Есть немало фактов, когда ДТП происходят с участием детей и родственников известных людей
Zakon.kz
"Перед законом все равны, поэтому необходимо более жестко наказывать в этих случаях и детей и родителей", - сказал президент Н. Назарбаев.
В прошлую пятницу, 21 марта, после 45 суток ареста вышел на свободу Максат УСЕНОВ. Наказание – если это можно назвать наказанием – он отбывал за ДТП со смертельным исходом, пишет газета "Караван".
Напомним, 1 декабря 2013 года Максат Усенов, сын высокопоставленного чиновника, сбил на своем “БМВ-Х6” шестерых пешеходов и скрылся с места происшествия. Один из пострадавших вскоре скончался. Было возбуждено уголовное дело, однако потом его закрыли в связи с примирением сторон.
Но дело вызвало огромный резонанс, общественность возмутил тот факт, что Усенов, ко всему прочему не имевший права садиться за руль (его лишили прав за вождение в нетрезвом виде) и сбежавший с места преступления, отделался так легко. Скандал поднялся нешуточный, его отцу пришлось оставить должность руководителя департамента по строительству компании “Астана ЭКСПО-2017”.
4 февраля 2014 года по решению суда Максат Усенов был арестован на 45 суток. Также его лишили водительских прав на два года. Позже срок лишения прав увеличили еще на два года. Но если вспомнить, что прав его уже лишали и это не помешало ему сесть за руль и убить человека, то вряд ли можно считать наказание суровым.
Однако так уж повелось, что людям богатым или чиновникам при мундирах всё сходит с рук.
На что годятся недоросли?
И вот тут самое время вспомнить одну историю времен строительства Санкт-Петербурга. Город, как известно, стоит на болотах, поэтому все дома строились на сваях, которые забивали в грунт. Работа тяжелая и изнурительная. После мора среди рабочих людей для этой работы стало не хватать, и Петр Первый повелел на эти работы ставить дворянских детей, уклонявшихся от службы.
Перенесем ситуацию на современную казахстанскую почву и посмотрим на недорослей отечественного разлива. В чем их главная особенность, которая позволяет безошибочно идентифицировать в них “сынков” и “племянников”? Таких признаков несколько: необременительная, но хорошо оплачиваемая должность, легкое отношение к жизни и наличие джипа или спортивного автомобиля. И гонор, подкрепленный папиными связями.
Такого даже не подумаешь ставить заколачивать сваи: или колотушку сломает, или сваю, или сам утонет. Но никто и не позволит богатому отпрыску заниматься грязной работой, будто рожден он для другого. Их жизнь – это потребление, а не созидание. Эта жизненная установка просматривается во всех поступках.
Кто из них мечтает заработать своим трудом и мозгами миллион? Да и зачем – папа позаботился. Показал своим примером, как получить эти деньги даром, на взятках, на распилах госзаказов.
Сколько нужно жизней погубить?
Судя по количеству дорогих автомобилей, за рулем которых сидят юноши и девушки, еще не успевшие в своей жизни заработать на колесо от своих машин, подобных мажоров у нас много. Эта масса потребителей отравляет общество, насилует наше сознание, корежит нормальные отношения между людьми. Всем своим видом и поведением они показывают, что главное в жизни – это не труд, а внешний лоск. Тот, кто зарабатывает деньги честным трудом, – уже не уважаемый человек, а так, серый простачок. И летят мажоры по жизни, не обращая внимания на то, как колеса их авто калечат жизнь этих самых простачков. Попадутся? Ну что же, у папы денег много, откупится.
Самое печальное, что армию мажоров за рулем пополняют и люди, по должности своей призванные соблюдать законность. Вроде бы сев за руль пьяным, сбив человека и не оказав ему помощь, такой нарушитель в погонах должен отвечать вдвойне за свои преступления – но нет, чаще всего отделывается по-легкому, выходит по амнистии или примирению сторон.
Каждый раз подобные истории оставляют в душе горечь. И возмущение. Сколько еще надо погубить жизней, чтобы остановить мажоров за рулем?
