Как излечить Казахстан от коррупции
Несмотря на все меры, предпринимаемые государством, коррупцию не удалось искоренить полностью ни в одной стране мира. Она проникла во все сферы жизни, и представляет угрозу национальной безопасности, тормозит процесс социально экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. В каждой стране с этим злом борются по-разному, и зачастую достигают немалых успехов по снижению коррупционных рисков. Не остается в стороне и Казахстан. О том, насколько действенны меры, предпринимаемые Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК), и насколько они способствуют формированию антикоррупционного сознания в казахстанском обществе, попытался выяснить журналист Zakon.kz, направив соответствующий запрос в антикоррупционное ведомство.
Кто в основном берет и сколько
Как отметили в ведомстве, борьба с коррупцией сейчас ведется по всем фронтам, и благодаря системности этой работы, удается добиться неплохих результатов. Только в этом году Антикоррупционной службой задержано 164 коррупционера. Всего же за последние 3 года АДГСПК зарегистрировано 5 641 коррупционное преступление. При этом из года в год их число медленно, но верно снижается. Если в 2016 году было зафиксировано 2 229 таких фактов, то в 2017 – 1 835, за 9 месяцев 2018 – 1 577.
"Традиционно коррупции больше подвержены должности, связанные с широкими полномочиями по осуществлению контрольных и разрешительных функций, привлечению физических и юридических лиц к ответственности. Наибольшие коррупционные риски сохраняются в сферах строительства, образования, земельных отношений, сельского хозяйства, здравоохранения и социального обеспечения. Порядка 20% изобличенных в коррупции должностных лиц являются руководителями различного уровня", – отметили в Антикоррупционной службе.
Что же касается размеров, полученных ими взяток, то в зависимости от субъектов и характера, решаемых за «мзду» вопросов, их суммы варьируются от 5 тысяч до 36 миллионов тенге (точнее 100 тысяч долларов). Именно столько составила самая крупная взятка, выявленная в этом году. А фигурирует она в уголовном деле в отношении сотрудников СЭР ДГД по Павлодарской области.
"Так, 31 августа текущего года в результате проведения негласных следственных действий руководитель Департамента государственных доходов по Павлодарской области и руководитель управления службы экономических расследований этого же департамента были изобличены при возврате полученных в марте текущего года 100 тысяч долларов от представителя ТОО за прекращение уголовного дела и недоначисление налогов в размере 1,1 миллиарда тенге", – говорится в сообщении ведомства.
Стоит отметить, что благодаря изменениям, внесенным в законодательство в 2015 году, суды все чаще применяют в отношении взяточников не тюремное заключение, а крупные штрафы. Только в этом году к реальному лишению свободы приговорены – 117 коррупционеров, а к штрафу – 297. Самая крупная сумма штрафа за дачу взятки составила 672 миллиона тенге.
"Так, приговором Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Астаны от 14 марта 2018 года руководители ТОО «Project City Group» осуждены к штрафу в размере 672 миллиона тенге. Согласно материалам уголовного дела, осужденные в период с февраля 2015 года по ноябрь 2016 года неоднократно давали взятку руководству АО "Байтерек Девелопмент" в особо крупном размере в общей сумме 224 миллиона тенге за заключение договоров на строительство жилья по государственной программе «Нурлы Жол» и беспрепятственное подписание актов выполненных работ", – уточнили в АДГСПК.
Как отличить подарок от взятки
Отдельно, в ведомстве рассказали, как сейчас обстоят дела со взяткодателями. Ведь зачастую люди сами провоцируют госслужащих на получение взятки, дарят подарки или стараются подкрепить устную благодарность каким-то материальным вознаграждением. Причем, иногда они даже не догадываются, что тем самым нарушают закон. В итоге только за 9 месяцев 2018 года зарегистрирован 191 факт дачи взятки. И нарушителям уже не удастся оправдать себя тем, что они лишь хотели сделать подарок «от чистого сердца», не зная, что этим совершают коррупционное правонарушение.
"Касательно вопроса разграничения понятий коррупционного правонарушения и подарка, сообщаем, что согласно нормативному постановлению Верховного суда от 27 ноября 2015 года «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» под входящими в служебные полномочия действиями должностного лица следует понимать такие действия, которые оно имеет право и обязано совершить в пределах служебной компетенции. Получение лицом от подчиненных или иных лиц, на которых распространяются его служебные полномочия, денежных средств или иных ценностей за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, в том числе возможных в будущем, должно расцениваться как получение взятки", – пояснили в АДГСПК.
То есть, госслужащий не вправе принимать подарки от подчиненных или других людей, на которых распространяются его служебные полномочия, несмотря на причины их дарения (праздничные даты, дни рождения, повышение по службе, трудоустройство и др.), а также вне зависимости от вида, количества, стоимости и иных характеристик подарка (конфеты, торты, сувениры и т.д.). Кроме того, запрещается дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения имущественных выгод, благ и преимуществ.
