Лента новостей
0

Религии призывают не бить жену, а влиять на нее положительно

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 29.11.2013 04:59 Фото: zakon.kz
По законодательству Казахстана, в отношении женщины нельзя совершать никакие действия, причиняющие физическую боль и моральные страдания.

В Казнете появились заметки с советами авторитетных исламских богословов: как правильно бить жену согласно догматам ислама — куда именно нужно бить, как следует наносить удары, какая жена заслуживает побоев.

Zakon.kz попросил имама Московской мемориальной мечети на Поклонной горе, исламского богослова и проповедника, автора многочисленных книг по исламской тематике Шамиля Аляутдинова дать разъяснение, может ли муж бить жену, в каких случаях это допустимо?

Пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен». Смысл коранических строк, напрямую касающихся этого вопроса, таков:

«Мужья являются главами семьи [они — миротворцы в семье, руководители, ведь семья как любая другая общественная, социальная структура нуждается в том, кто будет давать направление и отвечать за благополучие и спокойствие]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Аллах (Бог, Господь) [мужчины обычно физически более сильны, выносливы, эмоционально сдержаны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]. Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Богу и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты] подобно тому, как Бог оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними]. Если вы [мужья, являющиеся управленцами в семье] опасаетесь непокорности [жен своих, например если жена не следит за домашним порядком, за воспитанием детей, тратит очень много времени на разговоры по телефону; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:

(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить набожность и порядочность];

(2) [если не подействует], то спите раздельно (некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений», другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой») [то есть по возможности дистанцируйтесь];

(3) [а если и это не поможет] то стукните (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей].

Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим]. Воистину, Господь — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, наказывает притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]» (Св. Коран, 4:34).

Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, воплощающие кораническое благородство и мягкость. Кто же не является таковым по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, кто прелюбодействует и безответственен в выполнении семейных обязательств — такой «муж» сам заслуживает или уголовного, или административного преследования со стороны соответствующих органов и общественности.

Вот один из жизненных примеров: «Я замужем почти 13 лет, у нас двое детей. Они очень любят своего отца и отец их тоже. Но он из столпов Ислама может быть выполняет только первый. Часто пьет и вдобавок у него очень тяжелый характер. Чуткость, жалость ко мне просто отсутствуют. Я долго надеялась на его исправление, но, увы, я уже в отчаянии».

Как понять кораническое «вадрибуухунна» (стукните их)? Начнем с известного и достоверного факта о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не ударил ни одну из своих жен.

Канонический предельно допустимый уровень применения «стукните их» четко и ясно был оговорен Пророком: «И [если уж не видите иного способа внутрисемейного урегулирования], то стукните их “дарбан гайра мубаррих” (ударьте слегка, не жестоко)».

Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы положительного влияния на супругу, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман). Необходимо еще отметить, что бить по лицу однозначно запретно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в повелительном наклонении подчеркивал: «…И не бейте (жену) по лицу! Не оскорбляйте ее! [И если вы в воспитательном порядке спите с ними раздельно] то не покидайте их, кроме как оставаясь дома!»

Важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет относительно ударов. Затем через некоторое время был ниспослан вышеупомянутый аят, допускающий битье в качестве последнего способа повлиять положительно на супругу. Именно положительно!

Ученые однозначно высказывались о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является: (1) поведение самого Пророка (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы); (2) ясное и однозначное пояснение посланника Божьего — (если и допускается, то только) «ударом, который не будет жесток!»; (3) пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!»

Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что “мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)” не имеют канонической достоверности (да‘иф).

Шамиль Аляутдинов

«Можно ли бить жену, как на это смотрит православие?» — с этим вопросом мы обратились к Управляющему делами Православной Церкви Казахстана – Епископу Каскеленскому Геннадию.

К сожалению, наше общество совершенно незнакомо с содержанием учения христианской Церкви. Только этим объясняется, как может возникнуть столь странный вопрос. О каких побоях может идти речь? Откуда такие представления? Святое Евангелие, которым руководствуются христиане, трепетно и благоговейно относится к браку.

Брак объявляется в Евангелии священным Таинством. Он, безусловно, единственен и уникален. Ни о каком двое и троеженстве не может идти и речи. Брак — свободный союз двух свободных людей, свободно исповедующих веру в единого Бога и Богочеловеческую природу нашего Господа Иисуса Христа. В браке должны царить взаимная любовь и гармония.

Картина отношений в браке дается в послании апостола Павла к Ефесянам: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». (Ефесянам 5:25-33).

То есть союз мужчины, и женщины Евангелие уподобляет союзу Христа и общины верующих в Него людей — Церкви. Мы помним, что Христос отдал за Церковь свою жизнь, умер на кресте, истекая кровью. Так и муж должен непрестанно жертвовать собою ради жены. Быть готовым пролить за нее кровь свою, защитить ее. И как Церковь свободно и добровольно повинуется Христу, так и жена служит и повинуется мужу. Ни о каком насилии в Священном Писании христиан нет и речи.

Можно ли с точки зрения законодательства Казахстана бить жену? На этот вопрос отвечает экс-председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда, член НКС Верховного суда, доктор юридических наук Раиса Юрченко.

Казахстан — демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 Конституции РК). В ст. 14 Конституции указано, что все равны перед законом. Так что и женщина, и мужчина пользуются равными правами и средствами защиты своих прав.

Также в ст. 17 Конституции указано, что достоинство человека неприкосновенно, а в п. 2 этой же статьи закреплено положение о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению.

Это конституционное положение всецело распространяется и на случаи безопасности личности от посягательств в семье. То есть семья и брак защищаются Конституцией и другими законами, по которым живет наша страна.

В этой связи положения религиозных источников не могут служить поводом для совершения насильственных действий в семье, в частности, применять более сильным супругом, каковым является мужчина — муж, телесное наказание по отношению к жене.

Поэтому на ваш вопрос я отвечу однозначно: бить жену ни в коем случае нельзя. По законодательству Казахстана, нельзя совершать никакие действия, причиняющие физическую боль. Даже ущипнуть нельзя.

Бытовое насилие нередко перерастает в соответствующее деяние, относящееся к разряду преступлений, за которое уголовным законом предусмотрено уголовное наказание. Дела о преступлениях, совершенных на бытовой почве, рассматривают суды.

Не только Конституция, но и Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает право каждого человека на судебную защиту своих прав и свобод. Жертвы бытового насилия вправе требовать от субъектов профилактики бытового насилия, перечисленных в гл. 2 Закона «О профилактике бытового насилия», принятия мер предупредительного и пресекательного характера в отношении лиц, совершающих бытовое насилие.

Если лица, пострадавшие от бытового насилия, или которым угрожает применение такого насилия, не получили соответствующей помощи от органов полиции, допустим, не приняли заявление, не обеспечивают защиту жертв от насилия, то они вправе обжаловать бездеятельность или действия органов полиции (дознавателя) прокурору или в суд.

Суды не вправе отказать в приеме жалобы, так как это противоречит ст. 12 Конституции. Суды должны самым внимательным образом рассматривать жалобы жертв бытовых насилий на бездействие органов профилактики бытового насилия, и принимать соответствующие решения об устранении выявленных нарушений закона, прав и свобод заявителя.

Сейчас готовится принятие УПК в новой редакции. Так вот, его положения предусматривают, что каждое заявление должно быть принято и зарегистрировано в Едином реестре и по нему должно быть начато расследование.Непринятие заявления влечет строгую ответственность вплоть до уголовной.

На вопрос Zakon.kz «Бьете ли вы свою жену?» отвечают известные казахстанцы.

Альберт Рау, первый вице-министр индустрии и новых технологий: «Вопрос какой-то шокирующий. И его постановка. Отец никогда на маму голос не повысил, не то что…Так что фактор воспитания. Если все-таки эмоции есть, то лучше поплыть молча километр в бассейне.»

Гани Касымов, представитель НПП РК в Сенате: «Никогда в жизни! У меня в характере этого нет, нет такого позыва. У меня 40-летний стаж супружеской жизни и я могу сказать, что самый лучший способ примирения – это посидеть на кухне за чашкой чая и поговорить по душам. Это самый лучший метод, лучше нет, это очень благоприятная семейная терапия. Конечно, надо быть реалистами и признать, что в жизни всякое бывает. Даже поговорка есть: бьет, значит любит. Я считаю, что если бьет, то это от бессилия, или психического срыва, или какой-то материально-бытовой неустроенности и так далее.»

Рустем Абдрашев, режиссер кино и телевидения, художник: «Не бью. Если жена выведет меня, то я лучше промолчу, выйду на улицу, а когда она успокоится – выскажу ей.»

Айдар Алибаев, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана: «Нет, вообще не бью. Это недостойно мужчины бить свою жену. Такое не должно быть. Я это полностью отвергаю, это для меня абсолютно неприемлемо. И вообще это последнее дело – выяснять таким образом отношения. Для этого есть масса других методов, инструментов цивилизованных. Если возникнет проблематичный вопрос между нами, мы это обсуждаем. Иной раз, конечно, бывает повышенный тон, не без этого, но не более того.»

Сергей Уткин, независимый юрист: «Так сложилось, что не бью ее, она не позволяет (улыбается). Ну и я себе этого не позволяю. Иногда обижаемся друг на друга, ругаемся, но до рукоприкладства дело не доходит. Бить не бьем, нецензурно не обзываемся, но можем отвернуться друг от друга, молчать. А кричать, бить кулаком по столу… У меня такое проскакивало один-два раза. Просто я не вспыльчивый, уравновешенный, а она, наоборот, эмоциональная.

Исходя из своего опыта, молодым мужьям могу посоветовать: первое – никогда не воспринимать близко к сердцу то, что она говорит. Она сегодня сказала, а завтра забыла, такая у нее природа. Второе – все воспринимать с юмором – любые ее нападки, любые ее попытки накалить ситуацию и тогда все разрешится само собой. Третье – не быть злопамятным по отношению к ней. У нее смена настроений – вполне нормальная вещь, она может меняться по несколько раз в сутки. Четвертое – хорошо знать «инструкцию по эксплуатации» женщины, а для этого надо читать книги по психологии, советы, их сейчас полным-полно, каких только нет.»

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: