Народный артист России Александр Филиппенко: «Всё начиналось в Алма-Ате»
Zakon.kz
«В Алма-Ате я мог бы стать Ван Гогом!»
Александр Филиппенко, народный артист России, в особом представлении не нуждается. Можно не помнить его имени, но нельзя забыть сыгранные им роли и созданные образы: Азазелло в «Мастере и Маргарите», реж.Вл.Бортко, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где он предстал в образе самой Смерти, Белаш из знаменитого советского детектива «Визит к минотавру», сказочный Кощей Бессмертный, - перечислять можно долго. В фильмографии актера более 80 фильмов, пишет Zakon.kz. А еще работа, или, как подчеркивает сам Филиппенко, - СЛУЖЕНИЕ театру. Всю жизнь.
Большинство образов, созданных артистом, носят демонические черты. Тяжелый взгляд ледяных глаз, вкрадчивые интонации, в которых слышится скрытая угроза. Улыбка тонких губ, которая не предвещает ничего хорошего… Удивительно, но сам Александр Георгиевич на своих героев не похож. Он стремительный, темпераментный, бесконечно доброжелательный и по-мальчишечьи неугомонный. Мрачные роли, составившие актеру репутацию и имя, не повлияли на его природную живость. Он весел, улыбчив и без тени усталости и разочарования. В нем нет экранного пафоса и демонстративного снобизма. И он монологами, взахлеб говорит про свой город, свою Алма-Ату, где прожил детство и юность. Где, собственно, всё и начиналось.
Александр Филлипенко: - Про Алма-Ату могу говорить бесконечно! Все там начиналось. Правда, сейчас говорить об этом странно. Ведь понимаете, это другая страна, другая эпоха, другой век. И рассказывать сейчас о том, что было в середине прошлого века… Вы представляете, какой это ужас?! - И названия, которые в Алматы вообще никто не помнит. Хотя, может и помнят. Рынок, Медео, парк Панфиловцев, оперный театр, все то же самое. Бывший проспект Сталина, он же Коммунистический и площадь Коминтерна, где Казахский Театр Драмы. Вообще все это из другой эпохи! Но, повторяю - все начиналось в Алма-Ате! Если бы я был Ван Гогом... То есть, в Алма-Ате я мог бы стать Ван Гогом! Рисовать, и все рассказывать, и про эту улицу Ленина, что шла вверх... Да там на этой улице были арыки с самые чистые, и самые хорошие дубы! И тополя стояли. Мы жили на Фурманова. Фурманова 49/51, кинотеатр Орленок, 12 школа.
…Родился я в Москве, у Калужской заставы, в 44 году, в сентябре, и когда в Алма-Ате горно-металлургический институт открывался, родителей туда отправили. Они поехали, и так потом там и остались, поскольку там были дедушки, бабушки, и дядьки, и тетки, ну мощный такой клан по маминой линии. Очень сильный. Дед – плотник, строил Турксиб. Они жили по дороге на Малую станицу. И все что я помню, - эти запахи в его сарайчике, стружки, гвозди, молотки, все это вместе!
И весь этот участок с яблоками и вишнями… мы залезали, вишенки снимали, косточки на дереве оставались, а мы вишенки снимали. И бабушка наша удивительная, и Фаина - тетка. А муж ее был главный ветврач трех совхозов. Я «Ударник» помню прекрасно как кинотеатр повторного фильма по дороге на Малую Станицу. Меня мама водила: «Волга-Волга», «Трактористы», с Крючковым и Олейниковым, «Веселые ребята», где услышал эту эстраду с большой буквы, сатиру с большой буквы!
И школа 54-я! Я помню прекрасно, как ломались перегородки между мужской и женской половиной, и мужская и женская школы объединялись! И на демонстрации мы ходили в колонне горно-металлургического института, и это было красиво и здорово! А потом эта детская спортивная школа в Спартаке в Парке культуры. Я прекрасно помню всю эту команду баскетбольную знаменитую «Динамо», и стадион «Динамо», куда мы с отцом ходили. Все это помнится! И в баскетбол играл Ахмаев знаменитый. Это все как первые шаги, все было знакомо. И, конечно же, Дворец Пионеров! Карла Маркса и Комсомольская. Сейчас все по-другому называется. Выход из 28 гвардейцев-панфиловцев и вот там был знаменитый драмкружок, которым руководил заслуженный артист Казахской ССР Михаил Борисович Азовский.