Даже подарки, поступившие без ведома госслужащего или переданные (врученные) публично или во время официальных мероприятий, он не может оставить себе. Согласно Правилам учета и хранения имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным постановлением правительства от 26 июля 2002 года, он обязан их сдать добровольно в специальный фонд в течение 7 календарных дней со дня получения.
"Нарушение семидневного срока (по деньгам, поступившим на счет без его ведома – двухнедельного срока), а также принятие подарков в связи с исполнением государственных функций может стать основанием для привлечения госслужащего к уголовной либо административной ответственности. При этом получение подарка впервые (стоимостью менее 2 МРП или 4 242 тенге) при отсутствии предварительной договоренности о получении подарка за ранее совершенные законные действия не является преступлением в силу малозначительности. Однако это влечет административную ответственность согласно статье 677 КоАП (получение незаконного материального вознаграждения), что наказывается штрафом до 600 МРП (или 1 272 600 тенге), а также влечет дисциплинарную ответственность за совершение проступка, дискредитирующего госслужбу, что может привести к увольнению по отрицательным мотивам", – сообщили в Антикоррупционной службе.
Однако, как отметили в ведомстве, данные ограничения не распространяются на ценные подарки, врученные госслужащему в качестве поощрения в соответствии с законом «О государственной службе Республики Казахстан».
Менять нужно не только подходы, но и сознание
Хотя искоренить коррупцию полностью пока не удалось ни в одной стране мира, в Казахстане постоянно ищут новые подходы для борьбы с этим злом, используя наработки национального опыта и привлечения лучших международных антикоррупционных практик. И, как отметили в АДГСПК, за последние три года пропаганда нетерпимости к коррупционным проявлениям вышла на новый уровень и стала существенным фактором усиления степени неприятия коррупции в обществе.
Результаты социологических исследований уже в первый год исполнения Антикоррупционной стратегии показали рост социальной поддержки антикоррупционной политики. В 2017 году на 17,9% (с 55,5% до 73,4%) возросла доля граждан, выразивших доверие к антикоррупционной политике государства. Подавляющее большинство (81,4%) населения страны относится к коррупции негативно. Внести личный вклад в снижение уровня коррупции в государственных органах выразили готовность 55,5% респондентов. Только с начала текущего года Антикоррупционной службой на сумму 20 467 300 тенге поощрены более 140 казахстанцев, сообщивших о фактах коррупции.
"Системные законодательные изменения в сфере противодействия коррупции создали серьезные правовые основания для укрепления системы профилактики коррупционных правонарушений. Качественный пересмотр кадровой политики на государственной службе, в правоохранительных, судебных органах, в квазигосударственном секторе сформировал условия для снижения уровня коррумпированности кадрового корпуса государственного управления. Повышение открытости государственных органов вкупе с легитимацией общественного контроля повысили ответственность государственных органов управления за принимаемые решения. Активное вовлечение общественности к антикоррупционным мероприятиям и продвижение антикоррупционной культуры в обществе позволили усилить атмосферу нетерпимости к коррупции. Казахстан в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции в 2017 году набрал 31 балл и занял 122 место, что позволило выйти из категории наиболее коррумпированных стран. Результаты 2017 года являются для Казахстана лучшими за все время нахождения в рейтинге Транспаренси Интернэшнл (ТИ)", – подчеркнули в АДГСПК.
Основные положительные сдвиги в рейтинге, по мнению экспертов TИ, прежде всего, связаны с принятием нового антикоррупционного законодательства, внедрением института общественного контроля, осуществлением системной и последовательной работы по устранению причин и условий коррупции, а также совершенствованием процессов оказания государственных услуг.
Результаты исследования «Барометр мировой коррупции» показывают улучшения уровня восприятия коррупции в Казахстане, респонденты дают высокую оценку эффективности деятельности органов власти по противодействию коррупции и готовы внести собственный вклад в борьбу против этого явления.
Новыми трендами антикоррупционного планирования стали общественная оценка результативности антикоррупционной деятельности, технологическое обеспечение антикоррупционных мер, внедрение цифровых технологий и проектного менеджмента при формировании комплексной системы противодействия коррупции.
В общем, как подытожили в АДГСПК, в нашей стране делается все возможное для того, чтобы свести коррупционные риски к минимуму, а рядовые казахстанцы уже начали понимать, что решая какой-то личный вопрос с помощью взятки, вредят, прежде всего, сами себе. Так как жить в государстве, где вместо закона главенствуют деньги и связи, попросту невозможно. Конечно, полностью изменить за несколько лет менталитет, складывавшийся десятилетиями, а то и веками, вряд ли возможно. А потому для повышения уровня доверия рядовых казахстанцев к деятельности государственных органов, в первую очередь, необходимо усилить меры общественного контроля и повышение уровня правовой грамотности населения, а также внедрять в сознание молодежи нулевую терпимость к любым проявлениям коррупции. И начинать надо с должного воспитания ребенка в семье и начальных организациях образования.
Владимир Демидов