Сделать суды страны умными – одна из основных задач Верховного суда
Одна из задач программы "7 камней правосудия" Верховного суда - повышение у населения уровня удовлетворенности IT-сервисами и IT-услугами судебных органов. Это направление работы называется Smart Sot, передает корреспондент Zakon.kz.
Основные существующие проблемы этой сферы: сложность использования ИТ продуктов; неполная автоматизация судебных услуг; низкий уровень доступности ИТ услуг; нестабильная работа ИТ сервисов.
"На периферии людям тяжеловато использовать замудренные сервисы, поэтому первая задача – упростить их, сделать как можно проще. Те, кто уже привык к судебному кабинету сложностей не видят в использовании. Для тех, кто только начинает пользоваться сервисом, мы хотим упросить систему, например, сейчас прорабатывается вопрос подписания документов паролем, который приходит через смс-уведомление", - рассказал о работе и.о. заведующего отдела информационных технологий и защиты информационных ресурсов и куратор направления Нуржан Молдаков.
С 2016 года запущена новая информационная система судебных органов "Төрелік". Она полностью автоматизировала процесс документооборота и судопроизводства в судах. В рамках программы был реализован быстрый поиск судебной информации в АИАС "Төрелік", создан и введен в действие модуль "Помощь судьям".
"Целью внедрения данного модуля явилось недопущение ошибок со стороны судей местных судов при рассмотрении уголовных дел. Модуль включает в себя весь набор алгоритмов интеллектуального анализа информации по уголовному делу на основе норм УПК и УК, позволяющий правильно ориентировать на назначение наказаний, соразмерно совершенному преступлению и личности осужденного. Также реализована интеграция с ИС "ЗАГС" МЮ РК. Таким образом, суды республики могут получать актовые записи в электронном формате", - добавил Молдаков.
Помимо этого, его группа уже упростила интерфейс "Судебного кабинета", оставив основные сервисы на главной странице и сгруппировав остальные виды заявлений, чтобы человек не терялся при использовании сервиса.
Вторая проблема системы – не полная автоматизация услуг. Цель Верховного суда 100% документации перевести в электронный формат.
"Вообще перевод заявлений в цифровой формат происходил при участии людей, их обращениях с указанием на то, что им необходимо. Мы предложения такие каждый год собираем, это непрерывная работа. Но за каждым переводом документа в электронный формат идет целый бизнес процесс. Мы должны понять, как будет выглядеть документ, какие поля будут, в каком виде он к нам придет, как будет осуществляться связка между делом, к которому отправляется, например, ходатайство, и как завтра мы все это дело зарегистрируем и как отразить действия суда, в виде ответных статусов придут гражданам", - рассказал о специфики работы куратор.
В 1 полугодии 2018 года в "Судебном кабинете" запущен функционал для досудебного урегулирования споров, предназначенный для предоставления информации об альтернативном способе разрешения споров и конфликтов, основанном на добровольном начале с привлечением независимого, беспристрастного специалиста-медиатора.
Функционал был доступен при подаче искового заявления. Теперь его вывели отдельным самостоятельным разделом "Е-примирение". С помощью фильтра можно быстро найти нужного медиатора по общественной организации, региону, фамилии, языку проведения медиации, видам споров.
Можно скачать образцы договора о проведении медиации, соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. Планируется модернизация в части проведения онлайн переговоров по скайпу, функционирует быстрый переход на сайт и отправка почты, просмотр отправленных онлайн-заявок. Добавлены резюме медиаторов.
"Нами проведены работы по модификации электронных запросов по делам через шлюз судебных органов в АИАС "Төрелік". На сегодняшний день, судьи имеют возможность в рамках рассматриваемых судебных дел направлять в отношении участников запросы и получать на них ответы в электронном виде в более 20 баз данных государственных органов. Немаловажно, что каждый направленный запрос фиксируется в системе и содержит данные о времени, основании и инициаторе запроса", - сказал он.
Помимо этого, с 14 февраля 2018 года в электронном формате рассматриваются дела упрощенного (письменного) производства. Рассмотрение дел в электронном формате предусматривает внедрение 100 % электронного судопроизводства - со стадии подачи и регистрации заявления до направления на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
"За 9 месяцев поступило 173 226 заявлений о вынесении приказа, из них 153 233 в электронном виде или 88%, 174 757 исковых заявлений упрощенного (письменного) производства, из них 162 915 в электронном виде или 93%", - добавил он.
Третья проблема – низкий уровень доступности IT-услуг. Эта проблема существует в целом по стране и напрямую связана с доступом населения к интернету, но суды стараются как можно шире говорить о своих услугах, чтобы о них знали и в аулах, и на периферии.
"У нас раньше были уголки в ЦОНах, где мы разъясняли людям, что они могут подать заявления онлайн и для этого не обязательно ходить в суд. Мы должны работать во благо народа, чтобы человек не испытывал никаких затруднений и препятствий в обращении в суд. На данный момент 287 тыс. пользователей зарегистрированы в судебном кабинете", - поделился своим мнением спикер.
С марта 2018 года запущен пилотный проект "Мобильная видеоконференцсвязь". В целом проект показал себя с положительной стороны удобство, и оперативность обеспечивается за счет использований современных гаджетов.
С начало запуска проекта всего рассмотрено 574 судебных заседаний посредством мобильной видеоконференцсвязи. Кроме того, прорабатывается веб-версия видеоконференцсвязи на базе сервиса "Судебный кабинет".
"В рамках развития электронного правосудия функционирует "Автоматическое рабочее место судьи". В рамках этой задачи обеспечен доступ к необходимым сведениям, в том числе СИО ПСО, нормативным постановлениям и актуальной судебной практике. На сегодняшний день АРМами оснащены 214 залов судебных заседаний уголовной специализации", - сообщил он.
В августе месяце 2018 года проведена модернизация расширенного поискового сервиса "Банк судебных актов". В частности, реализован поиск по сторонам процесса с разделением (истцы, ответчики), поиск по ИИН/БИН, поиск по адвокатам, возможность выбора одновременно по нескольким инстанциям. В среднем количество поисковых запросов в "Банк судебных актов" составляет 1000 запросов в день.
При выводе поисковых результатов по категориям дел добавлены ссылки на обобщения судебной практики и нормативные постановления Верховного Суда. Поисковой сервис позволяет широкому кругу пользователей получить доступ к оригинальным версиям судебных актов, подписанных электронно-цифровой подписью судьи, обобщениям судебной практики в Форуме "Талдау".
Четвертая проблема - нестабильная работа IT-сервиса. Составляющие здесь – связь, архитектура, инструменты, которые были использованы при создании платформа. Эти вещи напрямую влияют на IT-систему. Для любых объемов информации, тем более такого большого количества как в судебной системе нужна соответствующая серверная инфраструктура. Растет и объем передаваемых данных, если раньше у нас был канал от 5 Мбит до 10 Мбит, то теперь его не хватает. Судам постоянно необходимо техническое обновление. Так что это скорей вопрос финансирования и уровня знания специалистов.
Касаемо будущих планов, то в соответствии с поручениями озвученными Главой государства в Послании народу Казахстана, мы в первую очередь хотим создать IT-сервисы для прогнозирования исхода дела, на основе совокупности ранее вынесенных решений ("предсказуемое правосудие").
К примеру, гражданин до обращения в суд, воспользовавшись данным сервисом, сможет видеть перспективу своего дела.
Также искусственный интеллект планируется для внедрения автоматизации определенных процессов судебной системы (санкционирование, приказное производство) и для проведения анализа материалов дела с составлением его краткого резюме. Данное резюме будет включать в себя необходимый набор информации, который поможет судье более качественно рассмотреть дело.
Элементы искусственного интеллекта предполагаются применить при создании цифровой аналитики и комплексных поисково-аналитических сервисов.
При этом сервисы должны содержать интеллектуальный полноценный поиск искомой судебной информации, инструменты составления структурированных исковых и иных заявлений, а также цифровую аналитику судебной практики.
Татьяна Ковалева, Астана