Как помочь сельской молодежи обрести свое место в жизни

ОО "Сообщество молодежных работников", фото - Новости Zakon.kz от 15.08.2019 12:58 ОО "Сообщество молодежных работников"
Главная цель проекта "SAMĢAỲ": – предоставление дополнительных возможностей для создания активной жизненной позиции молодых людей в жизни общества.

Сообщество молодежных работников при поддержке Управления по вопросам молодежной политики Атырауской области реализует проект "SAMĢAỲ" направленный на развитие навыков подростков и молодежи для обучения, трудоустройства и достойной работы, управления проектами, фасилитации развития молодежного движения и управленческим навыкам. Более подробно об этом проекте в беседе с журналистом Zakon.kz рассказала исполнительный директор ОО "Сообщество молодежных работников", руководитель проекта "SAMĢAỲ" Елена Данилова.

- С чего возникла и кем была озвучена идея создания проекта "SAMĢAỲ"?

- Сама идея развития навыков подростков и молодежи для обучения, трудоустройства и достойной работы разработана в партнерстве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане в рамках Глобальной инициативы Generation Unlimited. Она стартовала в ноябре 2018 года. Мы подхватили эту инициативу и разработали программу по обучениям компетенциям и наборам навыков для трудоустройства, обучения и достойной работы. Туда же мы включили цифровые навыки.

Уже в декабре мы обучили первый поток республиканских тренеров по этой программе. Это были люди со всех регионов страны, и их было 25 человек. Получив определенный набор навыков, как тренерских, так и программных, они поехали в свои регионы развивать эту систему дальше. Этим заинтересовалось Управление по вопросам молодежной политики Атырауской области, которое изъявило желание поддержать данную инициативу на региональном уровне, назвав данный проект "SAMĢAỲ". Был объявлен государственный социальный заказ по данной тематике, и наша организация выиграла тендер на данный проект.

- Как известно, цель проекта – повышение жизненно важных навыков сельской молодежи Атырауской области. Чему именно их хотят научить, и как они смогут в будущем использовать полученные знания?

- Все навыки у нас распределяются по возрастному становлению человека. Первый этап – навыки для обучения, которые рассчитаны в основном на учащуюся молодежь с 14 лет, но при этом мы еще и захватываем подростков 11-12 лет. Вторая возрастная категория – это навыки для трудоустройства. И эти навыки рассчитаны на молодежь, которая находится на этапе выпуска из школы. То есть, это учащиеся 9-11 классов, или же выпускники колледжей и других средне специальных учебных заведений, где они обучаются на данный момент. И третий этап становления – для достойной работы. В основном эти навыки рассчитаны на молодежь, которая уже попробовала себя в рабочей деятельности, но сейчас ищет некую свою нишу, чтобы и работа нравилась, и была высокооплачиваемой. И есть еще четвертый набор навыков – это навыки цифровые, которые в принципе прививаются по любому из пунктов становления, но они у нас развиваются, как бы последним этапом, когда уже все три развиты.

То есть программа рассчитана таким образом, что молодой человек должен сначала пройти первый этап для обучения, второй этап для трудоустройства, третий этап для достойной работы, а потом уже навыки цифровые развиваются. Потому, что сам набор навыков идет каскадным методом, и каждый полученный навык развивает последующий. Всего у нас в наборе 18 навыков по 5 в каждом из направлений – обучение, трудоустройство и достойная работа, и 3 навыка цифровых. Все навыки у нас прививаются на уровне отношений, умений и знаний. То есть мы развиваем не только умение что-либо делать или прививаем знания, которые необходимы, чтобы это делать, но и развиваем у молодых людей как бы внутреннее осознание значимости этого навыка.

- В целях проекта "SAMĢAỲ" указано признание позитивного развития молодежи, а также предоставление дополнительных возможностей для создания активной жизненной позиции молодых людей в жизни общества. Что это означает на практике?

- Среди прививаемых навыков у нас есть, например, такие, как когнитивная гибкость. Овладев ими, человек может приспосабливаться к любым способам обучения и выбирать для себя наиболее удобный способ обучения. Туда же входит и языковая гибкость, и самомотивация, и развитие лидерских качеств, и финансовая грамотность, и умение принятия решений, и умение писать резюме и т.д. Из сетевых навыков мы тоже отобрали лишь те, что могут способствовать созданию активной жизненной позиции в жизни общества. Например, мы учим тому, какую информацию можно принимать за правду, а какую следует проверять. Как правильно вести себя в социальных сетях и как себя в них позиционировать. Объясняем, что такое сетевая безопасность и безопасность в интернете, почему она так важна, как ее себе обеспечить и т.д. То есть мы не учим конкретным профессиям, но даем набор навыков и определенные знания, которые позволяют молодым людям в будущем развиваться в любой профессии, независимо от того, техническая это специальность или высоконаучная.

Сама программа построена на постоянном контакте с молодыми людьми. То есть, на всех этапах идет шесть дней тренинга, когда молодые люди напрямую работают со своим тренером, а потом идет 20 дней самостоятельной работы. То есть на 6-дневном тренинге они разрабатывают свой личностный план, а потом самостоятельно их доразвивают. Это может быть прочтение специальной литературы, посещение других курсов, выполнение каких-то заданий, которые позволяют развить этот навык. Во время самостоятельной работы их сопровождает тот же тренер, который с ними работал и их обучал. Все это и входит в понятие – признание позитивного развития молодежи, а также предоставление дополнительных возможностей для создания активной жизненной позиции молодых людей в жизни общества.

- По каким критериям осуществляется конкурсный отбор тренеров, и какими качествами или знаниями они должны обладать?

- Сейчас данный проект в Атырауской области находится на этапе подготовки всех этих тренеров и вся система тоже построена каскадным методом. В декабре 2018 года уже были подготовлены тренеры республиканского уровня, и они уже имеют определенный опыт, знают программу и даже где-то ее уже корректировали, когда апробировали на практике. И тех тренеров, что уже как-то себя проявили, мы пригласили в Атырау. Они обучили 20 региональных тренеров. На эту позицию мы обирали кандидатов из Атырауской области. Заявки на конкурс поступали от представителей НПО, Молодежных ресурсных центров, и даже воспитателей детсадов. Для участия в конкурсе выдвигались два условия – опыт работы с детьми и с молодежью не менее полугода и мотивация участия в проекте. В итоге было подано 30 заявок, и мы отобрали 21. Сейчас все эти люди прошли обучение, стали тренерами регионального уровня и разъехались в разные районы Атырауской области и в сам Атырау для обучения сельских тренеров.

Среди сельских тренеров также проводился отбор, где учитывалась мотивация и опыт работы с молодежью. И сейчас у нас обучаются 152 сельских тренера, и как только они получат сертификаты, начнут непосредственно работать с молодежью. Первый тренинг у них запускается с 20 августа текущего года. При этом сельские тренеры не сами разрабатывают программу тренингов, а руководствуются методическими пособиями, составленными тренерами неформального образования Казахстана и одобренными международными представителями неформального образования России и Беларуси. Нужно отметить, что помимо прочего, данное пособие адаптировано для работы с детьми с трудностями обучения и людьми с ограниченными возможностями.

- Вы сказали, что кандидатов отбирали по знаниям, опыту работы с молодежью и мотивации. С первыми двумя пунктами все понятно, А какая у них все же была мотивация?

- Многие мотивировали свое участие в конкурсе желанием приобрести новые знания и навыки. Ведь неформальное образование – это достаточно новая сфера для данного региона. Некоторые, говорили, что уже долго работали с молодежью и с детьми и хотели перейти в своей профессии на новую ступеньку, попробовать себя в качестве тренера. А некоторым было интересно получение новых инструментов для саморазвития в своей сфере деятельности.

- Кандидаты в тренеры что-то платят за прохождение курсов, и выплачивают ли им потом заработную плату?

- Обучение у тренеров бесплатное. Когда же они получают сертификат и непосредственно приступают к работе с молодежью, то официально получают за это зарплату. Их заработная плата изначально запланирована в рамках проекта, инициатором которого, как я уже говорила было Управлением по вопросам молодежной политики Атырауской области. Для самой молодежи эти курсы конечно бесплатные.

- Что подразумевает под собой Форум выпускников "SAMĢAỲ – 2019"?

- Хотя это образование называется неформальным, это все же образование. Поэтому у нас подразумевается и торжественное мероприятие окончание курса обучения. Что бы молодежь поняла, что они закончили очень серьезную программу, которая знаменует их выход на новый уровень жизни и развития собственной личности. Поэтому мы решили провести форум, по проекту Generation Unlimited. Форум впервые проводится в Казахстане и подразумевает, что люди обмениваются своими историями успеха, рассказывают, насколько они продвинулись благодаря этой программе. Так же на форуме будут созданы диалоговые площадки, которые помогут улучшить программу. Ведь эта программа, по сути, унифицированная, а наши тренеры испытали ее на региональном уровне, отметили определенные региональные особенности, и возможно нам даже придется менять некоторые методы, чтобы подстроить ее под местный контекст. Для этого на основе всех полученных данных будет проведен тщательный анализ, для того что бы выяснить насколько данная программа воздействует на того или иного молодого человека и готова дать результат о котором мы говорили начиная данную инициативу. Также мы хотим пригласить на форум представителей других регионов РК, чтобы показать, что программа на самом деле действует и есть конкретные результаты.

Владимир Демидов

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: