Новые технологии в судах дисциплинируют работников судов и участников процессов
Zakon.kz
Сегодня Интернет-сайты судебных органов Казахстана представляют собой единый мощный информационный ресурс.
Современные информационно-коммуникационные технологии, которые внедряются сегодня в судах Казахстана, являются дополнительной гарантией доступности и открытости правосудия, снижают злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса, дисциплинируют самих работников суда, а также прокуроров и, как результат, повышают доверие к судам со стороны общества, считает руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов Верховного суда Ильяс Испанов.
- Ильяс Сапарбекович, как известно, последние годы Верховным судом большой упор делается на внедрение в судах новых информационно-коммуникационных технологий. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно. На какой стадии находится сейчас эта работа?
- Судебная система, как и все сферы и отрасли нашей страны, все больше и больше охватывается современными информационно-коммуникационными технологиями и это понятно, ведь сегодня без этого немыслимо функционирование судов и в целом отправление правосудия. Они внедряются буквально во всех судах, на всех этапах судебной деятельности, начиная от приема документов, судебного разбирательства, до выдачи решений и выписки исполнительного листа. При этом ставится цель создать удобные, простые и понятные для населения инструменты, при помощи которых можно без проблем контактировать с судами в любое удобное время. Раньше разве мы могли об этом мечтать? Чтобы не быть голословным, давайте расскажу вам о наиболее значимых сервисах, которые мы установил в судах в прошлом году на базе уже имеющейся технической инфраструктуры.
Первое. Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов «ТӨРЕЛІК». Вы, наверное, уже слышали о ней. Это централизованная структура, дающая оперативный доступ к информационному обмену данных и высокую отказоустойчивость. Данная система позволяет формировать автоматически статистические и аналитические отчеты. Кроме того, благодаря ей практически полностью переходит в электронную форму делопроизводство в судах. Система интегрирует все имеющиеся сервисы, в том числе электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами, Судебный кабинет.
- Насколько я знаю, раньше в судах большой проблемой было распределение дел между судьями. Сначала это производилось вручную председателем суда, затем появились элементы автоматического распределения дел, но и это давало сбои. А что изменилось с приходом «ТӨРЕЛІК»?
- То, что было раньше и сейчас, это небо и земля. «ТӨРЕЛІК» не только на порядок усовершенствовал данную операцию, и распределяет дела умно, справедливо, но при этом еще учитывает специализацию судей, их нагрузку, переназначение в другой суд и даже отпуск, командировку, нахождение на больничном, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам. Такой подход исключает субъективный фактор при распределении дел и еще на начальном этапе пресекает возможные коррупционные проявления. На сегодня «ТӨРЕЛІК» полноценно запущен во всех судах, начиная от районных и до Верховного.
Второй проект, на котором я хотел бы остановиться это интеграция судебной системы с информационными системами заинтересованных государственных органов. Основная логика этой работы в том, чтобы обеспечить оперативный доступ к информации государственных органов и упростить все механизмы по передаче сведений.
- А что имеет от этого население?
- Для населения плюс в том, что снижается количество документов, в том числе на бумажных носителях, которые необходимо предоставить в суд участникам судебных процессов. Наша цель, чтобы в будущем человек приходил в суд просто с удостоверением в руках или хотя бы просто назвал свой ИИН, а все остальные сведения необходимые для решения спора были бы доступны для суда через электронные сервисы.
- Чего мы достигли в этом направлении?
- На сегодняшний день налажено информационное взаимодействие с Министерством юстиции в части передачи исполнительных листов в онлайн режиме. С платежным шлюзом электронного правительства - для получения данных о поступлении госпошлины и для проверки уплаты штрафов. С Генеральной прокуратурой - по приему в электронном виде материалов по уголовным и административным делам, передаче судебных актов, а также статистических данных. С «Казпочтой» - в части автоматизации отправки судебной корреспонденции и использования «Гибридной электронной почты». В результате оптимизации почтовых услуг экономия составила 326 млн. тенге, в том числе за счет использования «Гибридной электронной почты» более 50 млн. С Комитетом уголовно-исполнительной системы - в части передачи судебных актов по лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. С Администрацией Президента - по обработке запросов о предоставлении информации о наличии и лишении государственных наград. В этом перечне есть также Министерство по делам государственной службы и Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию.
Особого внимания заслуживает сервис «Судебный кабинет». Это одно из ключевых нововведений. В сравнении с 2014 годом, число поданных заявлений через «Судебный кабинет» в прошлом году составило практически половину от всех подданных исков.
В рамках «Судебного кабинета» реализовано и запущено автоматизированное рабочее место (АРМ) для государственных органов по отправке административных дел в судебные органы страны. На данный момент АРМ используют 1495 государственных учреждений. Также внедрен функционал по просмотру судебных актов государственными органами по конкретным категориям дел.
В личном кабинете сервиса «Судебный кабинет» пользователи могут добавить доверенных представителей для доступа к просмотру статусов по поданным заявлениям. Также на этом сервисе запущен модуль по получению Министерством финансов решений суда о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Сравнительно недавно, в этом году, мы запустили обновленную версию «Судебного кабинета», он был доработан с учетом предложений адвокатов, представителей юридической общественности и госорганов. Обновлены шесть разделов, в том числе судопроизводство (подача исков, заявлений, апелляционных/частных жалоб, кассационных ходатайств и др.), отправка писем и обращений в судебные органы, поиск судебных дел, апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов. В июле 2015 года внедрена мобильная версия «Судебного кабинета».
- А вы как-то стимулируете население, чтобы они использовали новые технологии, ведь мы все знаем, что все новое приживается трудно, человек всегда делает так, как он привык.
- Сейчас этот вопрос нами изучается. В частности, мы хотим снизить госпошлину для пользователей судебного кабинета. Этим мы хотим увеличить число наших пользователей. Кроме того, если документы подаются в суды в электронном виде, то мы не тратим деньги на копирование бумаг и использование оргтехники, экономим трудовые ресурсы. Следовательно, размер госпошлины должен быть уменьшен соразмерно этой сумме. К слову, в Эстонии, где все судопроизводство с 2006 года осуществляется только в электронном виде, такая мера позволила в разы увеличить пользователей электронными судебными сервисами.
Также мне особо хочется отметить официальные веб-сайты судов. Сегодня они представляют собой единый мощный информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети информации о деятельности судебной системы страны. Прямым результатом этой работы явилось признание Интернет-ресурса Верховного суда лучшим в рейтинге официальных сайтов государственных органов страны второй год подряд по версии «Казконтента».
Конечно, такую популярность также обеспечивают практические возможности, представляемые через сайты. К примеру, здесь есть доступ к сервису «Ознакомление со списком слушания дел», где размещается информация о назначенных судебных заседаниях. Здесь же работает сервис «Калькулятор расчета подлежащей к уплате государственной пошлины», который позволяет точно рассчитать государственную пошлину для подачи исковых и иных заявлений в суд.
Хочу отметить, что новые сервисы постепенно набирают популярность. Могу привести некоторые показатели. С начала функционирования сервиса «Судебная повестка» сторонами распечатано более 150 000 электронных судебных повесток. Через «Ознакомление с судебными документами» получили услугу почти 208 000 участников судебных процессов. Через «Просмотр судебных документов к извещению» всего просмотрено около 17 000 судебных документов к извещению.
Говоря о новых сервисах, нельзя не остановиться на системе аудиовидеофиксации судебных процессов. Она активно внедряется во всех судах. Хотел бы напомнить, что эта работа ведется в соответствии с Планом Нации «100 конкретных шагов». На сегодня из 1407-ми залов судебного заседания, неоснащенными остается всего 371. В этом году мы их полностью закроем, средства для этого есть.
- Сегодня много говорят о системе аудио-видео фиксации. Снимать все, что происходит в зале суда, это действительно гарант прозрачности судебного процесса. А какие еще практические выгоды от этого вопроса?
- Мы сейчас идет к тому, чтобы эта система работала максимально безупречно, для этого будем обязательно мониторить ее с помощью специального функционала, позволяющего определять своевременность проведения судебного заседания, давать отчет о применении АВФ, проводить мониторинг ее репликации. Такие меры заставят суды следить за четким рабочим графиком и наказывать лиц, допустивших срыв процесса. Если, к примеру, участник опоздал на процесс, то аудио-видео фиксация дает фактическое основание принять в отношении него соответствующие меры. Кроме того, проводится работа по ее интеграции с другими системами, что усиливает ее прикладные возможности, допустим, знакомиться с материалами АФВ через «Судебный кабинет».
- Это все сервисы или еще что-то?
- Да, я хотел бы обратить внимание ваших читателей на аналитический информационный сервис «Форум «Талдау». Он буквально недавно создан, сейчас доступен работникам судебной системы в рамках системы «Төрелік» и после отладки в течении I квартала будет доступен всем пользователям. Задачей «Талдау» являются систематизация, мониторинг судебных актов и анализ судебной практики по конкретным категориям дел. В основу его разработки положен опыт ряда стран - Австрии, Турции, Латвии, Эстонии, России и Финляндии. Форум будет доступен для всех судей и посетителей сайта, здесь будет создана площадка для дискуссий по вопросам судебной практики, где смогут высказаться все желающие, в том числе адвокаты и прокуроры. Все высказывания будут анализироваться. По нашим прогнозам, создание возможности для общественности участвовать в формировании судебной практики повысит качество и эффективность работы судов.
- Что вы планируете внедрить в судах в этом году?
- На данный момент прорабатывается вопрос оснащения судов всех уровней системами видеоконференцсвязи. Это даст возможность любому гражданину, независимо от расстояния, полноценно участвовать в судебном процессе. К примеру, человек не должен ехать тысячи километров, чтобы принять участие в процессе, а сможет из Алматы через систему видеоконференцсвязи выступить и быть услышанным в суде Астаны. Это, также значительно экономит время на проведение процесса, не надо никого ждать.
Совместно с МВД запланирован проект «Удаленный судебный процесс». То есть заключенные смогут давать показания прямо из мест заключения. В последующем к нему предполагается подключить лечебные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития, в частности туберкулезные диспансеры. Это сэкономит бюджетные средства, время, исключит другие возможные риски.
И еще. Мы думаем создать «Систему управления информационной безопасности судебной системы» и уже в этом году проведем аттестацию «ТӨРЕЛІК» на предмет соответствия требованиям информационной безопасности.
В ближайшее время планируем разработать и принять новую «Стратегию по развитию информационно-коммуникационных технологий в судебной системе до 2020 года», перенести информационные системы и ресурсы судебных органов в Серверный центр госорганов и центры обработки данных регионов, что еще больше обеспечит сохранность информации и удобство работы с ней.
Ну и дальше будем оснащать суды необходимой техникой, увеличивать пропускную способность каналов связи и скорости, обучать сотрудников судов и население работать с информационными системами. Все это даст дополнительные гарантии доступности и открытости правосудия, исключит злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса и как результат, повысит доверие к судам со стороны общества.
Торгын Нурсеитова
Поделитесь новостью
Астана
Верховный суд
Генпрокуратура
Австрия
Актау
Актобе
Алматы
Казахстан
Кызылорда
Латвия
Семей
Турция
Финляндия
Эстония
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript