К. Туменбаев: Казахстан совершенствует контроль денежных потоков из иностранных источников

Недавно в наше налоговое законодательство были внесены некоторые изменения и дополнения, которые начнут действовать совсем скоро, с 11 октября 2016 года. Zakon.kz попросил заместителя руководителя Управления государственных доходов по Медеускому району г. Алматы Куаныша Туменбаева рассказать, кого и каким образом касаются эти изменения.

- Куаныш Аширбаевич, новый закон затрагивает и сведения об иностранных средствах. Думаю, этот вопрос интересует многих казахстанцев. В течение какого времени предоставляются эти сведения?

- Действительно, в наши законодательные акты, в том числе в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», проще говоря, Налоговый кодекс, внесены некоторые поправки. Это сделано в целях налогового контроля над поступлениями от иностранных источников.

Закон о внесении изменений опубликован в официальных изданиях 10 августа. Согласно закону, изменения и дополнения вводятся в действие с 11 октября 2016 года.

Внесены поправки в статьи 14, 20, 77, 557 и 627 Налогового кодекса, предусматривающие предоставление физическими и юридическими лицами, получающими финансирование из иностранных источников, отчетности в органы государственных доходов, а также составление налоговых регистров и ведение определенной базы данных.

Что касается вашего вопроса, налоговые органы уведомляются по установленной форме в течение 10 рабочих дней после заключения сделок о получении денег и иного имущества от иностранных источников. Кроме того, 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в налоговый орган представляются сведения по установленной форме о полученных деньгах и иного имущества, и произведенных расходов.

- Уведомление налоговых органов обязательно?

- Конечно. Обязанность уведомления налоговых органов установлена статьей 14 Налогового кодекса. Неисполнение такой обязанности влечет установленную законом ответственность.

- Все ли граждане и юридические лица обязаны уведомлять налоговые органы о получении средств от иностранцев?

- Конкретные критерии установлены статьей Налогового кодекса. Так, уведомления в налоговые органы предоставляют лица, заключившие сделки о получении денег и другого имущества от иностранных источников и направленные на такие цели, как оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование. Изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов, за исключением проведения их в коммерческих целях, а также распространение и размещение их результатов. Сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.

- В течение какого периода должны направляться сведения об иностранных деньгах?

- Сведения о получении и расходовании иностранных денег направляются в налоговые органы раз в квартал. Если деньги израсходованы в течение одного квартала, то сведения за второй квартал не предоставляются.

- А если в этих сведениях будут ошибки, то можно ли их исправить?

- Такая возможность существует. Изменения вносятся путем представления дополнительной формы сведений или уведомления.

- В каком формате это делается?

- Форма уведомления и сведений утверждена приказами Министра финансов. Формат выдержан в стиле форм налоговой отчетности, то есть они просты и понятны. Представить сведения возможно в порядке, предусмотренном для налоговой отчетности, явочно или же по электронным каналам связи, используя электронную цифровую подпись.

- Есть ли ограничения на суммы денег или имущество?

- Закон не имеет ограничивающей функции. Суммы денег, подлежащих к получению, не ограничиваются. Закон лишь устанавливает требования о предварительном уведомлении о получении средств и последующем информировании о расходовании денег.

- Обязан ли адвокат отчитываться перед налоговыми органами?

- Если финансирование связано с предпринимательской деятельностью адвоката, то по таким операциям сведения не предоставляются. Это прямо предусмотрено в статье 14 Налогового кодекса.

- Какие лица не представляют сведения о полученных иностранных средствах?

- Статьей 14 Налогового кодекса предусмотрены исключения для конкретно определённых лиц. Например, под действия закона не подпадают адвокаты, нотариусы, дипломатические представительства, организации дошкольного и среднего образования.

- Нужно ли подавать бумажные копии?

- Для удобства предоставления сведений налоговые органы принимают их в формате явочно или по электронным каналам.

- Какой порядок устанавливается для распространения информации?

- Информация и материалы, публикуемые, распространяемые за счет иностранных средств, должны содержать сведения о лицах сделавших заказ, указание об изготовлении, распространении и размещении информации и материалов за счет средств иностранных государств, иностранцев и лиц без гражданства.

- Может ли налоговый орган отказать и не выдать разрешение на получение иностранных средств?

- Таких полномочий у налоговых органов нет. Более такого, такое разрешение не требуется, достаточно лишь уведомить за 10 дней после заключения сделки о получении денег или иного имущества.

- В некоторых странах вводились схожие инструменты контроля, однако для этого разрабатывался отдельный закон. Почему в Казахстане это включили в Налоговый кодекс?

- Потому что в разных странах цели законов разные. Например, Америка принимала закон в 1938 году для ограничения немецкой пропаганды. Россия ставит целью ограничить влияние иностранных лиц на политическую деятельность внутри страны. Казахстан совершенствует систему контроля денежных потоков из иностранных источников, поскольку этот поток не достаточно прозрачен.

- Как такой закон влияет на достижение стратегических задач?

- В контексте реализации «Стратегии-2050», идеи «Мэнгилик Ел», Концепции вхождения нашей страны в 30-ку самых развитых государств мира создание благоприятных внешних условий для политических, экономических и социальных преобразований внутри страны, защита национальных интересов на международной арене были и остаются главными приоритетами. В этой связи принятие закона является одним из обязательных шагов в свете имплементации поставленных задач.

- Закон устанавливает дополнительную отчетность?

- Согласно нормам Налогового кодекса, предоставляемая информация не включается в налоговую отчетность, и не будет нести дополнительную нагрузку. Предоставляемая информация будет использована для проведения камерального контроля налоговых обязательств контрагентов.

- И последний вопрос. Где и какая информация будет публиковаться?

- Информация о лицах – получателях денег и имущества из иностранных источников, о лицах их предоставивших, сумме полученных средств и иные сведения будут размещаться на интернет портале Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.





19 августа 2016, 14:50
Источник, интернет-ресурс: ИА «Zakon.kz»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код