Лента новостей
0

Кодекс об административных правонарушениях готов к первому чтению

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 04.02.2014 21:15 Zakon.kz
Комитетом решено внести законопроект на пленарное заседание Мажилиса в первом чтении.
Сегодня Комитет Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрел проект Кодекса об административных правонарушениях, сообщает пресс-служба Мажилиса РК.

В документе, как отметила вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина: сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части. «Сопутствующий» законопроект предусматривает внесение поправок в 5 кодексов (Бюджетный, Гражданский процессуальный, О таможенном деле, О здоровье народа и системе здравоохранения и в Уголовно-исполнительный), а также в 13 законов.

Проект нацелен на реформирование административного законодательства.

Первое. Гуманизация, заключающаяся в расширении применения предупреждения как вида административного взыскания, а также уменьшение размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства и физических лиц;

Второе. Снижение нагрузки на суды, что обеспечено за счет пересмотра компетенций судов, органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.

Таким образом, изменена подведомственность по 91 статье полностью и 52 статьям частично.

Третье. Модернизация процедуры привлечения к административной ответственности. Вводится сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

Предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа. Все остальные виды взыскания сохранены как относительно-определенные «вилки». Тенденция увеличения количества фиксированных размеров штрафов наблюдается в действующем Кодексе с 2002 года. К примеру, если в 2004 году из 936 состав Кодекса фиксированный размер штрафа составлял всего в 161 составе (17%), то в 2013 году из 1383 составов фиксированный размер штрафа уже составляет 716, это более 50 %.

Вводится норма, позволяющая судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30 % от общей суммы. Данное новшество введено в связи с тем, что в действующем Кодексе и в проекте предусматривается норма, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств (ст. 60 дейст. Кодекса, ст. 53 проекта Кодекса).

В проекте Кодекса расширены основания пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. В действующем Кодексе основанием пересмотра в Верховном Суде было только внесение протеста Генерального Прокурора и его заместителей. В проекте Кодекса предлагается осуществлять пересмотр также по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, потерпевшего или их законных представителей. (статья 834 проекта).

Введен институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам по аналогии с ГПК (глава 44) и УПК (ст. 472), что обеспечит возможность более полной реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47 проекта). Основаниями пересмотра в проекте Кодекса закреплены: существенные обстоятельства, которые ранее не были известны правонарушителю; установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заключение эксперта; признание Конституционным Советом РК неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении и так далее.

В проекте предлагается систематизировать административно-процессуальные нормы путем исключения:

- главы 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» и переноса ее положений в главу 45 проекта Кодекса по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях;

- ряд норм с главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в самостоятельную главу 44 проекта Кодекса по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».

Каждая статья проекта Кодекса была проработана членами рабочей группы с соответствующими госорганами, по результатам которого поправки затронули 760 статей из 966 статей действующего Кодекса.

Руководитель рабочей группы Арман Кожахметов сообщил, что уже поступило более 350 предложений и замечаний. 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: