов полномочием заключать от имени адвокатской конторы и ее адвокатов договора с доверителями.

Необходимость в адвокатской помощи вызвана современными реалиями, очевиден повышенный спрос на данный вид услуги.

В то же время ежегодно растет недовольство граждан работой адвокатов, увеличивается количество жалоб.

Полномочиями по проверке жалоб на действия адвокатов, согласно законодательству, наделены президиумы областных коллегий. Наложение дисциплинарных взысканий осуществляется также президиумами.

При этом у Республиканской коллегии нет компетенции контроля над осуществлением деятельности территориальных коллегий.

Практика показывает, что территориальные коллегии не всегда привлекают адвокатов к дисциплинарной ответственности. Во многих случаях адвокаты за допущенные нарушения избегали дисциплинарной ответственности.

Для решения проблемы ухода адвокатов от ответственности Министерство юстиции планирует расширить полномочия Республиканской коллегии.

Во-первых, дать полномочия проверять жалобы на адвокатов.

Во-вторых, наделить полномочиями рассматривать материалы о дисциплинарных проступках и налагать дисциплинарные взыскания.

Также в целях информированности граждан планируется внедрить механизм опубликования сведений о привлеченных к ответственности адвокатах на официальном сайте Республиканской коллегии.

Отдельный вопрос - прозрачность финансовой деятельности коллегий.

Необходимо предусмотреть опубликование информации о доходах и расходах коллегий адвокатов.

Данная мера связана с неэффективной работой, осуществляемой ревизионными комиссиями областных коллегий адвокатов. Сами адвокаты не имеют доступа к информации о доходах и расходах своих коллегий.

Министерство юстиции обсуждает с Республиканской коллегией внедрение механизма опубликования детальных отчетов на сайтах областных коллегий.

Следующий вопрос - повышение квалификации адвокатского корпуса.

На сегодняшний день законодательством за адвокатом закреплена обязанность по постоянному повышению своей профессиональной квалификации, но не установлена периодичность.

В этой связи, Министерством планируется внедрить механизм обязательного ежегодного повышения квалификации адвокатов по примеру Франции, Англии и США.

Республиканская коллегия должна заниматься аккредитацией ВУЗов и учебных центров, где будут проходить обучение адвокаты. В течение года адвокаты будут сами выбирать для себя краткосрочные курсы. Экзамены будут принимать не коллегии адвокатов, а университеты или учебные центры

В течение года каждый адвокат должен набрать установленное количество часов для обучения, иначе ему будут приостанавливать лицензию.

Такая форма обучения адвокатов позитивно скажется на развитии и казахстанских ВУЗов. Университеты получат возможность дополнительного дохода, а также смогут внедрять экспериментальные и передовые практики обучения.

В конкурентной борьбе среди ВУЗов и учебных центров, преимущества получат те из них, кто будет приглашать лекторов, способных создавать уникальный контент. Это в первую очередь люди, которые непосредственно участвовали в разработке новых законов.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе внедрения практики «Probono».

Мировая практика свидетельствует, что для развития института адвокатуры в Казахстане необходимо внедрение системы «Probono»

Для внедрения «Probono» необходимо обязать адвокатов оказывать юридическую помощь гражданам определенное количество часов в год без бюджетного возмещения. При этом адвокат должен будет ежеквартально представлять в коллегию отчет об оказании данной помощи.

«Probono» затрагивает сферу оказания бесплатной юридической помощи социально уязвимым слоям населения. Система является одним из важных критериев при выборе клиентом юриста. Качественная работа в рамках системы «Probono» повышает доверие к юристу и является для него весомым признаком успешности.

 

Уважаемые депутаты, позвольте перейти ко второй части выступления и рассказать о нотариальной деятельности.

В 2011 году в законодательство о нотариате были внесены существенные изменения: отменили квотирование численности нотариусов, изъяли положения о кадровом резерве и проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

В результате этих преобразований нотариальный корпус увеличился с 1980 до 4170. Пик роста приходился на 2012-2014 годы.

Необходимо отметить, что рост численности нотариусов положительно сказался на обеспечении качества и законности их работы.

Так, количество отмененных судами нотариальных действий по вине нотариусов в 2010 - 2011 годы (до отмены квотирования) составило 74. В период с 2015 по 2016 годы этот же показатель составил 43 решения.

За счет здоровой конкуренции повысилось качество нотариального обслуживания и их доступность для населения. Для нотариусов появился импульс для повышения собственного профессионального уровня.

Можно с определенной долей уверенности сказать, что конкуренция вынудила покинуть ряды нотариусов, тех, кто не готов был конкурировать. Это подтверждается цифрами. С 2012 года почти 1000 нотариусов перестали заниматься предоставлением своих услуг.

С 2015 года наблюдается сокращение числа претендентов на право занятия нотариальной деятельностью. Это связано с двумя факторами.

Первый - это стабилизация спроса и предложения на рынке нотариальных услуг. Рыночные механизмы позволили добиться полного охвата населения нотариальными услугами

Второй - реформа законодательства, упрощение процедур и развитие технологий снизили востребованность нотариальных услуг.

Эффективность нотариальной деятельности повысилась благодаря внедрению в 2011 году Единой нотариальной информационной системы (ЕНИС) «Е-нотариат». Электронная система облегчает взаимодействие нотариусов с республиканской и территориальными палатами и Министерством юстиции.

«Е-нотариат» дал возможность нотариусам получить доступ к государственным базам данных «Регистру недвижимости», «Юридических лиц», «Физических лиц», РП «ЗАГС». Доступ к онлайн базам повысил качество нотариальных услуг.

В то же время органы юстиции благодаря системе «Е-нотариат» тратят значительно меньше времени и ресурсов на контроль и проверку деятельности нотариусов. Сократилась отчетность.

Тем не менее, несмотря на все позитивные преобразования в области нотариата, необходимо его дальнейшее совершенствование.

В настоящее время существуют серьезные проблемы в обучении и повышении квалификации нотариусов, работа в данном направлении ведется не всегда эффективно.

Необходимо обязать нотариусов повышать свою квалификацию на постоянной основе по аналогии с адвокатурой.

Еще одним механизмом улучшения качества услуг является постепенное повышение требований по доступу к профессии.

Сегодня, чтобы стать нотариусом, необходимо наличие стажа работы по юридической специальности не менее 2 лет, стажировки сроком не менее одного года и прохождение аттестации.

В то же время в Англии доступ к должности нотариуса требует не менее 5 лет работы по юридической специальности. В Швейцарии можно стать нотариусом после 4,5 лет работы юристом.

В России граждане должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет. В Грузии необходимо наличие опыта работы на публичной службе не менее пяти лет.

Поэтому Министерство юстиции рассматривает поэтапное увеличение требований по стажу с двух до пяти лет. Очень важно не допустить возврата к дефициту нотариальных услуг.

Также планируется закрепить требование по годичной стажировке у нотариуса без возможности сокращения.

Прохождение стажировки является важной частью профессиональной подготовки.

К примеру, в ФРГ претендент должен успешно пройти трехлетнюю производственную практику в качестве помощника нотариуса.

Во Франции - 2 года, в том числе около полугода у иных специалистов - адвокатов, бухгалтеров-ревизоров, или юридических службах компаний.

В Италии кандидат должен пройти как минимум двухгодичную стажировку у практикующих нотариусов.

Немаловажным также является вопрос об усилении требований по входу в профессию.

В частности, следует запретить получение лицензии лицам, прекратившим нотариальную деятельность в связи с принудительным лишением лицензии.

На сегодняшний день актуальной проблемой является прозрачность финансовой деятельности нотариальных палат. По аналогии с адвокатурой наблюдается неэффективная работа ревизионных комиссий при областных палатах. Поэтому планируется введение публичных механизмов финансовой отчетности палат.

Законодательство определяет нотариусов субъектами оказания бесплатной гарантированной юридической помощи. Однако практика показывает, что это требование не всегда исполняется.

В целях поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо внедрить эффективный механизм бесплатного консультирования по аналогии с системой «Probono».

 

Қорытындылай келе, адвокатура және нотариат институттарын жетілдіру жөніндегі жұмыс әрі қарай жалғасын табатынын айтқым келеді. Әрине, бұл жұмыс еліміздің негізгі стратегиялық құжаттарын іске асыруға негізделетін болады.

Құрметті депутаттар, Сіздердің қолдауларыңызбен біз аталған институттарды тұтастай заманауи халықаралық стандарттарға сай келтіріп жаңғырта аламыз деп сенемін.

 

Назарларыңызға рақмет!

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: