Мельдоний и допинг. Взгляд вице-президента Федерации легкой атлетики Казахстана
Zakon.kz
О том, что они тесно работают с НАДЦ и это помогает предотвратить множество проблем с допингом.
Вице-президент казахстанской Федерации легкой атлетики Алексей Кондрат рассказал ProsportKz.kz о том, что милдронат был в ходу и популярен почти у всех легкоатлетов до самого запрета. О том, что они тесно работают с НАДЦ и это помогает предотвратить множество проблем с допингом. О ситуации в ВФЛА и о том, что россиянам можно готовиться к долгому противостоянию с WADA, но и о многом другом еще.
«Еще весной 2015 года милдронат выдавался и был популярен»
– Многие ли из казахстанских легкоатлетов употребляли мельдоний и до какого срока?
– Он не был запрещен в 2015-м и думать о том, что все наши специалисты, тренеры рыскают по медицинским сайтам и смотрят о том, какие проводятся исследования – это наивно. Мы каждый год печатаем бюллетени со списком запрещенных препаратов, который берем с сайта WADA. Поэтому главный критерий – чтобы не был запрещен. Мы в Федерации не имеем сотрудника медика в штате. Существует Республиканский Центр спортивной медицины и реабилитации, там работают лучшие у нас в республике, как считается, специалисты, вот через этот Центр наши члены Национальной сборной и получают препараты для восстановления и реабилитации. Федерация вообще не выдает никаких лекарств. Еще весной 2015 года выдавался и милдронат. Выдавался он всем, был очень популярен по причине свой функции кардиопротектора. И тут в сентябре месяце на сайте IAAF мы видим, что с 1 января милдронат будет запрещен. Мы тут же это разместили на своем сайте и стали объявлять нашим спортсменам, тренерам на всех совещаниях об этом. Ну, соответственно все, я очень надеюсь, с сентября месяца, и прекратили его принимать.
Такие как Шарапова могут неплохо заработать на оплошности WADA
Тут другой возникает вопрос – сделано это было со стороны WADA достаточно плохо: о чем сейчас и разгорелся этот скандал – не было проведено достаточных исследований о том, сколько этот препарат выходит из организма. В его аннотации было написано, что он выходит за 3-4 дня. Теперь выясняется, что он выводится за 120 дней и имеет свойство накапливаться в организме. То есть пока еще никто не знает, за 120 ли дней он выходит или еще дольше. И еще момент – оповещение о запрете опубликовали, примерно, 29 сентября. А если человек принял этот препарат 20 сентября то, следовательно, его 20 января можно было брать голыми руками. А если выяснится, что он выводится 180 дней и дольше, то можно и сейчас брать этого спортсмена. Но ведь 20 сентября это был разрешенный препарат. И вот в этом и заключается оплошность. Я думаю, что должно было быть сделано следующее: у WADA с ведущими спортсменами есть своя связь, по которой сотрудники WADA должны были, во-первых, заранее сообщить о том, что с 1 января вводится запрет на препарат, а во-вторых, попросить: сообщите дату последнего приема мельдония. И вот от этой даты и вести отчет 120 или более дней. И тот факт, что они ввели амнистию по пробам до 1 марта, говорит о том, что они признали свою ошибку. И думаю, что такие люди как Шарапова, имеющие очень хороших юристов весьма неплохо заработают на WADA: от Шараповой отказались спонсоры, она потеряла дорогие рекламные контракты, ей нанесли сильный удар по имиджу. И вот таких же спортсменов, которых поймали с мельдонием оказалось очень много, и сначала говорили, что это только спортсмены бывшего Союза, но нет, тут и тебе болгары и другие спортсмены восточной Европы.
«Думать о том, что спортсмен, получая от спортивных врачей препарат, будет думать: а можно или нет – абсурд»
– Майра Бакашева, директор НАДЦ нам сообщила, что в течение всего 2015 года, уже было известно о том, что милдронат рассматривают как допинг и могут запретить.
