Казахстан не может предложить свои товары другим странам

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 16.05.2016 15:54 Zakon.kz
Имея на руках хоть 10 идеальных сценариев по захвату соседнего рынка, реализовать их на практике без крепкого внутреннего тыла сложно.

Казахстан не может предложить свои товары другим странам

 

Казахстан не может предложить свои товары другим странам, фото - Новости Zakon.kz от 16.05.2016 15:54Казахстанским предприятиям надо задуматься о поставке на экспорт недорогой продукции. Как поделилась в интервью с LS экономист Газиза Шаханова, именно производители дешевых товаров будут иметь преимущества на рынке в период всеобщей экономии.

- Ранее вы говорили, что бизнес остался один на один без поддержки государства и простился с иллюзиями. По итогам первого квартала как изменилась ситуация? Наблюдаете ли улучшение или ухудшение?

- Знаете, раньше я защищала интересы экспортеров, работая в Kaznex Invest. Учитывая, что с некоторых пор я там не работаю и, соответственно, не обладаю степенью свободы, чтобы говорить от имени бизнеса, могу только поделиться своим пониманием вопроса. Наверное, здесь стоит идти от обратного.

В краткосрочной перспективе бизнесу нужно ждать поддержки от рядовых потребителей. В выигрыше будут те, кто производит недорогие товары, продукты питания с длительными сроками хранения или реализует их с хорошей скидкой. Хотя, к сожалению, перспектива роста внутреннего потребления тоже ограничена - народ экономит. Остальные отрасли, по большому счету, будут зависеть от госзаказа либо других подобных импульсов.

- Чиновники разных рангов наперебой говорят о необходимости наращивать экспорт и рисуют заманчивые перспективы освоения новых рынков, в то время как предприятия жалуются на отсутствие покупателей и не могут выйти на производственные мощности. На ваш взгляд, каковы реальные возможности Казахстана нарастить экспорт?

 

- Предприятия правы. Чиновников можно понять. С одной стороны, экспорт невозможен без наличия сбыта внутри страны, производственник в любом случае должен опираться на внутренние продажи, и лишь после этого переносить часть планов на внешний рынок. Поэтому, имея на руках хоть 10 идеальных сценариев по захвату соседнего рынка, реализовать их на практике без крепкого внутреннего тыла сложно. С другой стороны, идти на экспорт - одна из возможностей диверсификации продаж в сложной ситуации, поэтому бизнес туда настойчиво зовут.

- На какие рынки страна действительно может выйти и занять свои ниши? Какие проблемы экспорта вы видите? С чем они связаны и как их можно решить?

- Я бы сказала так, неважно что, куда и на какой континент, главное, как дешево можно продать именно в нынешнее время - время падающего потребительского спроса. К сожалению, мы не имеем возможности «впихнуть» наш товар зарубежным странам, как это делают многие через экспорт вооружения, ГМО-семян либо проталкивание интересов национального бизнеса посредством выкупа долей в различных проектах - гипотетически, если Казахстан приобрел долю в перспективном месторождении или вошел в состав акционеров крупной торговой сети, это дало бы выход отечественным товарам вовне. Поэтому, условно, чтобы взломать чужой рынок и поставлять туда казахстанское оборудование, нужен вход в госзаказ, желательно гарантированно на продолжительное время, иначе для промышленной продукции игра не стоит свеч. Если говорить об экспорте продуктов питания, то здесь я бы не стала широко позиционировать товар как органически выращенный либо экологически чистый. Это узкий сегмент рынка, рассчитанный разве что на платежеспособных европейцев или американцев, а везти туда отечественный товар мало кому под силу. Поэтому, на мой взгляд, ориентироваться следует на экспортные продажи недорогого продукта. Естественно, с соблюдением качественных характеристик.

- В последнее время сотрудничество между Китаем и Казахстаном набирает обороты. Как вы оцениваете такое укрепление связей? Кто больше выигрывает в такой ситуации?

- Возможно, в образе инвестора в нефтяную отрасль Китай знаком Казахстану, но в плане взаимовыгодного торгового партнера - не совсем. Соседи всегда предпочитали брать минералы, металлы и химию. К сожалению, то, на что определенный казахстанский бизнес делает упор в последнее время, - продукты питания, сельскохозяйственная и животноводческая продукция - пока не дает больших прибылей (экспорт сократился с $121 млн до $106 млн в 2014-2015 годы). Тема сотрудничества с Китаем интересная. И, несмотря на регулярные встречи в высших кругах, торговля не всегда слушает политиков - товарооборот сокращается: $22 млрд в 2013 году, $17 млрд в 2014 году, $10 млрд в 2015 году - и тому есть разные объяснения. Наверное, следует понимать ситуацию в китайском духе - главное, не результат, а намерение. Вообще, в глобальном плане по поводу мощи Китая растет много опасений. Одни боятся того, что Китай скупил Африку и Азию и на мир движется всекитайская экспансия, или того, что юань стал третьей валютой мира, для некоторых развитие Китая само по себе даже сместило проблему терроризма с повестки дня. Интересно, что в Китае к собственным успехам есть свое отношение, основанное на древних традициях, к примеру, государственным деятелям предписывается скрывать потенциал страны, не претендовать на лидерство, у чиновников принято доказывать свою правоту поступками, а не речами. Исторически, со времен Мао, запрещалось подгонять естественный ход экономических реформ. Вне обсуждений, Китай - сильный сосед, преимущества которого мы должны осознавать, понимать, возможно, даже изучать. Но нельзя его демонизировать, заставлять самих себя делать бессмысленный выбор. От инвестиций Китая в XXI веке зависит многое, как и Китай, в свое время зависел от инвестиций Запада в прошлом веке.

- Как отразится укрепление партнерства с Китаем на отношениях Казахстана с Россией и странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?

- Каждая из стран - участниц ЕАЭС по праву строит двусторонние отношения с Китаем. Весь мир стремится строить отношения с этой страной, поскольку Китай - это в определенном смысле желанный инвестор. В какой-то степени страны ЕАЭС конкурируют за внимание Китая, и один из козырей, показываемых китайской стороне, - это большой евразийский рынок. Но я не думаю, что эта конкуренция сопровождается ревностью или завистью.

Нормальный принцип взаимодействия Казахстана с Китаем, Китая с Россией, России с Казахстаном - эгоизм-прагматизм. Безусловно, прагматизм китайских инвесторов тоже играет не последнюю роль. Вообще, дружбу с Китаем в глобальном плане поддерживают по-разному.

К примеру, США под призывом соединения торговли между Америкой и Азией учредили Транстихоокеанское партнерство, но без Китая. В свою очередь, Китай ответно инициировал альтернативные торговые переговоры в рамках АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), но без Америки. Что касается ЕАЭС, наверное, дружить против кого-то здесь не совсем уместно, и разумный консенсус будет найден.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: