Процедура внешнего наблюдения при банкротстве:
достижимы ли цели?

 

Опубликовано в журнале ЮРИСТ, № 4, 2007

 

Четкое понимание процедуры банкротства - это средство эффективной защиты должников и кредиторов. Целью данной работы является рассмотрение положений законодательства о банкротстве, касающихся относительно новой и еще не целиком освоенной практикой процедуры внешнего наблюдения Консультант ТОО «Parasat Advising Group» А. Кокубаева рассмотрела некоторые положения законодательства о банкротстве.

 

Целью любого государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической системы. Одним из ключевых элементов экономических систем является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Это обусловлено тем, что банкротство является неизбежной реальностью для некоторых юридических лиц.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из дискуссионных областей права, вследствие этого изучение новых тенденций в области регулирования несостоятельности довольно актуально и необходимо для более эффективной реализации процедуры банкротства, а также предотвращения ошибок субъектов, принимающих участие в процессе банкротства. Более того, Республика Казахстан находится в состоянии реформирования законодательства о банкротстве, что подтверждается стремлением законодателя совершенствовать механизмы его реализации.

Когда предприятие является банкротом или находится на стадии банкротства, одним из главных вопросов волнующих заинтересованные стороны является возможность должника в максимальной степени удовлетворить их требования. Как правило, основным источником удовлетворения требований кредиторов является имущество должника, которое в тот момент не защищено в достаточной степени.

В связи с этим для предотвращения злоупотребления должником и сохранения его активов в мировой практике стали применяться различные варианты обеспечительных мер. Среди них - контроль действий должника, блокирование полномочий распоряжения, отстранение должника от управления бизнесом, внешнее наблюдение и др.

Приведем некоторые примеры вышеназванных мер.

Так, в Соединенных Штатах Америки (далее - США) в соответствии с пунктом g 303 Кодекса США о банкротстве[1] в любое время после принятия заявления (поданного кредиторами) о возбуждении производства по делу о несостоятельности суд для обеспечения сохранности имущества по ходатайству заинтересованной стороны может принять решение о назначении временного управляющего.

В Федеративной Республике Германия до вынесения судебного решения об открытии производства суд может принять ряд обеспечительных мер. Например, назначить временного конкурсного управляющего, установить для должника режим общего запрета распоряжения имуществом и др.[2].

В Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее - Закон РФ)[3] предусматривается введение процедуры наблюдения. Согласно Закону РФ наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом РФ (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, введения внешнего управления, утверждения мирового соглашения либо отказа в признании должника банкротом). Цель наблюдения в соответствии с российским законодательством - обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа финансового состояния. Вышеуказанная процедура назначается арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Приведенная практика, существующая длительное время, безусловно, содействует эффективной и справедливой реализации механизма банкротства, поскольку учитывает интересы большинства заинтересованных лиц.

Так, и в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банкротстве» (далее - Закон) по заявлению кредитора либо уполномоченного органа судом в отношении должника может быть введена процедура внешнего наблюдения, которая между тем не является обязательной, в отличии, например, от требований законодательства РФ.

Согласно Закону введение института внешнего наблюдения за процедурой банкротства необходимо для обеспечения сохранности имущества должника, выявления признаков преднамеренного и ложного банкротства, проведения анализа финансового состояния должника и действий (бездействия) по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами, контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника.

Процедура введения внешнего наблюдения достаточно четко регламентирована главой 3-1 Закона.

Так, после принятия судом заявления кредитора либо уполномоченного органа о назначении процедуры внешнего наблюдения суд выносит определение о введении внешнего наблюдения, в котором указывается о поручении уполномоченному органу - Комитету по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан в трехдневный срок произвести назначение администратора внешнего наблюдения.

В целях реализации процедуры внешнего наблюдения администратор внешнего наблюдения наделен широкими полномочиями, которые будут раскрыты нами далее. Администратором внешнего наблюдения назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства, выдаваемую уполномоченным органом.

Рассмотрим детальнее цели внешнего наблюдения.

 

Выявление признаков преднамеренного и ложного банкротства,

проведение анализа финансового состояния

должника и действий по уклонению от исполнения

обязательства перед кредиторами

 

Преднамеренное и ложное банкротство, а также уклонение от исполнения обязательства перед кредиторами влечет за собой негативные последствия для должника.

Основной целью преднамеренного и ложного банкротства является умышленное приведение предприятия к банкротству. Совершается это в личных интересах, в интересах заинтересованных лиц либо для того, чтобы ввести в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, а равно для неуплаты долгов при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 41-4 Закона администратор внешнего наблюдения обязан выявлять наличие признаков преднамеренного и ложного банкротства и сообщать о выявленных признаках в правоохранительные органы либо требовать от должника признания недействительными сделок по отчуждению имущества, ухудшивших финансовое положение должника.

В этих целях администратор внешнего наблюдения вправе совершать следующие действия:

·     ходатайствовать перед судом о предоставлении и (или) истребовании у третьих лиц необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности должника за предыдущие три года, а также знакомиться с этими сведениями в месте их нахождения;

·     выявлять сделки, совершенные за предыдущие три года до введения процедуры внешнего наблюдения, ухудшившие финансовое положение должника, требовать от должника их расторжения.

Законом детально не урегулированы действия администратора внешнего наблюдения для выявления фактов преднамеренного и ложного банкротства.

В связи с этим администратор внешнего наблюдения должен обратить внимание на следующее:

ü на ухудшение финансового состояния организации, изменение динамики и структуры баланса организации;

ü     на уменьшение степени обеспеченности обязательств организации;

ü     на заключенные сделки с целью вывода имущества, ценных бумаг и других активов организации;

ü     на заключенные сделки с заведомо невыгодными условиями. К таким условиям может быть отнесено следующее:

 а) занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой, средней ценой;

б) установление заведомо невыгодных для организации сроков и (или) способов оплаты и иных условий сделки;

в) любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества организации.

Как было сказано выше при выявлении признаков преднамеренного и ложного банкротства администратор внешнего наблюдения обязан сообщить о выявленных признаках в правоохранительные органы.

Более того, по завершении периода внешнего наблюдения администратор внешнего наблюдения должен представить в суд согласованный с комитетом кредиторов и уполномоченным органом отчет о своей деятельности.

 

Обеспечение сохранности имущества должника и контроль

за состоянием финансово-хозяйственной

деятельности должника

 

Обеспечение сохранности имущества должника, безусловно, является одной из гарантий прав кредиторов.

При этом администратор внешнего наблюдения вправе производить сверку имущества должника по актам инвентаризации, истребовать у должника развернутый баланс пассивов и активов, отчет о финансовом положении должника, заявлять в суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также отмене таких мер.

Процедура внешнего наблюдения обязывает должника к определенным действиям. Основные обязанности должника направлены на оказание содействия быстрому достижению целей внешнего наблюдения. Так, должник обязан предоставлять информацию о финансово-хозяйственной и организационной деятельности, касающуюся сделок, совершенных до введения внешнего наблюдения, согласовывать с администратором внешнего наблюдения увеличение расходов и другое.

Введение внешнего наблюдения не является основанием к отстранению исполнительного органа предприятия от управления. Между тем администратор внешнего наблюдения имеет широкие полномочия по контролю за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника. Более того, одним из последствий введения внешнего наблюдения является наложение запрета на некоторые действия должника. В соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 41-1 Закона должностным лицам запрещается отчуждение принадлежащих им акций, долей в имуществе должника. Соответственно в случае выявления нарушений вышеназванных положений Закона администратор внешнего наблюдения должен принять меры для обеспечения сохранности имущества организации.

При этом администратор вправе требовать признания сделок по отчуждению акций и долей в имуществе должника недействительными и ходатайствовать в суд о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника.

Отметим, что Законом установлен прямой запрет лишь на отчуждение акций и долей в имуществе должника.

Между тем, законодательством РФ администрации должника запрещается принимать решения:

 а) о реорганизации во всех формах;

б) создании юридических лиц, представительств или об участии в иных юридических лицах, о выплате дивидендов;

в) о размещении должником эмиссионных ценных бумаг.

Считаем, что вышеназванные решения могут существенно повлиять на выполнение обязательств должника перед кредиторами. Ввиду этого считаем недостаточным, ограничиваться лишь запретом на отчуждение акций и долей должника.

 

Определение платежеспособности

или

неплатежеспособности должника

 

Это еще одна немаловажная, а возможно и главная цель внешнего наблюдения. Пункт 7 статьи 1 Закона дает следующее определение должника - это юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур внешнего наблюдения.

Поскольку на момент принятия судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме); соответственно введение внешнего наблюдения позволит определить платежеспособность должника.

Более того, глубокий анализ состояния должника, возможно, позволит заинтересованным сторонам прийти к альтернативным решениям, включая возможное оздоровление должника.

Срок введения процедуры внешнего наблюдения может длиться от трех месяцев до одного года. При этом законодательством установлено требование о наличии не менее трех кредиторов, в том числе заявителя, выразивших согласие на применение процедуры внешнего наблюдения.

Закон также предусматривает введение субъекта процедуры, который представляет интересы кредиторов. Так, в целях обеспечения интересов кредиторов при внешнем наблюдении создается комитет кредиторов, состав которого формируется администратором внешнего наблюдения и утверждается уполномоченным органом (ст. 41-2). Таким образом, у кредиторов есть реальная возможность контролировать действия должника через администратора внешнего наблюдения для эффективной реализации своих требований.

В состав комитета кредиторов могут входить кредиторы по гражданско-правовым обязательствам, имеющие наибольшие требования к должнику. Кредиторы, по заявлению которых введена процедура внешнего наблюдения, включаются в состав комитета кредиторов вне зависимости от размера требований.

Внешнее наблюдение прекращается при утверждении судом заключительного отчета администратора внешнего наблюдения в случаях истечения срока внешнего наблюдения или достижения целей внешнего наблюдения.

Возвращаясь к целям внешнего наблюдения, справедливо задаешься вопросом, необходимо ли завершать данную процедуру после достижения ее целей и являются ли они достижимыми?

Если говорить о такой цели как обеспечение сохранности имущества должника внешнее наблюдение должно длиться до конца процедуры банкротства. Но завершение процедуры внешнего наблюдения, конечно же, не означает, что Закон не предусматривает дальнейшую сохранность имущества банкрота.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что процедура внешнего наблюдения необходима и является шагом вперед в совершенствовании законодательства, направлена на защиту интересов должника и кредиторов, на предотвращение ложного банкротства и сыграет немаловажную роль в решении назревших проблем в сфере банкротства. Отражение современных реалий, для защиты интересов субъектов, включенных в процедуру банкротства, безусловно, должно иметь место в законодательстве.

Между тем, сможет ли данная процедура эффективно реализовываться на практике, покажет время.

 

 


[1] Issue 7 of US Bankruptcy Code.

[2] Степанов В.В. «Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии». М.: «Статут», 1999. Стр. 58.

[3] Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г.

13 апреля 2007, 14:55
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код