Что мешает реализации поручения Президента о господдержке компаний, работающих на экспорт
newstula.ru
В своем послании от 2 сентября 2019 года глава государства Касым-Жомарт Токаев в четвертом направлении "Поддержка национального бизнеса на международных рынках" поставил задачу - решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт. В первую очередь речь шла о среднем бизнесе и несырьевых экспортерах. Своим мнением о том, что, прежде всего, следует предпринять для реализации данного поручения Президента в беседе с журналистом Zakon.kz поделился депутат Мажилиса Парламента РК, член Комитета по финансам и бюджету Аманжан Жамалов.
- Что, на Ваш взгляд, является основной проблемой при реализации данного поручения Президента?
- Считаю, что одна из основных проблем при реализации данного поручения – это непредсказуемость курса тенге. Курс тенге к доллару фактически находится на своем историческом максимуме и приблизился к психологической отметке в 400 тенге.
Перейдя на так называемый свободно плавающий курс четыре года назад, Национальный банк на самом деле заложил мину замедленного действия под нашу экономику. Люди живут в постоянной боязни будущей девальвации. По опросам Нацбанка, 67% населения ждут дальнейшую девальвацию тенге. Непредсказуемость курса стала главным негативным фактором в экономике, угнетающим предпринимательство и любую деловую активность.
- Но ведь свободноплавающий курс, по идее, и должен был защитить казахстанскую экономику от внешних факторов…
- На самом деле свободно плавающий курс не защищает экономику от внешних факторов, а наоборот многократно их усиливает. При режиме валютного коридора курс тенге падал в связи с мировыми финансовыми кризисами. Сейчас же курс тенге прыгает при каждом движении цены на нефть в зависимости от разного рода спекуляций вокруг санкций, торговых войн, ставки ФРС (Федеральная резервная система США), которые вообще не касаются казахстанской экономики.
Этим пользуются спекулянты, чтобы зарабатывать на волатильности курса на нашей небольшой валютной бирже, где торги едва превышают 150-200 млн.долларов США. Любой негатив и шок используется для нагнетания паники среди населения. Это заставляет Национальный банк судорожно вмешиваться в валютные торги и тратить резервы. При этом формально отчитываются об отсутствии валютных интервенций.
- Однако такой курсовой режим не является чем-то неординарным и используется во многих странах мира. Чем же свободноплавающий курс может быть плох для Казахстана?
- В документах Международного валютного фонда написано много красивых слов о пользе свободноплавающего курса.
Сейчас свободно плавающий курс реализуется в 31 стране – в основном это развитые страны с широкой номенклатурой экспорта – Япония, Австралия, Канада, США, страны Западной Европы и другие.
Казахстанская экономика на 90% зависит от одного фактора – мировой цены на нефть. При свободноплавающем курсе мы соглашаемся, что бросаем тенге "болтаться щепкой в проруби". Фактически мы расписываемся в потере самостоятельности монетарной политики.
Даже Китай с его диверсифицированной корзиной экспорта не может позволить себе плавающий курс и держит юань. Многие приводят в пример Россию, но с рублем такая же проблема как и с тенге.
- Но ведь руководство Нацбанка РК постоянно на различных площадках отсчитывается об успехах своей денежно-кредитной политики…
- В основном Нацбанк Казахстана преследует цели "инфляционного таргетирования".
Инструменты инфляционного таргетирования на сегодня являются высшим пилотажем в монетарной политике. Они хорошо работают в развитых экономиках, когда, например, ставка ФРС или ЕЦБ (Европейский центральный банк) реально влияет на предложение и стоимость денег. Нацбанк же свел политику инфляционного таргетирования к примитивному сжатию кредитования.
Вся излишняя ликвидность уходит не на кредиты бизнесу, а в ноты Нацбанка под 9%. Сейчас в нотах Нацбанка размещено более 3 трлн тенге. При этом никак не ограничивает рост предложения денег по другим каналам – бюджет, ЕНПФ, фонд проблемных кредитов и т.д. С другой стороны девальвация тенге разгоняет инфляцию.
В итоге мы наоборот получаем проинфляционную политику и дорогие кредиты.
- И что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию?
Думаю, что на сегодня Национальному банку совместно с правительством необходимо срочно принять меры по формированию прозрачной и предсказуемой курсовой политики. Эти меры уже не раз обсуждались и на партийной площадке "Nur Otan" и в самом Мажилисе. Об этих же проблемах и путях их решения неоднократно высказывалась и Ассоциация Финансистов Казахстана. Могу кратко их перечислить:
- обеспечить прозрачность конвертаций при привлечении внешних займов правительства и субъектов квазигоссектора и их обслуживании;
- по заранее определенному графику конвертировать трансферты из Национального Фонда на открытом валютном рынке и публиковать результаты проведенных торгов;
- публиковать валютные интервенции Национального банка на ежедневной основе;
- обеспечить прозрачность при проведении валютных операций ЕНПФ на открытом валютном рынке;
- усилить систему мониторинга валютного рынка для недопущения спекулятивных всплесков;
- обеспечить превентивное смягчение колебаний курса тенге под влиянием налоговых выплат и других заранее прогнозируемых факторов.
Подготовил Владимир Демидов