Дурные примеры заразительны
Караганда одной из первых показала пример чиновничьей безнаказанности за ДТП со смертельным исходом.
В феврале 2013 года начальник областного управления энергетики и коммунального хозяйства Ерлан УТЕШЕВ, будучи пьяным, выехал на своем BMW X5 на встречную полосу и протаранил два автомобиля. В результате водители этих автомобилей попали в больницу, а 52-летняя пассажирка “Тойоты” Ляззат БЕКШЕНОВА скончалась.
Сам виновник аварии тоже поначалу оказался в больничной палате, а прямо оттуда по решению суда – в изоляторе временного содержания. Со своей должности чиновник уволился по собственному желанию, а из рядов НДП “Нур Отан” его исключили за дискредитацию репутации партии.
Четыре месяца шло следствие по делу Утешева, однако до суда не дошло. В июле следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Как сообщили адвокаты, экс-чиновник возместил потерпевшим моральный и материальный вред, а те отказались от своих претензий к нему. Страна разочарованно выдохнула, узнав, что единственным наказанием для “беспредельщика” оказалось… лишение прав на 4 года.
Может быть, поэтому карагандинцы ничуть не удивились исходу дела о ДТП, совершенном в первый день 2014 года. Рано утром 1 января на центральном проспекте Бухар-жырау помощник прокурора города Темиртау Каныш МАМАЛИНОВ, находясь за рулем своего “Мерседеса”, насмерть сбил пешехода – 31-летнего карагандинца Павла РУЛЯ. И хотя изначально очевидцы утверждали, что водитель “Мерседеса” превысил скорость и был пьян, а в машине находились и другие работники прокуратуры, спустя несколько дней коллеги Мамалинова категорично опровергли эти заявления.
А еще через некоторое время дней сотрудники ДВД Карагандинской области сообщили, что родственники погибшего в ДТП Павла Руля отказались от претензий к виновнику ДТП.
Пьяный за рулем – инспектор полиции
Наиболее резонансным ДТП в Жамбылской области в 2013 году стала автокатастрофа, случившаяся в районе села Костобе, недалеко от Тараза.
Трагедия произошла 17 февраля на 14-м километре трассы Аса – Тараз. Участковый инспектор Жамбылского РОВД Даулет ЖАНУЗАКОВ на джипе “Мицубиси Паджеро” выехал на встречную полосу движения, где столкнулся с легковым автомобилем ГАЗ-3110. Пятеро человек, находившихся в “Волге”, погибли. Среди них был трехлетний ребенок.
На следующий день выяснилось, что капитан полиции, управлявший джипом, был в нетрезвом состоянии. Это известие застало врасплох руководство Жамбылского ДВД, которое срочно провело совещание и уволило сотрудника, не дожидаясь приговора суда. Сам капитан остался жив, но пролежал несколько недель в больнице.
В суде полицейский полностью признал свою вину и чистосердечно раскаялся. Его родные возместили семьям погибших материальный и моральный ущерб, а родственники погибших даже просили не сажать подсудимого в тюрьму.
Однако, несмотря на это, был вынесен обвинительный приговор: инспектор был признан виновным, ему назначено наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, ввиду того что преступление совершено по неосторожности. Кроме того, осужденного лишили водительских прав на три года.
Пресс-служба областного суда подчеркивала, что суд учел все смягчающие и отягчающие обстоятельства данного дела, но принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, посчитав невозможным исправление представителя полиции без изоляции от общества. К тому же государственный обвинитель просил приговорить участкового инспектора к восьми годам лишения свободы.
Прямая речь
Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ:
Есть немало фактов, когда ДТП происходят с участием детей и родственников известных людей. Перед законом все равны, поэтому необходимо более жестко наказывать в этих случаях и детей и родителей.
Сказано в ходе совещания по развитию Алматы в четверг, 27 марта 2014 г.
На прошлой неделе в Алматы автомобиль “Тойота Аристо” в час ночи на полной скорости врезался в остановочный комплекс. Пожилая женщина, которая в это время находилась в киоске, получила травмы
Мундир – защита от наказания?
В Костанае никого не удивляют ДТП, совершенные бравыми полицейскими. На слуху истории о том, как страж порядка, да в нетрезвом виде, да на бешеной скорости...
В апреле 2013-го на белой “Ауди-C4” младший сержант дорожной полиции Олжас БИРНАЗАРОВ ночью сбил 28-летнего Олега КАНЦЕВА. Пешеход переходил пустую ночную дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Полицейский мчался на бешеной скорости – после удара Канцева отбросило на 23 метра. Он погиб. А водитель с места происшествия скрылся.
Что характерно, об аварии с такими тяжелыми последствиями ДВД Костанайской области молчал глухо даже после того, как о нем узнала пресса. ДТП не значилось в еженедельном пресс-релизе департамента, выпущенном три дня спустя, и только под нажимом журналистов, узнавших о происшествии случайно, ДВД был вынужден неохотно признать факт гибели человека. Отделался младший сержант, в принципе, легким испугом – 4 годами колонии-поселения.
Точно такое же наказание получил в конце 2011 года экс-капитан дорожной полиции Кайрат САБАНОВ, совершивший ДТП в нетрезвом виде. Его “Мерседес” на высокой скорости врезался в снегопогрузчик. В результате погибла молодая девушка, которую взялись подвезти возвращавшиеся из ресторана полицейский и подруга.
Далее последовал крайне некрасивый фарс, в ходе которого капитан то заявлял, что за рулем была его девушка, то ссылался на плохую память после удара. Вину он частично признал, когда запахло амнистией. В итоге в январе 2012 года, пробыв за решеткой ровно 55 дней, он был в связи с амнистией освобожден.
Кстати, в апреле 2013 года ДВД вынужден был озвучить количество аварий, совершенных по вине полицейских. Их было 46 с начала года. Такое мажорам без погон, пожалуй, не под силу.
Цифры в тему
По данным пресс-службы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, количество ДТП в Казахстане в 2013 году увеличилось на 64,9 процента. Согласно сведениям банка данных учета дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших, за 12 месяцев 2013 года по республике зарегистрировано 23 359 ДТП, против 14 168 ДТП, зарегистрированных в 2012 году. Если рассматривать в разрезе каждой области, то наибольшее количество ДТП совершено в Алматы – 6 872 (в прошлом году – 2 467), Южно-Казахстанской – 3 839 (1 883), Алматинской – 1 872 (1 519), Жамбылской – 1 627 (874), Восточно-Казахстанской – 1 579 (1 119) областях.
Наглость в погонах
В Павлодаре несколько нарушений на дороге в течение полутора минут совершил офицер полиции. В ДВД говорят, что он понесет ответственность, но какую именно, не поясняют.
В середине января полицейская автомашина “Шкода” с номером S 452 КР стала героем YouTube. Пользователь сервиса выложила видео с регистратора, на котором видно, что сотрудник полиции совершает несколько нарушений правил дорожного движения. Ролик длится всего 1 минуту 40 секунд, автомобиль проезжает всего один квартал по улице Сатпаева, но его водитель умудряется неоднократно создать аварийные ситуации, в том числе “подрезать” маршрутку с пассажирами!
Видео начинается с того, что полицейский выезжает на встречную полосу, за что полагается штраф в 26 тысяч тенге. Возвращаясь со встречки и вновь пересекая двойную сплошную линию, офицер не подает сигнал о выполнении маневра, а это еще пять тысяч тенге штрафной суммы. Далее водитель переезжает стоп-линию, за что ему полагается уплатить в казну еще девять тысяч тенге. Напоследок полицейский на перекрестке лихо совершает поворот, вновь не включая сигнал поворотника (штраф – 5 193 тенге) и не пропуская маршрутное такси, что намеревалось ехать прямо (8 655 тенге). Общая штрафная сумма – почти 54 тысячи тенге. Ко всему прочему у автомашины не работал один из стоп-сигналов.
В пресс-службе департамента внутренних дел Павлодарской области сообщили “Каравану”, что провели расследование по данным фактам нарушений.