Азовский со своими мощными традициями, и вся так называемая этика Станиславского была передана Михал Борисычем, а потом Юрием Борисычем Померанцевым, который и даст Бог еще работает, и жив-здоров, и я счастлив передать ему привет! У нас была младшая группа, и старшая группа, и конечно мы помним из-за кулисы, слова «Двух Господ» ( Юрий Борисыч играл), и я запах этих кулис помню старого русского театра драмы! И во дворце пионеров было очень серьезное отношение, даже такое - служение театру! И Лева Темкин, старший товарищ.
…Это было начало 60-х годов. Время, когда физики были в почете, а лирики в загоне. Полет Гагарина, фильм «Девять дней одного года», и ни о каком театре мы, конечно, с мамой тогда и не думали. Она преподавала математику, это уже был КАЗПИ, она привезла мне учебники с физтеха, и мы готовились в Москву в физико-технический институт, самый центровой, лучший ВУЗ мира!
Но вся эта моя закваска, зернышко, которое заронили в драмкружке, наше служение театру, все во мне осталось, и, конечно же, в первые каникулы студенческие я с агитбригадой отправлялся с концертными программами по Подмосковью. И мама это не приветствовала, поскольку я не мог приехать на каникулы в Алма-Ату, и с Вадимом Абдрашитовым, который тоже начинал на физтехе, мы на ИЛ-18 всегда с посадками в Целинограде летели. И студенческие годы всегда были тесно связаны с Алма-Атой, я часто встречался с друзьями, и педагогом моим по литературе, учительницей Стычинской Людмилой Иосифовной.
Связь с Алма-Атой никогда не прерывалась! Ведь в эмоциональном плане для актера все важно - и походы в горы, и Медео, потом я был на фестивале, потом я был на гастролях с Театром на Таганке! После студтеатра я был уже звездой, уже снялся в фильме "Я его невеста", в фильме "Клад". Уже пришел на Таганку. Мы тогда в одной гримерной сидели с Золотухиным, Шаповаловым. И бригадами концертировали в Алма-Ате. А моя тетка работала в сельхоз институте. Я говорю - Фаина, местком деньги может дать? Я вам Высоцкого привезу. - Даваааай! И у меня Высоцкий, Хмельницкий, я, Зина Славина. Володя пел песни полчаса, мы стихи читали. Обычный концерт. Но когда это увидели в институте после работы, вы представляете, что это было?!
А мода шестидесятых? И алматинский «бродвей», и все, что потом появилось и прозвучало в моем монологе по мотивам пьесы "Взрослая дочь", это все я выходил в Алма-Ате! - "...одна чува хиляла по бродвею» - от Панфилова, от оперного театра до ТЮЗа, по Калинина вдоль десятой школы, там надо было каждый вечер пройтись. И там мы все собирались, это был брод, пятачок, «бродвей». «В узких брюках он в британских, и в носках американских, а на галстуке изъян - рок-н-ролл из обезьян. Ну, это мода была такая, ну что вы! Мы в Москву с учительницей ездили после 9 класса. В Москву, где я купил красную рубашку чешскую – батник-пупсик такую. Красные носки и галстук селедочкой. Эх, как зрителям объяснить, что мы в свое время тоже шороху дали, только наш поезд куда-то там уже и притюхал.
И конечно в алма-атинских подворотнях я покупал эти пластинки на рентгеновских пленках, на «ребрах», и у меня до сих пор есть, и я с ними выступал с этими рентгеновскими пленками. И там же надо было обязательно, чтоб тебя обманули несколько раз, когда в газету заворачивали, и ты дома включаешь, а там «шщшщш», ну и дальше уже непроизносимая лексика начиналась. Все прекрасное начиналось в Алма-Ате! И с концертом на эстраду настоящую я вышел в Алма-Ате в первый раз. Я вел программу какого-то джазового оркестра. И у меня такой анекдот был!!! Однажды нас пригласили выступить. Куда? – Ну, в погранучилище. А я же знаю, где погранучилище, а мы в другую сторону едем, по Ташкентской! Мы едем за вокзал, и дальше, за город, и приезжаем - одни ворота здоровые и надпись: «Честный труд - дорога к дому!» Мы приехали с концертом в зону!!! И ко мне подбегает капитан: «Зрителей «товарищами» не называть!» (смеется) «Граждане, сейчас мы вас немножко развеселим»! Помню как сейчас!...
Да что там! Я запах грима во дворце пионеров в 59-м году до сих пор помню!!! Все это в эмоциональной памяти актера очень крепко сидит. Потому что это был первый шаг, это было начало, точка отсчета, система координат была.
Поделитесь новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript