Если лицо сообщит о коррупции в пять млн, то после приговора суда получит награду 500 тыс. тг
О новшествах, внесенных в действующее антикоррупционное законодательство с момента создания Антикоррупционной службы и других инициативах, рассматриваемых Мажилисом Парламента, рассказывает директор Административно-правового департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Айгуль Базарбаева, сообщает zakon.kz.
В Казахстане принимаются последовательные шаги по формированию действенных антикоррупционных механизмов. 18 ноября 2015 принят Закон Республики Казахстан "О противодействии коррупции", создающий правовые основы противодействия коррупции. Принятие нового закона имело решающее значение в формировании современных форм и методов реализации антикоррупционной политики.
Важнейшими нововведениями данного Закона стали направленность на применение превентивных мер противодействия коррупции, а также расширение круга субъектов противодействия коррупции, внедрение новых форм противодействия коррупции (антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов, предотвращение и разрешение конфликта интересов, меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства; формирование антикоррупционной культуры, формирование и публикация Национального доклада о противодействии коррупции) и четкое разграничение между коррупционными правонарушениями.
В соответствии с Указом Президента РК от 13 июня 2019 года № 12 Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба, далее – Агентство) обрело статус отдельного правоохранительного органа, подотчетного и подчиненного главе государства и наделенного исключительными комплексными компетенциями по противодействию коррупции.
Агентство, являясь государственным органом, осуществляющим формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан, придает важное значение проводимой системной работе по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции.
Я хочу рассказать о тех новшествах, которые внесены в действующее антикоррупционное законодательство с момента создания отдельного государственного органа по противодействию коррупции и о других инициативах Агентства, рассматриваемых Мажилисом.
Первое. 26 ноября 2019 года главой государства подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции". Закон включает в себя блок поправок, направленных на усиление мер по противодействию коррупции.
В конце 2018 года Первый Президент Казахстана Елбасы Н.А. Назарбаев в своем Послании обозначил перед государственным аппаратом ряд новых задач. Некоторые из них уже нашли отражение в принятом законе.
С уверенностью можно заявить, что с принятием данного Закона в Казахстане наступает новый этап противодействия коррупции, поскольку впервые в истории независимого Казахстана на законодательном уровне закреплена ответственность руководителей за своих подчиненных.
Отныне политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов республиканского значения, акимы городов областного значения (районов) обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.
Эта норма включена в Закон "О государственной службе Республики Казахстан" по прямому поручению Президента страны, данному на совещании по вопросам противодействия коррупции от 20 мая 2019 года. Механизм действия данной нормы заключается в следующем.
Руководитель обязан подать в отставку в течение 10 календарных дней после вступления в силу обвинительного приговора суда либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении его непосредственного подчиненного.
Кто понимается под непосредственным подчиненным:
- для руководителя центрального государственного органа (министра) –
это его заместители, ответственный секретарь либо руководитель аппарата, руководители областных подразделений;
- для акима области, города республиканского значения, непосредственными подчиненными являются его заместители, руководитель аппарата, аким района (города областного значения);
- заместитель руководителя центрального государственного органа (вице-министр) подает в отставку в случае совершения коррупционного преступления руководителем курируемого им ведомства или самостоятельного структурного подразделения;
- заместитель акима области несет ответственность за руководителей курируемых им исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;
- аким города областного значения (района) ответственен за своих заместителей, руководителя аппарата, руководителей непосредственно курируемых районных исполнительных органов, акимов сел, поселков, сельских округов.
Согласно Закону "О государственной службе Республики Казахстан" заявление об отставке подается должностному лицу, назначившему государственного служащего на должность. Принять или не принять отставку – это прерогатива лица, назначившего политического служащего на должность.
В отношении всех других первых руководителей государственных органов, являющихся административными государственными служащими, а также госслужащих, занимающих должности руководителей самостоятельных структурных подразделений центральных и местных государственных органов, законом вводится дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.
Наряду с этим, подписанным главой государства Законом вводится обязанность руководителей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность руководителя.
Как было выше указано, в случае выявления факта совершения коррупционного преступления среди непосредственных подчиненных руководителям грозит отставка либо дисциплинарная ответственность.
Помимо этого введена ответственность руководителя за систематическое пренебрежение своей обязанностью по профилактике коррупции в коллективе, что приводит к неблагоприятной с точки зрения коррупции обстановке в возглавляемом им госоргане или подразделении.
То есть даже если непосредственные подчиненные не совершали коррупционных преступлений, но, к примеру, анализ показывает, что в данном госоргане или в каком-то конкретном областном подразделении резко возрос уровень коррупции, будет рассматриваться вопрос дисциплинарной ответственности соответствующего руководителя.
Также вышеназванным Законом от 26 ноября 2019 года внесены дополнения в Закон "О противодействии коррупции", направленные на закрепление на законодательном уровне за Агентством следующих функций:
- формирование и координация антикоррупционной политики, координация деятельности государственных органов, организаций в вопросах предупреждения коррупции, минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
- оценка уровня коррупции и проведение социологических исследований, необходимых для определения уровня коррупции в государственном и частном секторах.
И последняя важная новелла принятого Закона – восстановление научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Этот механизм дает возможность уже на стадии разработки законодательных и подзаконных актов выявлять и устранять нормы, потенциально несущие в себе коррупционные риски.
В Законе "О правовых актах" закреплена компетенция Правительства по утверждению Правил проведения научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В этой связи, Агентством разработан соответствующий проект постановления Правительства, который проходит установленные законодательством процедуры согласования.
Второе. 30 декабря 2019 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан "О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Советом Европы в отношении привилегий и иммунитетов представителей Группы государств против коррупции и членов оценочных групп". Данный Закон принят в целях ратификации подписанного в Страсбурге 15 октября 2019 года Соглашения между Республикой Казахстан и Советом Европы в отношении привилегий и иммунитетов представителей Группы государств против коррупции и членов оценочных групп (далее – Соглашение).
Группа государств против коррупции (далее – ГРЕКО) – инициатива в рамках Совета Европы, в которую входят 50 государств, среди которых Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швеция. Многие из этих стран признаются как самые "чистые" от коррупции государства в мире.
Подписание Соглашения является условием присоединения Казахстана к ГРЕКО. В соответствии с Соглашением представителям ГРЕКО и членам оценочных групп в ходе выполнения служебных обязанностей предоставляется иммунитет от личного ареста или задержания, конфискации багажа, преследований за устные и письменные заявления на территории Республики Казахстан. Однако, указанные лица не освобождаются от ареста и судебного преследования в случае их задержания в момент совершения преступления или сразу после его совершения.
Важно отметить о наделении аналогичными иммунитетами и привилегиями казахстанских экспертов в ходе проведения мониторинговых мероприятий в других странах. Присоединение Казахстана позволит совершенствовать национальное антикоррупционное законодательство посредством реализации рекомендаций ГРЕКО, основанных на опыте европейских стран, а также будет способствовать развитию эффективного сотрудничества с компетентными органами государств-членов ГРЕКО.
Третье. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 958 в Мажилис Парламента внесен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции", разработанный Агентством в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2019 год. Законопроект направлен на введение дополнительных мер по системному предупреждению коррупционных проявлений.
Так, в частности в особенной части Гражданского кодекса устанавливается запрет на дарение подарков любой стоимостью госслужащим и иным лицам, принимающим на себя антикоррупционные ограничения (депутатам Парламента и маслихата, судьям, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций) за действия (бездействие) в пользу дарителя.
Согласно действующей редакции статьи 509 Гражданского кодекса допускается возможность дарения государственным служащим подарков стоимостью до 10 МРП. В связи с чем, Конституционный Совет в своем послании от 5 июня 2018 года прямо указал на необходимость приведения данной статьи в соответствие с действующим законодательством.
Также, в Законе "О противодействии коррупции" вводится запрет на принятие материального вознаграждения, подарков или услуг членами семей лиц, принимающих на себя антикоррупционные ограничения.
Помимо этого, сегодня одной из сфер особого контроля со стороны государства остается сфера государственных закупок, как инструмент распределения бюджетных средств. Агентству ранее поручалось проработать вопрос отнесения лиц, занимающихся закупками в квазигосударственном секторе, к субъектам коррупции.
Соответствующие поправки по включению работников квазигосударственного сектора, участвующих в организации и проведении закупок, в отборе и реализации проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда, при этом занимающих должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, в перечень лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение госфункций, предусмотрены законопроектом.
В целях реализации предложений, озвученных на совещании по вопросам противодействия коррупции от 20 мая 2019 года с участием главы государства, и получивших консолидированное одобрение, вводится институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в организациях квазигосударственного сектора.
Второй блок поправок направлен на устранение пробелов и коллизий, а третий блок связан с преобразованием Национального бюро по противодействию коррупции в Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции, с передачей функции по предупреждению коррупции реорганизованного Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции антикоррупционной службе.
Законопроект в установленном порядке согласован с Администрацией Президента, со всеми центральными и местными исполнительными госорганами и НПП "Атамекен" и в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса.
Четвертое. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2020 года № 32 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1131 "Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции" Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции изложены в новой редакции.
Новыми Правилами предусмотрена дифференцированная система поощрения граждан, сообщивших о фактах коррупции:
- по коррупционным преступлениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает 1 000 МРП (2 651 000 тенге) – сумма вознаграждения (в зависимости от категории преступления – преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления ) составляет от 30 до 100 МРП (от 79 530 до 265 100 тенге;
- если сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает 1 000 МРП (2 651 000 тенге) – сумма вознаграждения составит 10 % от указанной суммы, но не более 4 000 МРП (10 604 000 тенге).
К примеру, если лицо сообщит о коррупционном преступлении, по которому сумма взятки или ущерба составит 5 000 000 тенге, то после завершения расследования коррупционного преступления и вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении виновного лица информатор получит 500 000 тенге.
По ранее действовавшей системе поощрений максимальная сумма поощрения составила бы 100 МРП (265 100 тенге). Увеличение размера финансового стимулирования за предоставление информации или иным образом оказанное содействие по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений направлено на активизацию гражданской позиции населения в борьбе с коррупцией.
Важно отметить, что аналогичная система поощрения информаторов успешно применяется в ряде зарубежных стран (Германия, США, Великобритания и Гонконг).
Пятое. Приказом председателя Агентства от 28 января 2020 года № 22 утверждены новые Правила проведения антикоррупционного мониторинга. Данный приказ прошел государственную регистрацию в органах юстиции 29 января текущего года за № 19941.
Антикоррупционный мониторинг – деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом (пункт 1 статьи 7 Закона "О противодействии коррупции").
В соответствии с новым Правилами антикоррупционный мониторинг подразделяется на два вида: комплексный и тематический.
Комплексный антикоррупционный мониторинг проводится ежеквартально, по результатам которого Агентство формирует аналитический отчет и вносит субъектам противодействия коррупции рекомендации по предупреждению коррупции.
Тематический антикоррупционный мониторинг может проводиться не только уполномоченным органом по противодействию коррупции, но и иными субъектами противодействия коррупции.
При проведении тематического антикоррупционного мониторинга оценивается правоприменительная практика по вопросам противодействия коррупции в определенной сфере деятельности, конкретном государственном органе, организации или субъекте квазигосударственного сектора.
Задачей тематического антикоррупционного мониторинга является изучение проблемных вопросов, способствующих проявлениям коррупции в определенной сфере, конкретном государственном органе, организации или субъекте квазигосударственного сектора.
Статьей 18 Закона "О противодействии коррупции" установлено, что иные субъекты противодействия коррупции – это государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица.
Таким образом, теперь любое общественное объединение, любой гражданин вправе по собственной инициативе провести тематический антикоррупционный мониторинг в порядке, установленном Правилами проведения антикоррупционного мониторинга.
Пользуясь случаем, хотела бы призвать молодежь, гражданских активистов, а также всех неравнодушных граждан, неправительственные организации нашей страны принять активное участие в противодействии коррупции, ведь это даст нам уверенность в построении государства, свободного от коррупции.
Айгуль Базарбаева