– За личную недисциплинированность и несоблюдение правил безопасности движения командир взвода батальона дорожно-постовой службы УВД Павлодара лейтенант полиции КУСТАНОВ М. А. освобожден от занимаемой должности, – отмечено в сообщении ДВД.
Вот только пресс-служба не уточняет, понижен ли в должности офицер или уволен из рядов органов внутренних дел. Также не пояснили в департаменте, заплатил ли полицейский штраф, как и полагается всем автолюбителям, или ему все простили.
И судьи бывают опасны
От травм, несовместимых с жизнью, 6 июня 2013 года скончалась 17-летняя Диана АЛЬЖАНОВА. Ее сбили на автомобиле, принадлежащем председателю суда Енбекшильдерского района Акмолинской области Канату ТОКСАНБАЕВУ, на трассе близ города Степняка Акмолинской области.
Диана, бывшая на седьмом месяце беременности, умерла той же ночью на операционном столе. Суд по этому громкому делу должен был состояться в конце года, однако… дело прекратили за примирением сторон. Токсанбаев настаивал на своей невиновности, мотивируя тем, что был трезв и якобы за рулем был не он, а его брат Курмет Токсанбаев. Последний и явился с повинной в Енбекшильдерское РОВД: мол, не справился с рулевым управлением.
Шокирует в этой истории то, что судья (!), человек, стоящий на страже закона, скрылся с места аварии, даже не оказав пострадавшей помощь! И дело даже не в чести мундира. Дело в обычном человеческом отношении, в мужестве ответить за свой поступок, коим, видимо, обделен и 24-летний помощник прокурора Максат ШЫНГЫСОВ, бросивший умирать семидесятилетнего пенсионера Жаксылыка АКПАНОВА ночью 3 января. Шынгысов сбил ветерана труда на улице Победы, между 52-м и 54-м домом, предположительно на пешеходном переходе. Акпанов с многочисленными переломами жил еще пять часов и умер от внутреннего кровотечения. Как сказали врачи, его можно было спасти, оказав помощь вовремя. А ведь до ближайшей больницы была всего сотня метров. Что стоило виновнику ДТП хотя бы вызвать “скорую помощь” по мобильному? И даже условно простив состояние шока после ДТП, трудно понять, почему родные погибшего услышали слова соболезнования от виновника лишь спустя полмесяца после аварии, когда вышел телевизионный сюжет?
Лишь после выпуска новостей Максат Шынгысов был отстранен от должности, а семью погибшего пенсионера стали регулярно навещать родственники парня.
Для родных погибшего Жаксылыка Акпанова эта авария покрыта завесой тайны.
– Нам не дали ознакомиться с результатами расследования аварии, с показаниями свидетелей, не дали прочесть медицинское заключение, – говорит дочь погибшего пенсионера Нургуль МОЛДАГЕЛЬДИНОВА. – У нас очень много вопросов. Максат Шынгысов утверждает, что в ту ночь двигался со скоростью 50 километров в час и был абсолютно трезвым. Но если бы он двигался с такой скоростью, то разве мог бы сбить человека так сильно, что у него множественные переломы?
Научит ли ужесточенное законодательство быть действительно дисциплинированными водителей, независимо от их профессиональной и “кастовой” принадлежности? Станут ли уроком эти трагедии для самих сотрудников дорожной полиции, которым нипочем ни красный, ни зеленый, ни градусы в крови?
Шокирующий случай произошел в начале января в Астане на пересечении улицы Сейфуллина и проспекта Республики. Жертвами страшного ДТП стал сам сотрудник дорожной полиции и водитель БМВ, которого первый вез на экспертизу. Неожиданно на перекрестке на красный свет вылетел “Мерседес”, за рулем которого был пьяный сотрудник дорожной полиции, находившийся в тот момент в отпуске. Водитель и пассажир БМВ погибли на месте. Виновник ДТП попал в больницу.
Кто был за рулем?
В Западно-Казахстанской области истории, когда нарушителями за рулем являются дети чиновников или стражи порядка, не редкость.
В апреле 2013 года на утренней заре в микрорайоне “Жулдыз” дорогой внедорожник “Тойота Ландкрузер-100” на высокой скорости вылетел с проезжей части и врезался в частный дом. К счастью, обошлось без жертв. В машине находились двое молодых парней. В тот же день в Интернете появилась информация, что будто бы к ДТП причастен сын высокопоставленного чиновника. Журналисты местных газет провели собственное расследование, и эта информация вроде бы подтвердилась. Но служители порядка заняли оборонительную позицию. В дорожной полиции официально заявили, что в машине на момент ДТП находился один человек.
Дальнейшая информация по этому делу оказалась засекреченной. Но в наше время скрыть что-либо, тем более в не слишком большом городе, трудно. Уральцы общими усилиями через соцсети и прочие каналы вычислили, кто все-таки был причастен к данному ДТП, и это открытие наделало немало шума.
А вот еще одна история, совсем свежая. На прошлой неделе специализированный административный суд Уральска лишил старшего оперуполномоченного по особо важным делам управления собственной безопасности ДВД ЗКО Серика КУСПАНОВА водительских прав на два года.
Инцидент произошел в конце февраля, тогда сотрудники административной полиции в ходе спецрейда “Пьяный водитель” на Желаевской трассе остановили машину, в которой ехал Куспанов. При проверке документов оказалось, что госномера на его автомашине подложные. Кроме того, коллеги заподозрили опера в том, что он пьян. Однако проходить медицинское освидетельствование старший оперуполномоченный в категоричной форме отказался. Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. Дело дошло до суда.
Суд вынес постановление о виновности оперуполномоченного в том, что не выполнил требования сотрудников органов внутренних дел и уклонился от прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение. В качестве наказания суд лишил его водительских прав на два года.
Что касается подложных госномеров на автомашине, то материал по этому делу еще не рассмотрен. Он также находится в суде.
Смерть на трассе
На печально известной трассе Актау – Жанаозен опять трагедия. 19 марта здесь столкнулись автомобиль Lexus и машина скорой помощи, в которой врачи санавиации спешили на помощь больному в Жанаозен.
Виновника трагедии устанавливают полицейские, а врачи борются за жизнь четырех пострадавших в “скорой” коллег. Водитель внедорожника погиб на месте.
Убил двоих – и как с гуся вода!
Этот скандал до сих пор помнят в Восточном Казахстане: в Риддере 23-летний Владислав ЗИНОВЬЕВ – сын крупного местного предпринимателя Сергея Зиновьева – дважды устроил кровавые аварии со смертельным исходом. И дважды остался безнаказанным. Его даже не лишили водительских прав!
Первое ДТП произошло еще в 2010 году. Крутой гонщик сбил 79-летнего дедушку и даже не притормозил. Скрылся. Только на следующий день он явился с повинной. Семье погибшего заплатили энную сумму, и… дело было прекращено. Полицейские даже не изъяли у Зиновьева права!
В октябре 2011 года ситуация повторилась один в один. На сей раз Владислав Зиновьев на тротуаре (!) сбил 60-летнего человека и скрылся. По заключению специалистов, автомобиль шел со скоростью 90–100 километров в час, на асфальте не осталось следов торможения – молодчик, сбив мужчину, даже не притормозил! Дальше всё по накатанному сценарию: явка с повинной в РОВД – и… полная безнаказанность.
– Город захлестнул шквал возмущения, – вспоминает сестра погибшего Гульнара БАКИБАЕВА. – Однако прокурор Риддера заявил: за парнем преступлений не числится, он не представляет для общества опасности.
Расследование очевидного ДТП затянулось на 4 месяца. В январе 2012 года дело было подведено под закон об амнистии, крутого лихача освободили от ответственности. И вновь даже не изъяли права!
Ризабек ИСАБЕКОВ, Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Гульнара ТУРСУНОВА, Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Лариса ЧЕН, Адиль УРМАНОВ, Шухрат ХАШИМОВ, Игорь КУЦАЙ
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript