Перспективы законодательного внедрения криптовалюты в Казахстане с учетом опыта зарубежных стран (Алина Москаленко, Юрист ТОО «Omega Stroy Group»)
Перспективы законодательного внедрения криптовалюты в Казахстане с учетом опыта зарубежных стран
Алина Москаленко
Юрист ТОО «Omega Stroy Group»
С 2009 года в различных отраслях экономики и предпринимательства все чаще встречается такое понятие как «криптовалюта». Технологию цепочки блоков, позволяющую избежать тотального государственного контроля, с одобрением используют поколение фриланса и цифровой экономики.
Упрощенный способ торговли привел к высокой рыночной капитализации криптовалют, которая на данном этапе составляет более 200 миллиардов долларов США. Вместе с тем, однако, в цифровом пространстве правовая неопределенность криптовалют может способствовать «отмыванию» денежных средств, их сокрытию и хищениям.
В связи с развитием цифровых денег в мире появляются и способы выявления финансовых мошенников, причиняющих ущерб третьим лицам. Так, в 2017 году в США было возбуждено первое в истории дело о мошенничестве при первичном размещении криптовалют. А на данный момент Федеральное бюро расследований США ведет более 100 различных расследований преступлений, включая торговлю людьми, наркотиками и факты вымогательства, в которых так или иначе фигурируют криптовалюты. С одной стороны, на расследование преступлений может положительно влиять фиксированная неизменность системы блокчейна, однако анонимность и «псевдонимность», напротив, препятствуют расследованию таких преступлений.
С течением времени и по мере развития криптовалют выявляются противники и сторонники такого способа обращения ценностей эквивалентных привычным денежным средствам. В одних странах криптовалюта стала законодательно регулироваться, в других - данный вопрос находится на стадии обсуждения, в третьих - криптовалюту запретили.
В большинстве стран криптовалюта остается неурегулированной национальным законодательством, и Казахстан относится к ряду таких государств. Однако, отсутствие должного правового статуса цифровых денег в Казахстане не препятствует их использованию в качестве объекта гражданских прав. Криптомонеты беспрепятственно переходят от одного лица к другому в разных целях: в нашей стране известны факты покупки недвижимости, автомобилей, предоставление физическими лицами займов, заключение пари и т.д.
Полагаем, на данный момент в связи с отсутствием в законодательстве Казахстана норм, регулирующих использование криптовалюты, правовой статус последней может быть определен исходя из нижеследующего:
в соответствии со ст.115 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - «ГК РК»), объектами гражданских прав могут быть имущественные и личные неимущественные блага и права.
К имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.
Согласно ст.116 ГК РК, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Таким образом, из буквального толкования действующего законодательства Казахстана, криптовалюту можно считать объектом гражданских прав в связи с тем, что: (1) она может быть отнесена к широкому понятию «другое имущество» в ст.115 ГК РК, так как законодательство не приводит ограничений и не раскрывает данное понятие; (2) криптовалюта не изъята из оборота и не ограничена в обороте законодательно и, следовательно, в соответствии со ст.116 ГК РК, она может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, как объект гражданских прав. Законодательство Казахстана и России в данной части достаточно схоже, но не идентично. Суды в России толкуют нормы существующего гражданского законодательства, которое можно применить к криптовалюте, по-разному. Вероятно, это происходит из-за отсутствия четкого законодательного закрепления цифровых денег и, как следствие, из-за отсутствия сформировавшейся судебной практики.
Так, Арбитражным судом г.Москвы было рассмотрено дело о разрешении разногласий между финансовым управляющим и банкротом (физическое лицо) о включении в конкурсную массу должника содержимого криптокошелька. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований и указал в мотивировочной части решения несколько доводов: (1) отсутствие законодательного регулирования криптовалютных отношений; (2) отсутствие возможности применить к криптовалютам нормы закона по аналогии; (3) криптовалюта возникает «из интернета», а не иным способом, характерным для других объектов гражданских прав; (4) «анонимность пользователей криптовалют не позволяет точно установить принадлежность криптовалюты в криптокошельке конкретному должнику», хотя в данном конкретном случае должник и признавал принадлежность ему данного имущества. Данное гражданское дело вызвало определенный резонанс у российских юристов. Многие цивилисты-практики считают использование судом довода об отсутствии в законодательстве норм, регулирующих криптовалюту, как основного, неверным. Так, существует множество возможных вариантов определения квалификации криптовалюты, к которым относят имущество, деньги, финансовый инструмент, нематериальный актив и т.д.
Полагаем необходимым согласиться, что при отсутствии специальных норм, регулирующих криптовалюту, данная ценность может трактоваться расширительно и должна быть отнесена к имуществу. Однако, даже в этом случае возникает вопрос об исполнении решения суда: каким образом будет изъята и реализована криптовалюта? Ведь доступ к криптокошельку имеет лишь сам его владелец, а вероятность получения данных для входа от держателя криптовалюты чрезвычайно мала. Тем самым, если лицу, исполняющему решение суда, не будет известен пароль от криптокошелька, исполнить судебный акт по изъятию или реализации криптовалюты представляется практически невозможным. Таким образом, при выборе регулятивных мер также необходимо учесть правовые последствия за нарушение закона.
Необходимость решения вопроса об урегулировании криптовалюты на законодательном уровне обусловлена тем, что вне зависимости от ее правового статуса во всем мире, она продолжает существовать и активно развиваться.
В последние годы многими странами на всех континентах предпринимаются попытки легализации криптовалюты: проводятся исследования, осуществляется поиск возможных способов ее внедрения в законодательство и методов регулирования. Следует отметить, что некоторые финансовые эксперты усматривают возможность биткоина стать наднациональной валютой из-за его высокой цены и высокого спроса. В некоторых странах криптовалюта уже регулируется законодательно, а с держателей криптовалют удерживаются налоги.
Налогообложение в сфере криптовалюты разнится в зависимости от юрисдикции. Однако, в большинстве стран криптомонеты рассматриваются как имущество, а не как валюта, ввиду чего любые транзакции с использованием, например, биткоинов облагаются налогами по аналогии с налогообложением собственности. Вместе с тем, в 2015 году Суд Европейского союза постановил, что операции в криптовалюте (биткоинах) освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с нормами, которые регулируют обращение валют, используемых в качестве законного платежного средства. По мнению Суда Европейского союза, при определении налога на добавленную стоимость в отношении биткоина, его следует считать валютой, а не имуществом. Однако, при необходимости определения статуса той или иной денежной единицы, обычно ее идентифицируют по государству или органу-эмитенту. Криптовалюта же в данном случае будет являться абсолютным исключением, так как единый центр эмиссии отсутствует.
В отличие от выводов Суда Европейского союза, законодательство Казахстана не допускает возможности отнесения криптовалюты к общему понятию валюты. В Законе Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» существует определение валюте и оно заключается в следующем: «валюта - денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах».
Таким образом, в законодательстве Казахстана определен исчерпывающий список средств, которые возможно отнести к валюте. Указанная норма, определяющая понятие валюты в Казахстане, является основополагающей, и недопущение в ней цифровых технологий в качестве средства платежа (валюты) дает право отнесения криптовалюты к имуществу.
Тем не менее, в то время как государственные должностные лица и юристы анализируют возможность отнесения криптовалюты к легализованной валюте, ранние пользователи уже активно используют ее в качестве средства платежа - обменивая на товары и услуги. В случае, если биткоин будет отнесен к валюте и признан большим количеством финансовых организаций, включая центральные банки и правительства различных стран, то он может получить статус международной цифровой валюты. Если же биткоину не удастся стать международной цифровой валютой, то его можно будет продолжать рассматривать в качестве «тихой гавани» для граждан, которые опасаются обесценивания фиатных валют и криптовалютам доверяют больше, чем золоту, даже если правовые риски владения и обращения цифровых денег высоки.
Сторонники отнесения биткоина к валюте утверждают, что суждения Аристотеля касательно денег применимы и к криптомонетам: ими удобно пользоваться, они делимы и имеют достаточно продолжительный срок использования.
Очевидно, однако, что возможность установления биткоина в качестве валюты напрямую зависит от определения валюты в целом в той или иной стране.
Великобритания на протяжении многих лет является государством с благоприятными условиями для криптовалютного бизнеса, что не может не привлекать новых инвесторов. И поскольку туманный Альбион является одним из лидеров в сфере развития цифровых денег, необходимость контроля криптовалютного рынка в этой юрисдикции колоссально важна.
С 2014 года правительство Великобритании отрицает возможность регулирования криптовалюты финансовым законодательством, так как биткоин невозможно отнести ни к валюте, ни к деньгам. Кроме того, в Законе об электронных деньгах указано, что криптовалюта не является электронными деньгами, ценностью, банкнотой, монетой или другими денежными единицами. Криптовалюты в Великобритании не подпадают под действие Закона о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, равно как и под действие других положений финансового законодательства. Однако, с 2015 года исследовательским отделом Центробанка Великобритании прорабатываются глобальные вопросы касательно создания собственной криптовалюты, «привязанной» к национальной валюте - стерлингу. В декабре 2017 года Министерство финансов дало предписание Центру правительственной связи страны к концу 2018 года огласить все возможные риски создания собственной криптовалюты и способы их предотвращения. Таким образом, на данный момент в Великобритании отсутствует специальное законодательство, регулирующее оборот цифровых денег, но казначейство Великобритании все же намерено в ближайшем будущем установить ограничительные меры по обороту криптовалюты. Основными причинами этого, как и в большинстве европейских стран, являются противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также борьба с терроризмом и неуплатой налогов.
Иная ситуация сложилась в Словении: там недавно были внесены поправки в закон о борьбе с отмыванием денег, в котором теперь фигурируют криптовалюты. Криптобиржи в Словении имеют, согласно поправке, статус финансовых учреждений. Возможно, это обусловлено отчасти тем, что в Словении расположена одна из крупнейших мировых биткойн-бирж - Bitstamp.
В Швеции использование криптовалюты в качестве средства платежа признали законным. В центральном банке Швеции заявляют, что скоро будет рассмотрена возможность выпустить собственную цифровую крону, так как с 2009 года объем оборота наличности упал на 40%.
Австралийцы, в соответствии с действующим законодательством своей страны, уплачивают налог на товары и услуги, в случае, если они покупают и тратят криптовалюты. Здесь криптовалюта признана активом.
В Соединенных Штатах Америки ситуация неоднозначная: в штате Аляска пытаются законодательно лицензировать криптовалютный бизнес, а в штате Нью-Йорк с 2015 года действует местный закон о лицензировании деятельности, связанной с криптовалютами. В Северной Дакоте и Калифорнии также вынесены специальные акты, регулирующие криптовлюту. В штате Невада одобрен законопроект, освобождающий криптовалюты от налогообложения.
В Японии биткоин был признан платежным средством в 2017 году и облагается налогами так же, как доходы от ведения бизнеса.
Постановление о признании криптовалюты платежным средством было принято и в Германии в феврале 2018 года. Данное постановление является первым в Европе, в котором прописаны нормы, регулирующие биткоин. Отныне криптовалюта в Германии признана «личными средствами» и облагается 25-процентным налогом на прирост капитала. Он удерживается в том случае, если прибыль была получена в течение одного года после получения биткоинов.
Также биткоин признан платежным средством на Филиппинах, а Венесуэла выпустила собственную национальную криптовалюту, которая обеспечена нефтяными запасами страны. Правительство Израиля расценивает криптовалюту как имущество, и налоги применяются соответствующие.
В мае 2018 года в Государственной Думе РФ в первом чтении был одобрен проект закона «О цифровых финансовых активах», в котором криптовалюта относится к «цифровым финансовым активам», но не является законным средством платежа.
В Узбекистане в июле 2018 года подписано постановление «О мерах по развитию цифровой экономики», в котором страна официально взяла курс на развитие и внедрение криптовалюты.
Правовое положение криптовалюты в Казахстане пока остается неурегулированным: запрет на ее выпуск и обращение отсутствует, но ни Национальный Банк, ни Министерство финансов пока не представили каких-либо предложений по возможным способам внедрения данного феномена в действующее законодательство. Представители Национального Банка высказывали мнение о том, что в ближайшем будущем планируется прямо запретить покупать криптовалюту за тенге, запретить биржи и майнинг. Однако, в мае 2018 года президент Казахстана призвал к совместному с другими странами изучению возможности адаптации цифровых денег в финансовую систему и к разработке общих правил для регулирования криптовалюты.
Можно предположить, что на данном этапе развития экономики Казахстана регулирование криптовалюты на законодательном уровне положительно скажется не только на сфере предпринимательства, но и в других областях деятельности государства и общества.
Представляется возможным установление налогообложения на продажу товаров и услуг с использованием криптовалюты, посредством чего возможно пополнение государственного бюджета. Поскольку стоимость криптовалют имеет свойство резко возрастать, а капитализация - увеличиваться, объемы таких налогов могут быть колоссальными.
Кроме того, в случае регулирования не фиатных валют на законодательном уровне видится возможным предотвратить и уменьшить объемы финансирования терроризма и «отмывания» доходов, полученных преступным путем.
Изучив практику применения законодательного внедрения криптовалюты в разных странах, можно отследить его положительное действие на сферы бизнеса и права.
В связи с этим, видится своевременным принятие специального закона, либо отражение регулирующих криптовалюту норм в Законе «О валютном регулировании» или в Законе «О платежах и платежных системах». Определение статуса цифровых денег является необходимым гражданам, бизнес-структурам и государству. Оно необходимо и для того, чтобы Казахстан не стал для иностранцев правовым полем с пробелами, которое можно использовать с целью отмывания доходов, финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов в других юрисдикциях. В связи с этим, мы надеемся на скорейший детальный анализ цифровых денег законодателями совместно с разработчиками программ по выпуску и обороту криптовалют.