Депутаты раскритиковали реализацию программы по бесплатному профтех образованию
Депутаты Мажилиса фракции "Народные коммунисты" обратились с запросом на имя премьер-министра Аскара Мамина, в котором раскритиковали реализацию уникальной программы "Бесплатное профессиональное техническое образование для всех", передает Zakon.kz.
Мажилисмены считают, что первый этап указанной программы, фактически, провалился, поскольку даже бесплатными возможностями воспользовалась небольшая доля молодежи.
- Одна из причин заключается в том, что данный проект изначально был нацелен не на качество, а на массовость, обещая охватить 670 тысяч человек. При этом не были тщательно изучены потребности как рынка труда, так и самой молодежи. Государство ежегодно увеличивает затраты по программе, хотя рациональнее было бы проверить ее в пилотном режиме на примере отдельных регионов или отраслей с внедрением передовых зарубежных практик работы с предприятиями и будущими специалистами. Привлекательность рабочих специальностей настолько упала, что ее восстановление требует огромной системной работы, а не просто бесплатного образования, - уверены депутаты.
По данным мажилисменов, между образовательными планами и реальной ситуацией в экономике сложился большой разрыв. Комитет по статистике провел обследование крупных и средних предприятий, на которых в общей сложности числится 2 миллиона 416 тысяч человек.
- При этом ожидаемая потребность в работниках на текущий год составляет лишь 11 тысяч человек, то есть 0,5%.Экономика хоть и растет, но не генерирует рабочие места по техническим специальностям, связанные с созиданием продукции. Анализ программы индустриально-инновационного развития показывает, что она практически не оказала влияние на структуру рынка труда, -считают депутаты.
В связи с этим, мажилисмены от фракции "Народные коммунисты" попросили премьер-министра Аскара Мамина пояснить, какие меры предприняты для того, чтобы кардинально повысить востребованность программы "Бесплатное профессиональное техническое образование для всех" уже с предстоящего набора учащихся.
- Исходя из каких данных формируется заказ на профессиональное техническое образование в разрезе конкретных специальностей, имеется ли для этого научное обоснование? С чем связано отсутствие результатов по увеличению числа занятых в приоритетных отраслях программы индустриализации, какие меры предпринимаются по увеличению рабочих мест в сфере промышленного производства? - задались вопросами депутаты.