– Оно примерно так и было. Но есть список запрещенных препаратов, который появляется в ноябре. А то, что находится на мониторинге – это никого не волнует. На мониторинге может находиться все что угодно, завтра они решат, как сказала Елена Исинбаева, проверять гематоген и аскорбинку. У меня ощущение, что юристы указали WADA, что они применяют не правильную методологию. И это грозит WADA большими неприятностями. Ведь если у нас сегодня такой закон: можно переходить улицу на красный свет, а с 1 января нельзя, так вот я 31 декабря в 23:55 могу ее перейти на красный свет, а вот первого января 00:01 можете штрафовать. Я никоим образом не пытаюсь защитить ни спортсменов, ни наших врачей, но правила должны быть четкими и ясными.
Аналог милдроната, выпускаемый на Западе разрешен
Но когда задают вопрос людям из WADA: почему его запретили, а аналог милдронату, который выпускается на Западе, нет? Хотя у него аналогичные свойства, он тоже защищает сердечную мышцу и помогает восстановлению. На каком основании – должен быть вопрос. Анаболики и стероиды помогают, да. Но этот в чем помогает? Дайте научное обоснование. Выяснилось, что его нет.
– Они ссылались на повышение выносливости. В декабре один журнал опубликовал одно исследование и все.
– Понимаете, они немного не успевают. Когда были олимпийские игры в Атланте, там был скандал с бромантаном. Когда бромантан был обнаружен в анализах российских спортсменов, ставших чемпионами и призерами Игр, то прямо на Играх их хотели дисквалифицировать, а ведь бромантан был не запрещен. Поднялся дикий скандал и его запретили сразу же после Олимпийских игр, а участников Игр не тронули. Сейчас все задают вопрос: почему уже мельдоний? Наверное, есть разные причины, не исключены и политические, и своеобразное давление перед Олимпиадой. В настоящее время количество запрещенных препаратов перевалило за десять тысяч. И спортсмену для того, чтобы выдержать нагрузки приходится употреблять для восстановления то, что осталось.
Если ты больной – лечись, а не выигрывай золото ОИ
– Вы видите какую-то политику у WADA, может быть запретить все синтетические препараты или просто дело зашло далеко?
– Не знаю. Мы каждый год участвуем в различных курсах и дискуссиях по допингу. И возникают вопросы простые, элементарные: есть термин «терапевтическое использование» – когда в случае заболевания спортсмена ему разрешают использовать запрещенные препараты. Поэтому во всех скандинавских сборных полно астматиков, у Армстронга – рак и ему нужны, мама-дорогая какие препараты. Бред. Полный. Ты астматик – лечись! Ты больной человек и вдруг ты золотой медалист олимпийских игр – пример обалденный! Но ведь это нонсенс – если у тебя больные почки или печень, то бросай спорт, не мучь себя, не убивай и не проси у WADA разрешение на препараты. Вообще есть очень много странного. Когда мы задаем вопрос: а если спортсмен попадает в аварию? Ответ: вы должны сделать все, чтобы использовались не запрещенные препараты или получить разрешение на их использование. Он при смерти, он может кровью истечь, а переливание крови запрещено. Тут уже голова кругом идет от того, что они напридумывали. Сами в этих соснах заблудились, получили неимоверную власть, они стоят над всеми и вроде бы все им эту власть вручили, но теперь, же нужно как-то по-человечески идти дальше? Не знаю.
– Вы работаете тесно с НАДЦ? В Казахстане ведь никого на мельдонии не поймали.
– Пока я не могу сказать, что таковых и не будет. Поди, знай. Мы очень тесно работаем с Национальным антидопинговым центром и очень им благодарны. Они участвуют во всех наших чемпионатах, мы проводим разъяснительные лекции: сажаем на трибуну 250-300 человек и Майра Бакашева или ее сотрудники читают лекции, для спортсменов, для наших тренеров. Они выпускают большое количество всевозможных брошюр, вот, пожалуйста – это то, что мы получаем от нашего НАДЦ: достаточно большое собрание на двух языках, памятка по антидопинговому кодексу, опасные добавки, международные стандарты по терапевтическому использованию (Алексей Михайлович достает из сумки кипу журналов и книжечек по соответствующей тематике – прим. Ред.) и более того, они весьма активны сами – не было случая, чтобы они нам отказали приехать на какое-то наше совещание или собрание со спортсменами из национальной сборной, которые задают им неимоверное количество вопросов.
«Балахничев взял удар на себя»
– То есть если в стране нормально работает такой орган как НАДЦ, то проблем, либо нет, либо их совсем не много, не так как в России. Значит в РФ система совсем не работает как надо, она слишком коррумпирована.
– Я не берусь судить о том, что у них за система. Потому что в какой-то степени нашли «козлов отпущения» или некоторые люди просто взяли удар на себя. В частности президент ВФЛА Валентин Васильевич Балахничев. Я полностью согласен с Олимпийской чемпионкой и рекордсменкой мира Еленой Исинбаева, которая сказала: «за всю свою карьеру я не помню случая, чтобы президент или главный тренер силой затолкали кому-нибудь в рот какую-то таблетку. Это персональное решение спортсмена, которое он делает сам, не спрашивая разрешения у Балахничева». Я не могу сказать, что на самом деле происходило в российской легкой атлетике, но одна маленькая деталь: все разоблачительные скандалы произошли со спортсменами, которые попались. Первоначально спортсмен попался, всё остальное потом. А после он становится борцом за справедливость, вот о чем разговор. Разговоры о том, что система была такая, что без применения допинга нельзя было попасть в первую сборную, но вы меня простите: что за руки и за ноги вязали и кололи? Ну, это какой-то бред. Сюжеты в разоблачительных немецких фильмах, словно шпионские истории. То, что ты или твой тренер хотели заработать, это другой разговор, но первоначально решение принимал сам спортсмен. Допинг - это повальная проблема, не только российская. Если вы читали доклад WADA, то россияне не лидеры по количеству уличенных, там и турки, кенийцы, индусы, итальянцы, практически все страны. В Индии было время, когда несколько десятков спортсменов было дисквалифицировано за год, это значительно больше, чем в России. Наверное, россияне не белые и пушистые. Но если лаборатория полностью независимая, то чтобы что кто-то из руководства Федерации может снять трубочку и дать указания – в такое не верю. И делать из спортсменов, которые получают пожизненную дисквалификацию, а потом становятся борцами за справедливость и чистоту спорта, героев, у меня руки не поднимаются. Всегда будет возникать вопрос, сделали бы они, то же самое, если бы не попались.
«Нельзя выбирать изгоя и на его примере учить всех остальных»
– Справедливо ли снимать всю сборную?
– Принцип коллективной ответственности применялся во время войн, когда брали заложников и если что, то всех расстреляем. Сейчас нам пропагандируют этот принцип коллективной ответственности. Ну, что ж, я даже согласен. Когда нам говорят, что это может воздействовать на изменение ситуации. Да, согласен. Но он должен применяться ко всем. Попался Гатлин, Мэрион Джонс и другие, все, снимайте всю американскую команду. Сейчас находятся под дисквалификацией двое или трое ямайских олимпийских чемпионов, тогда и Болта снимайте с ОИ. Попались кенийцы, всё, отстраняйте всех. Нельзя выбирать изгоя и на его примере учить всех остальных. Это не будет работать, потому что непонятно что вы делаете. За что должны ответить Исинбаева Елена, Чичерова, Шубенков, Ухов и многие другие атлеты из сборной России. Это всё равно, что арестовывать весь подъезд, если вдруг в нем живет преступник. То есть все прекрасно понимают, что основной удар идет сейчас по России. А в группу дисквалифицированных входит много атлетов из Украины, Испании, Марокко, Кении, Эфиопии, Китая, в конце концов, и рекорды то китайские на длинных дистанциях стоят до сих пор… Что-то не так, придумывайте другую систему. То, что наказывать спортсменов, которые попались на допинге – это обязательно, это да. Здесь, даже не может быть никаких разговоров. Но, за что наказывать остальных. Или тогда просто разрешите все – делайте что хотите: это ваше здоровье. Взять тот же пример с милдронатом – считается, что допинг это то, что губит здоровье, меняет биохимический процесс, но мельдоний ничего не меняет, а только помогает восстановиться. Или разрешите применение всего, или сделайте единые стандарты для всех. Почему Гатлин после своей дисквалификации попадается во второй раз и должен быть отстранен пожизненно. А он плачет перед телевизорами, вещает о том, как он будет детям в школах рассказывать о вреде допинга и ему дают три месяца предупреждения и прощают его. Потому что он, видите ли, пошел на сотрудничество, но многие идут на сотрудничество, когда попадаются.
«Более страшная проблема – омоложение допинга в мире»
Проблема для меня еще более страшная вот в чем: резкое омоложение применения допинга и применения препаратов, когда об этом не знает вообще никто. Нельзя оправдывать тренеров, но они хотя бы за что-то отвечают. Когда же спортсмен лезет в интернет, откапывает себе какие-то рецепты и колет себе это…. Самостоятельно все умные… Когда на допконтроле попадаются 13-14-летние спортсмены, когда попадаются 17-летние, юноши и девушки – вот это страшно это уже неконтролируемо и вышло за все пределы.
– Вы верите в ситуацию с Чёгиным, что он с малых лет детей подсаживал на допинг?
– Количество попавшихся его спортсменов, включая смертельный случай – все это не наводит на мысли о его невиновности. Это нужно было прекращать давным-давно, наверное. Когда первый-второй-третий, это одно, но когда до 20-ти человек, это что? Они попадаются, и позиция что он полностью невиновен и его будут защищать – непонятна, разберитесь, сделайте анализ, на каком основании у одного тренера попадаются немереное количество спортсменов. Так просто – не бывает. И нужно было не выставлять его, как красное знамя и принимать на себя удар, а разбираться. Исключать допинг нужно на любом уровне, но другое дело, как это контролировать? Часто говорят, что Федерация или главный тренер недосмотрели. Ну-ка расскажите мне, каким образом недосмотрели? Едем на Чемпионат мира в Москву, 28 июля вся наша команда сдает допинг-тест, все чистые, все нормально. Приезжаем в Москву 3-го августа, а 6-го числа наша спортсменка попадается на допинге. Начинаем разговаривать, оказывается, она 4-го числа сама себе сделала инъекцию. Ты хоть с ней рядом сиди, она пойдет в туалет и сделает себе укол. И какое количество лекций прочитать нужно, бог его знает. Они взрослые люди, они сами решают и сделают, если захотят.
Если нужно, то отстранить Россию на десятилетие
Поэтому наказывать всех в Федерации России я бы не стал. Вот сейчас в ВФЛА полностью заменили всех, новые выборы, не оставили ни одного кто там работал. За что? На каком основании? Что все были замешаны в допинг-истории? Это показная экзекуция. А эти переносы по решению допуска команды на ОИ: то в марте скажут, то перенесли на апрель, то теперь на июнь, а дальше уже некуда, только скажут: мы вас прощаем после олимпиады.
– Вы верите в то, что Россию не допустят на игры в Рио?
– Скорее всего. Мое мнение таково, что все предпосылки к тому, что не пустят. Тем более я читал интервью режиссера немецких фильмов о допинге в России, он словно с гранатой на амбразуру: наказать и все. Когда у него спрашивают, - на какой срок, - он отвечает: вот я вам приведу пример с ГДР, чтобы бороться с ГДР-вской системой понадобились десятилетия. Так почему же в России изменения возможны за несколько недель или месяцев? Так не бывает! Делайте выводы!
Владимир ЛИТВИНОВ
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript