Какие риски для бизнеса несут изменения в закон о железнодорожном транспорте?

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 16.09.2019 06:48 Фото: zakon.kz

Какие риски для бизнеса несут изменения в закон о железнодорожном транспорте?

 

Вопросы изменения механизма субсидирования пассажирских перевозок обсудили в НПП, передает пресс-служба НПП РК «Атамекен».

Ранее Национальная палата предпринимателей поднимала вопрос о необходимости развития конкуренции на рынке грузовых перевозок как основной меры по снижению транспортных издержек бизнеса. В рамках данной работы АО «НК «КТЖ» подняло вопрос о пересмотре подхода субсидирования пассажирских перевозок, что и является ядром будущего законопроекта.

При этом как отметил Член Правления Национальной палаты Евгений Больгерт вопросы тарифного регулирования всегда чувствительны для бизнеса и требуют детального обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

«Национальная палата в начале лета текущего года инициировала вопрос пересмотра регулирования рынка железнодорожных перевозок с целью увеличения конкуренции и пересмотра тарифной политики в рамках межведомственной рабочей группы под председательством Заместителя Премьер-Министра Жениса Касымбек. Но, к сожалению, Министерство самостоятельно разработало блок поправок, которые с бизнесом не обсуждались. И мы как Национальная палата вынуждены взять инициативу по широкому обсуждению предлагаемой реформы», - сказал Евгений Больгерт.

С ключевыми моментами проекта изменений участников ознакомил заместитель генерального директора по финансам АО «КТЖ-грузовые перевозки» Аскар Максутов, который отметил, что представленные поправки носят временный характер и не скажутся на предпринимателях.

«Сегодняшний тариф на локомотивную тягу в 3 раза ниже установленного. Ежегодная сумма перекрестного субсидирования, которое КТЖ несет на себе, в том числе за счет всех грузоотправителей, 136 млрд тенге, из госбюджета пассажирские перевозки получают порядка 30 млрд тенге ежегодно. Мы предлагаем создать АО «Пассажирские локомотивы». Данную компанию было решено вывести в связи с постоянными обращениями крупных грузоотправителей о непрозрачности тарифов КТЖ. Концепция рассчитана на один год. Нагрузка на грузоотправителей не изменится, перекрестное субсидирование остается, но мы хотим формализовать то, что сегодня мы делаем скрыто», - рассказал Аскар Максутов.

Однако с такой постановкой не согласны сами бизнесмены, которые полагают, что на деле предлагаемые государством изменения по обнулению услуг по МЖС и локомотивной тяги для пассажирских перевозок взамен на консолидацию всех субсидий по этим направлениям у КТЖ приведет к росту нагрузки на грузоотпровителей и ограничению конкуренции среди грузовых перевозчиков.

«Разработанный документ не предусматривает норм в части обеспечения доступа частным перевозчикам. По сути не прописан механизм, как частные грузовые перевозчики должны осуществлять свой вклад в субсидирование пассажирских перевозчиков. Но четко прописано, что для доступа к МЖС перевозчик должен нести социальную нагрузку в части субсидирования. Таким образом, недоработанный механизм завтра остановит работу частных перевозчиков», - высказал опасения член наблюдательного совета ТОО «ТТТ Сервис» Тимур Карабаев.

Опасения по рискам от предлагаемых новел разделяют и недропользователи: по мнению заместителя исполнительного директора ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» Максима Кононова, схема получилась прозрачной, но не рыночной.

«Мы не видим шагов, направленных на конкуренцию и ее развитие. Концепция должна быть комплексной не смотря на первый шаг и содержать намерения по допуску частных перевозчиков. КТЖ предлагает создать юридическое лицо, которое не будет иметь никаких ограничений. То есть затраты не будут контролироваться, даже если такое юрлицо будет работать неэффективно или в убыток», - отметил Максим Кононов.

Вице-президент Евразийской промышленной ассоциации Елена Попандопуло отметила, что обнуление ставки МЖС по всем направлениям приведет не только к легитимации кросс-субсидирования, но и к ее углублению, что не может не сказаться на тарифах грузоотпровителей.

«Мы согласны, что грузовые перевозки сегодня субсидируют пассажирские. Но надо признать, что пассажирские перевозчики в рамках действующего законодательства тоже несут определенные затраты на МЖС. Может они не покрывают всех расходов КТЖ, но какую-то часть закрывают. Следовательно, когда предлагается обнулить услуги МЖС пассажирским перевозчикам, в том числе по коммерческим направленям, КТЖ предлагается отказаться даже от той части доходов, которую компания получала. А значит теперь мы будем не просто поддерживать все пассажирские перевозки, но и платить сверх за счет нулевого тарифа. При этом обязательства пассажирки не включены в концепцию, нет никаких гарантий, что тариф на билеты будет низкий. Нужны инструменты, которыми можно воздействовать на пассажирские перевозки», - предложила Елена Попандопуло.

По итогам совещания было поддержано предложение Члена Правления Нацпалаты Евгения Больгерта о доработке на площадке «Атамекена» тех замечаний, который высказал бизнес.

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: