Рустам Бурнашев: «Казахстан и Россия не рассматривают друг друга как союзники»
Zakon.kz
В чем слабость сотрудничества между нашими странами?
Несмотря на то, что очередной визит Владимира Владимировича Путина в Казахстан прошел без каких-либо сенсаций, в экспертной среде остается множество мнений о развитии казахстанско-российских отношений. В чем слабость сотрудничества между нашими странами, какова текущая обстановка - на эти и многие другие вопросы Zakon.kz ответил политолог, известный специалист по международным отношениям Рустам Бурнашев.
Zakon.kz: Рустам Ренатович, как вы оцениваете текущее состояние казахстанско-российских отношений?
- Если не затрагивать экономических вопросов, которые выходят за сферу моей профессиональной компетенции, то я определил бы казахстанско-российские отношения со стратегической и долгосрочной точки зрения - как стабильные и конструктивные, но с тактической – не лишенные ряда сложностей, имеющих потенциал стать проблемами. Сложности в данном случае определяются, прежде всего, внутренней структурой политической системы двух стран (тем, что я определил как «слабость» их государственности), а также идеологизацией их отношений.
Zakon.kz: Тогда как идет развитие интеграционных процессов? Того же Евразийского экономического союза?
- Повторюсь, я не обладаю достаточной компетенцией в сфере экономики, чтобы адекватно оценить эффективность или неэффективность ЕАЭС. Мои оценки в данном случае сведутся к позиции обывателя, который может зафиксировать только те или иные плюсы и минусы в своей повседневной жизни. Причем, как правило, вне учета некоего стратегического горизонта.
Тем не менее позволю себе отметить, что я не стал бы использовать относительно ЕАЭС термин «интеграция». Конечно, этот термин многозначен и в своем «слабом» значении вполне применим к процессам внутри ЕАЭС. Однако в «сильном» значении «интеграция» предполагает формирование надгосударственных политических органов, чьи решения обязательны для соответствующих государств. О таких структурах в ЕАЭС говорить не приходится. Более того, коннотация «сильного» значения не всегда положительно воспринимается в наших странах, отсылая к идее «потери» или «ограничения» суверенитета. Поэтому, как мне представляется, эффективнее использовать термин «сотрудничество». Если хотите, «расширенное сотрудничество».
Zakon.kz: А какие основные проблемы в отношениях между нашими странами?
- Сложностей и несовпадений во взаимоотношениях любых стран всегда достаточно много. В казахстанско-российских отношениях я бы выделил два момента. Первый, уже упоминавшийся мною, - это слабость их государственности. В данном случае под слабостью понимается то, что в этих странах нет консолидированности мнений среди элит относительно того, что есть государство. Нет идеи государства как гегемонистской, доминирующей идеи. По сути элиты в этих странах отстаивают прежде всего свои групповые интересы, а не интересы государства. Фрагментированность фиксируется и в обществе двух стран – групповые идентичности, как правило, здесь гораздо сильнее, чем национальная.
Все это переносится и на внешнюю политику, в том числе на двусторонние отношения, что порождает вторую проблему: Казахстан и Россия не рассматривают друг друга как союзники. В лучшем случае, как неизбежные партнеры.
При этом понятно, что в рамках, например, многосекторной политики, отсутствие союзнических отношений является благом. Но в рамках двусторонних отношений это, без сомнения, проблема.
Zakon.kz: Как вы оцениваете итоги визита Владимира Путина в Казахстан?
- По моему мнению, последний визит В. Путина в Казахстан носил технический характер и был связан с прояснением позиций относительно векторов развития ЕАЭС (в том числе в связи с вхождением Казахстана в ВТО), а также так называемого «сирийского вопроса», который приобрел новое измерение в связи с вовлечением в боевые действия российских вооруженных сил.
Вторая составляющая визита – участие президента России в саммите СНГ. Но этот вопрос уже выходит за рамки двусторонних отношений.
Zakon.kz: На ваш взгляд, как будут дальше развиваться отношения между Россией и Казахстаном?
- Я не вижу каких-либо оснований предполагать, что в кратко- и среднесрочной перспективе в двусторонних отношениях и динамике их развития произойдут какие-либо серьезные изменения. Вектор казахстанско-российских отношений определен обеими сторонами на уровне глав государств как стратегический. Соответственно, серьезные трансформации могут здесь произойти только в случае смены высшего руководства двух стран. Но и при таком развитии событий серьезная трансформация маловероятна.
Беседовал Каукенов Адиль
Фото: radiotochka.kz
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript