Какова роль президента в международной ситуации?
В истории крайне редки случаи, когда лидеры государств сочетают способности во внутренней и внешней политике. Если внимательно прочитать биографии американских президентов, то некоторые из них, по мнению прессы, демонстрирует отсутствие или слабые познания в этой сфере. Многим запомнились курьезные случаи, когда они путали названия государств и президентов, страны и регионы. В 1992 году президент Джордж Буш-старший посетил с официальным визитом Австралию и использовал известный жест "V" – два разведенных пальца, – который в США, Великобритании и большинстве стран мира символизирует победу. Однако в Австралии этот жест табуирован, поскольку обозначает то же самое, что в США – поднятый средний палец.
Но система власти страны позволяет нивелировать ошибки или неудачи своих лидеров и уверенно вести великую страну в нужном направлении.
К. Токаев счастливо сочетает обе ипостаси — отличные познания и опыт, как в международных отношениях, так и во внутренней политике государства. Первые же шаги нового президента показали, что он прекрасно понимает взаимозависимость международных процессов и внутренних проблем государства. Сегодня нельзя планировать развитие экономики страны в отрыве от того, что происходит за ее пределами. Благополучие граждан и безопасность государства сегодня зависят не только от ее потенциала и возможностей Вооруженных сил, но и связей с другими государствами, интеграционными союзами, международными организациями и транснациональными корпорациями.
В последние годы темпы экономического роста в мире на самом низком уровне за последние три года. Положение в мировой экономике стабилизируется, однако динамика ее дальнейшего развития неустойчива и подвержена серьезным рискам. Всемирный банк отмечает в своем докладе "Перспективы мировой экономики: рост напряженности, спад инвестиций" за июнь 2019 года, что в будущем году темпы роста экономики стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, как ожидается, ускорятся, поскольку потрясения и неопределенность, с которыми ряд стран столкнулся в конце прошлого и начале нынешнего года, останутся позади.
Однако эту неустойчивую динамику может нарушить ряд факторов риска: дальнейшая эскалация торговых споров между крупнейшими экономическими державами мира, новый всплеск финансовой турбулентности в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, а также более резкий, нежели сейчас прогнозируется, спад темпов экономического роста в крупных странах.
Естественно, что речь идет о так называемом "осторожном оптимизме", который предполагает скорее готовиться к худшему, чем надеяться на лучшее. Что делать в этой ситуации? Дэвид Малпасс, президент Группы Всемирного банка, подсказывает - "Крайне важно, чтобы страны провели значительные структурные реформы, которые улучшают деловой климат и привлекают инвестиции. Они также должны сделать прозрачность управления долгом своей первоочередной задачей, что будет способствовать росту и инвестициям."
В современном мире развитие происходит не усилиями одной страны, а хотя бы региона. Это позволяет соединить усилия, возможности, ресурсы, транзитный потенциал нескольких государств для общего развития. В этот отношении перед К.К. Токаевым стоит еще один вызов — региональная интеграция. Несмотря на предпринимаемые усилия и создание различных региональных организаций региональное сотрудничество находится на низкой ступени, взаимная торговля стран Центральной Азии является чрезвычайно низкой. Кыргызстан и Казахстан в основном ведут торговлю со странами Центральной Азии (более 90% торгового оборота ЦАРЭС), но удельный вес этой торговли во внешнеторговом обороте очень мал. Для Кыргызстана эта доля составляет 18%, для Казахстана – всего 5%. В силу относительно меньших объемов внешней торговли в Таджикистане, доля взаимной торговли ЦА в ней составляет 22%. В Узбекистане этот показатель равен 7%. Такие низкие показатели еще раз подтверждают значение торговых барьеров в приграничных и трансграничных зонах, а также отсутствие извлечения выгод от транспортных коридоров.
Еще одна проблема — международный терроризм, который приобрел новые черты. Много десятилетий для Центральной Азии важнейшей была проблема урегулирования Афганистана. Власть талибов, которая распространилась на всю страну, поставила вопрос о возможности экспорта воинствующего исламизма в страны региона. Многие даже прогнозировали возможность попытки создания нового халифата в границах Центральной Азии.
Но эта проблема была решена усилиями всего международного сообщества при участие государств СНГ. Тем не менее угроза терроризма продолжает сохранятся. Хотя и приняла новые формы. Современные террористические организации имеют собственные источники финансирования, развитую структуру и высокую техническую оснащенность. Боевики Исламского государства представляют не только угрозу безопасности, но и являются проводниками идеологии исламского фундаментализма, занимаются контрабандой оружия, сырья, наркотиков, людьми.
Учитывая имеющуюся напряженность в Центральной Азии, которая приводит к пограничным конфликтам, в том числе по вопросам территорий, угроза со стороны международного терроризма сохраняется в качестве приоритетной.
В странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, исламское политическое движение, неформально участвует в политическом процессе. Но его нельзя представлять как единое целое. Несмотря на существующую лояльность официальных исламских организаций, никто не может отрицать вероятность самых негативных сценариев.
"В условиях продолжающейся политизации ислама существует опасность того, что в результате естественного процесса эволюции исламского политического самосознания мусульманская община придет к пониманию необходимости реализовывать свои интересы в политике. Учитывая светский̆ характер государства, не трудно предположить, что правительство может пойти на репрессивные меры воздействия на общину, воспринимая этот процесс как подрыв светских устоев власти. Непонимание между исламом и государством может привести к дестабилизации обстановки в стране, но теперь уже и с религиозно-политический̆ окраской̆, а также к радикализации умеренных политических сил в мусульманской̆ общине. В то же время не существует гарантий, что мусульманская община не будет использовать опыт исламского политического протеста и борьбы, уже апробированный̆ в странах Ближнего и Среднего Востока". (Мусульманская община Кыргызстана и политический̆ процесс в стране: подходы к гармонизации отношений между государством и религией̆. Маликов К. К., Усубалиев Э. Е. – Б.: 2009. – с 8.).
Международные вызовы сегодняшнего дня отличаются от проблем даже недавнего прошлого. Они принимают новый характер и появляются в самых различных сферах. Как пишет К.К. Токаев в своей книге "Свет и тень", "Многосторонний и многовекторный характер внешней политики Казахстана в наибольшей степени соответствует его стратегическим интересам. Но мир не находится в постоянной стагнации, он все время меняется. В международной ситуации появляются новые моменты и нюансы, которые должны изучаться и учитываться при осуществлении "практической дипломатии". Мы обязаны иметь четкое мнение относительно текущих процессов в мире и пытаться прогнозировать будущее" (Токаев К.К. Свет и тень" Астана, 2007: С. 553).
Пожалуй самым важным для Казахстана станет вопрос взаимоотношений с ведущими мировыми державами, противоречия между которыми нарастают в самых разных сферах. Не секрет, что на позициях Казахстана сказываются серьезные противоречия и даже экономические войны между основными центрами силы. Непосредственные соседи — Китай и Россия вступили в этап противостояния с не менее важным партнером для нашей страны — США. Естественно, что сказываются и проблемы ЕС, который проводит сложнейший "развод" с Британией. По оценкам МВФ, в этом году объем международной торговли вырастет на 2,5 процента, что является самым низким показателем с 2016 года.
Фундаментальным вызовом для страны является стремительный прогресс науки, который приводит к формированию нового типа экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии. Напомним, что уже в самые ближайшие годы некоторые страны ЕС полностью перейдут на потребление энергии Солнца, ветра, моря. Отчет Международного агентства возобновляемых источников энергии (IRENA) прогнозирует, что к 2020 году все виды альтернативной энергетики станут дешевле традиционных.
"Зеленая экономика" - это уже не просто тренд, а новая реальность. Чтобы не оказаться на обочине, Казахстану нужно провести кардинальную реконструкцию всей экономики. А это практически невозможно без поддержки передовых стран и без собственной кадровой и научной базы.
В условиях глобализации невозможно проводить политику отбора ценностей или инноваций, которые распространяются по всему миру. Нельзя отгородиться от внешнего мира и уповать только на традиционные ценности. Естественно, что модернизация влечет за собой исчезновение некоторых аспектов традиционного, но она обеспечивает прогресс общества. Модернизация ведет к подъему уровня образования, возникновению новых профессий который требуют независимого мышления и самостоятельного принятия решений. В свою очередь это означает более высокий уровень требований к отражению индивидуальных интересов, координацию деятельности в коллективе, умение выражать свои мысли и отстаивать социальные и политические требования. По мере возникновения информационных обществ люди привыкают полагаться на собственную инициативу и суждения на работе и становятся более склонными подвергать сомнению жесткую и иерархичную власть. Естественно, что своем большинстве люди выбирают развитие, а не застой. Как только появляется свобода выбора — происходит процесс модернизации.
Поэтому линия на многовекторность, которую проводил Казахстан все предыдущие годы, должна совершенствоваться и наполнятся новым смыслом, отражающим современные реалии. К.К.Токаев, стоявший практически у истоков формирования государственности, так описывает этот период: "Казахстану, находящемуся в центре животворных артерий Евразии, сама судьба предначертала вести так называемую многовекторную политику. Замыкаться на одной стране, пусть очень крупной или влиятельной, для нас было неразумно и попросту контрпродуктивно, ибо противоречило бы нашим стратегическим интересам"
И здесь важная роль принадлежит президенту, который и является основным инициатором и проводником внешнеполитической линии Казахстана. Можно считать, что избрание на пост главы государства профессионального и опытнейшего дипломата К. Токаева, было не случайным. Казахстанцы прекрасно понимают сложнейшее внешнеполитическое положение страны. И фигура руководителя государства в этих условиях для рядового казахстанца имеет огромное значение. Победа на альтернативных выборах подтвердила тот факт, что избрание К. Токаева является реальным ответом на вызовы мировой политики. Всем известно, что К.К. Токаев прошел большую школу — от студента престижного МГИМО до министра иностранных дел Казахстана, а затем председателя правительства и руководителя Сената парламента.
Нельзя забывать и о большом опыте работы в Организации Объединенных Наций. В марте 2011 года генеральный секретарь ООН объявил о своем решении назначить Касым-Жомарта Токаева заместителем генерального секретаря ООН, генеральным директором отделения ООН в Женеве. Кроме того К. Токаев являлся личным представителем генерального секретаря ООН на Конференции по разоружению и занимал должность генерального секретаря Конференции по разоружению. Как писал в своей книге К.К.Токаев, "новость о своем назначении я воспринял как признание международного авторитета моей страны и, конечно, ее Президента Нурсултана Назарбаева. Поэтому к новым обязанностям приступил с чувством большой ответственности за оказанное мне доверие".
Наверное, не случайно, что будучи министром иностранных дел К. Токаев подписал в 1996 году Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний Затем в 2005 году был подписан Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии.
Естественно, что участие в крупнейших международных саммитах, личных переговорах с лидерами различных государств, общение с крупнейшими аналитиками мирового масштаба, дают многое. На основе этого опыта К.Токаев в своей инаугурационной речи констатировал, что "Казахстан завоевал большой авторитет в мире, утвердил себя как миролюбивая, открытая страна, надежный и ответственный партнер в международных делах".
Констатация авторитета страны позволяет сделать вывод о том, что необходимо продолжить "конструктивный, сбалансированный, многовекторный внешнеполитический курс" с тем, чтобы "твердо продвигать и отстаивать национальные интересы на мировой арене".
Для развития и укрепления безопасности Казахстан должен продолжить и углубить сотрудничество с крупными международными и региональными организациями. Тем более, что такой опыт уже есть. Важное значение имеет в этом вопросе ОБСЕ, в которой совсем недавно наша страна председательствовала. ОБСЕ базируется на общих принципах, которые определяют будущее организации — права человека, демократия, верховенство закона, рыночная экономика, социальная справедливость и охрана окружающей среды. Кроме того, концепция всеобъемлющей безопасности, разрабатываемая ОБСЕ, имеет целью развития гражданского общества в странах-участницах, в том числе и постсоветских государствах. Многие вопросы безопасности решаются за счет демократизации политических систем. ОБСЕ является также диалоговой площадкой по вопросам экономического сотрудничества и интеграции, что весьма важно для Казахстана и всего мира.
Естественно, что президент обозначил и главную цель внешнеполитической деятельности, которая должна "будет приносить конкретные выгоды стране, национальному бизнесу, каждому гражданину".
Обновление внешней политики происходит постоянно и должно быть постоянным. Мир меняется очень быстро и даже оперативное реагирование на события на практике означает отставание от мировых процессов. К.К. Токаев это понимает. Как понимает и то, что реформирование казахстанской внешней политики невозможно без внутриполитического договора. Казахстанцы должны понимать миссию Казахстана на международной арене — от политики в регионе до решения глобальных вопросов - и видеть связь между ней и интересами среднего класса в стране. Международные обязательства должны приносит стране очевидные выгоды в плане безопасности, международного сотрудничества в защите окружающей среды и экономическом развитии. Поэтому внешняя политика должна быть выгодна простым казахстанцам. Каждый договор в идеале должен приносит новые рабочие места для казахстанцев. К.К. Токаев считает, что искусная дипломатия возможно лишь при опоре на сильную и стабильную политико-экономическую систему.
Новая дипломатия важна для формирования стратегии в новом веке, полном не только опасностей, которые следует избегать, но возможностей, которые нельзя упустить.
Мурат Лаумулин, доктор политических наук