Порядка 140 млрд долларов вывели из Казахстана в оффшоры

28 мая 2020, 12:29
Фото: zakon.kz

Депутат Сената Парламента РК Ольга Перепечина на пленарном заседании Палаты подняла проблему незаконного вывода капитала из Казахстана. Она считает, что существует прямая угроза национальной и экономической безопасности страны, поэтому требуется принимать меры, передаент корреспондент zakon.kz.

Проблема незаконной утечки капитала из Казахстана всегда имела высокую актуальность, так как создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны, а в текущий момент, когда вся мировая экономика, в том числе и наша страна, испытывает кризис, она приобрела особую остроту. Мы не располагаем точными данными о суммах вывода капитала за рубеж, так как у нас нет и отсутствует единая система мониторинга и оценки, государством не проводятся соответствующие исследования. Поэтому мы вынуждены обращаться к оценкам экспертных организаций, - сказала Перепечина, озвучивая депутатский запрос к премьер-министру страны и главе Нацбанка.

Так, по ее словам, согласно международной организации Tax Justice Network, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в оффшорные зоны составил порядка 140 млрд долларов США.

За период с 2015 по 2019 годы в производстве Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (Служба экономических расследований или СЭР) по фактам невыполнения требований репатриации национальной и (или) иностранной валюты в течении 2015-2019 годов в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 238 уголовных дел. Прекращено по реабилитирующим основаниям также 238 дел, в суд было направлено 3 уголовных дела. Из числа 238 прекращенных дел порядка 70 % или 170 дел прекращено в связи с отсутствием в деянии состава правонарушения, то есть факт вывода капитала за границу есть, однако этот факт национальным законодательством не квалифицируется как правонарушение, - указала сенатор.

Таким образом, из 238 зарегистрированных дел только 3 дела, как пояснила депутат, были направлены в суд, и даже в рамках этих трех дел вопрос возврата денежных средств не рассматривался, так как в Уголовно-процессуальном кодексе обязательств по возврату не предусмотрено.

Основными причинами низкой направляемости дел данной категории в суд является: во-первых, сложность доказывания умысла виновного на невозвращение денежных средств из-за границы. Субъекты, чей умысел изначально был направлен на невозвращение денежных средств из-за границы, готовят документальные подтверждения в виде гарантийных писем, формально подтверждающих будущее исполнение контракта, инициирование претензионно-исковых работ, что исключают доказательство о прямом умысле невозвращения валюты из-за границы, и соответственно делают невозможным привлечение к уголовной ответственности, - добавила она.

Во - вторых, это длительность исполнения международных следственных поручений.

Для подтверждения или опровержения указанных фактов по уголовным делам направляются международные следственные поручения, однако длительность их исполнения затягивает уголовный процесс. Кроме того, по ее данным, имеются множество легальных способов вывода денежных средств за ее пределы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующая система противодействия незаконному выводу капитала несовершенна, - подчеркнула Перепечина.

В свою очередь парламентарии просят правительство предоставить ответы на ряд связанных с этой проблемой вопросов.

Совершенно ясно, что для результативной деятельности по противодействию незаконному выводу капитала в первую очередь необходимо проведение качественного мониторинга, накопление и анализ статистической информации. Есть ли планы по проведению мониторинга, экономических исследований такого явления, как отток капитала за границу? Какой государственный орган будет его осуществлять? Далее, согласно информации СЭР, существуют сложности по обмену информацией СЭР с соответствующими органами иностранных государств. Что делается в этом направлении, вырабатываются ли какие-либо международные договоры, облегчающие и ускоряющие взаимодействие СЭР со службами иностранных государств? - обратилась сенатор к главам Кабмина и Нацбанка.

Также она задалась вопросами, каковы дальнейшие планы по совершенствованию законодательства, в том числе административного и уголовного в вопросах репатриации национальной или иностранной валюты?

Национальное законодательство допускает использование множества легальных способов вывода денежных средств за границу. При этом даже при выявлении факта незаконного вывода капитала не предусмотрены обязательства по возврату выведенных за рубеж средств, - заключила депутат.

Оксана Скибан, Нур-Султан


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?