Лента новостей
0

О нынешних названиях пенитенциарных учреждений Казахстана (Саламатов Е.А., кандидат юридических наук, доцент)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 18.01.2019 22:12 Фото: zakon.kz

О нынешних названиях пенитенциарных учреждений Казахстана

 

 

Саламатов Е.А.,

кандидат юридических наук, доцент

 

Действующие Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Казахстана вступили в силу с 1 января 2015 года. С их принятием в законодательстве возникла ранее не виданная по своим масштабам коллизия целого института - названий пенитенциарных учреждений. Если в УК сохранялись прежние названия: колонии общего, строгого, особого режимов, воспитательная колония и тюрьма, то в УИК были закреплены абсолютно новые названия. Для удобства восприятия отобразим их в таблице.

 

в УК:

в УИК:

колония-поселение

учреждение минимальной безопасности

колония общего режима

учреждение средней безопасности

воспитательная колония

учреждение средней безопасности для содержания несовершеннолетних

колония строгого режима

учреждение максимальной безопасности

колония особого режима

учреждение чрезвычайной безопасности

тюрьма

учреждение полной безопасности

 

учреждение смешанной безопасности

 

Данная несогласованность вызвала среди юридической общественности жесткую критику в адрес законодателя, не сумевшего устранить очевидные противоречия на стадии разработки и обсуждения проектов кодексов. Подобное стало следствием автономной работы друг от друга авторских коллективов и отсутствия должной их координации со стороны уполномоченных органов государства.

При этом, в правоприменительной практике сложилась уникальная и беспрецедентная ситуация. Все судьи, адвокаты, а также прокуроры и другие представители правоохранительных органов в своей деятельности использовали наименования, указанные в УК. Во всех процессуальных документах, в том числе приговорах судов, применялись прежние названия. Единственным проводником в жизнь этой новеллы была уголовно-исполнительная система (УИС), которая в своих служебных документах (характеристики на осужденных, рапорта, справки и пр.) стала ссылаться на новые названия.

Вершина юридической коллизии проявлялась в том, что суд от имени государства в приговоре постановлял, например, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, а осужденный направлялся в учреждение максимальной безопасности.

Этот диссонанс был устранен законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства» от 18 апреля 2017 года, путем внесения изменений в УК и его синхронизации с УИК (за исключением понятия «учреждение смешанной безопасности», которое известно только УИК). В современной нормотворческой истории Казахстана изложенная дисгармония запомнилась как одна из самых масштабных.

По истечении четырех лет использования новых названий учреждений УИС среди юридической общественности Казахстана не утихают дискуссии об их обоснованности. В этой связи, попытаемся разобраться в их природе и откуда они заимствованы.

Анализ зарубежной пенитенциарной практики показывает, что во многих европейских странах такой классификации не существует. В большинстве стран тюрьмы делятся на два вида: закрытые и полуоткрытые (т.н. «переходные дома», на подобие наших колоний-поселений). Закрытые тюрьмы из соображений практичности и экономичности организованы по комплексному принципу. То есть, учреждение состоит из нескольких блоков, в которых устанавливаются разные степени строгости (виды режима). Суды в приговорах указывают только срок лишения свободы, а вид режима определяется тюремной администрацией с учетом поведения заключенного.

Такой комплексный подход был бы очень полезен и для Казахстана, где много заключенных отбывают наказание в других регионах страны из-за отсутствия учреждения той или иной степени безопасности по месту проживания до осуждения. Помимо сохранения социальных связей осужденного с семьей, это также позволило бы сэкономить немалые государственные ресурсы за счет упразднения такой сферы как этапирование, то есть перевозка осужденных по стране (специальные ж/д вагоны, конвойные подразделения, их военные городки и казармы, вооружение и пр.).

Обращение к тюремной системе США выявило, что именно оттуда заимствованы новые названия казахстанских учреждений УИС. В юридической литературе и интернет-источниках достаточно информации о многоступенчатой американской тюремной системе, поэтому постараемся обобщенно и кратко изложить ее устройство.

Как известно, правовая система США по вертикали состоит из трех уровней: федеральной, штатной и муниципальной (графства). Соответственно, на федеральные, штатные и муниципальные уровни разделены органы управления, законодательство, суды, тюрьмы и пр. К примеру, если лицо совершило противоправное деяние, подпадающее под федеральную юрисдикцию, то дело рассматривается в суде федерального значения, и в случае тюремного заключения наказание отбывается в федеральной тюрьме. Аналогично и по двум другим уровням.

Итак, большинство тюрем США распределены на федеральные, штатные и муниципальные[i], которые и отличаются между собой по степеням безопасности. Так, федеральные тюрьмы находятся в подчинении Федерального бюро тюрем, которое входит в Министерство юстиции США. Федеральные тюрьмы отличаются внешне от других тюрем своей мощной архитектурой, так как они построены и финансируются за счет федерального бюджета. Система безопасности в них включает в себя самые современные технические средства, повышенную организацию мер защиты, более квалифицированный и высокооплачиваемый персонал и т.д. Федеральные тюрьмы, как правило, имеют: высокий уровень безопасности (high security), максимальный уровень безопасности (maximum security) или супермаксимальный уровень безопасности (super-maximum security).

Штатные тюрьмы находятся в подчинении правительства соответствующего штата. Они построены и содержатся за счет бюджета штата, поэтому по сравнению с федеральными тюрьмами дешевле в стоимости и обслуживании, проще в архитектурном плане и организации функционирования. Данные учреждения классифицируются в одних штатах как тюрьмы среднего уровня безопасности (medium security), в других как строгого уровня безопасности (close security).

На нижнем уровне находятся муниципальные тюрьмы, в которых содержатся арестованные в ожидании местного суда и осуждённые к изоляции до года. Эти тюрьмы находятся под юрисдикцией совета графств соответствующего округа или города и содержатся за счет местного бюджета. Они нередко расположены в одном здании вместе с офисом шерифа и похожи на наши изоляторы временного содержания при гор/рай отделах полиции. Муниципальные тюрьмы имеют минимальный уровень безопасности (minimum security) либо низкий уровень безопасности (low security).

Из этого следует, что в США федеративная форма государственного устройства нашла свое выражение и в статусе тюрем. Подчиненность тюрем во властной вертикали, источник их финансирования, степень безопасности, правовой статус работающего персонала зависят от их юрисдикции: федеральной, штатной или муниципальной.

Что касается казахстанских пенитенциарных учреждений, то в отличие от тюрем США, все они находятся в подчинении МВД и финансируются из одного источника - республиканского бюджета. В архитектурном плане учреждения средней, максимальной и чрезвычайной безопасности (колонии общего, строгого и особого режимов), которые составляют подавляющее большинство в структуре учреждений УИС, внешне и внутренне ничем друг от друга не отличаются. Благодаря однотипности эти учреждения легко перепрофилировать из одного вида безопасности в другой, что и практикуется при необходимости. Отличие лишь в уголовно-правовой характеристике осужденных, что является устоявшимся требованием УК.

Таким образом, новая классификация казахстанских учреждений УИС заимствована из США, где тюрьмы по уровню безопасности адаптированы под федеративную форму государственного устройства. В тоже время, Казахстан в отличие от США является унитарным государством, без деления учреждений УИС на разные уровни управления. Поэтому, в наших условиях американские наименования теряют свой смысл.

Можно по-разному относиться к новым названиям мест лишения свободы. Но, очевидно то, что никакой практической и научной пользы от этого новшества нет. Более разумным и логичным было бы их применение к новым учреждениям УИС, построенным в будущем по камерному типу, на что акцентировано внимание в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858. То есть, старые учреждения с коллективной формой содержания осужденных носили бы свои прежние названия (колонии общего, строго и особого режимов), а новые с камерным содержанием - новые названия.

Двойная классификация названий учреждений УИС не должна никого смущать. Ни одна страна в мире не переходила к содержанию заключенных в современных тюрьмах одномоментно. Этот процесс всегда длится годами и даже десятилетиями, зависит он от финансовых возможностей и организационных способностей[ii] государства. В некоторых европейских странах до сих пор эксплуатируются построенные в средние века тюрьмы в форме цилиндрической башни.

Кроме того, двойная классификация наших пенитенциарных учреждений позволяла бы реально видеть на практике процесс перехода к камерному содержанию осужденных. Согласно этой логике старые названия исчезли бы из законодательства вместе с закрытием последней колонии, символизирующей советскую тюремную эпоху отрядного, то есть коллективного содержания осужденных.

Но, у авторов действующего УИК иное мнение.

В завершение отметим, что внесению любых новелл в уголовно-исполнительное законодательство должна предшествовать их глубокая теоретическая проработка с позиции практической целесообразности, международного опыта и соотносимости с существующей тюремной инфраструктурой. В противном случае эти новеллы так и останутся бесполезными воплощениями не до конца продуманных идей.

 

[i] Существуют еще специальные ведомственные тюрьмы: военные, миграционные и др.

[ii] Под организационными способностями государства имеется в виду создание необходимых условий для привлечения частных инвестиций в строительство новых тюрем в рамках государственно-частного партнерства

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: