Лента новостей
0

Александр КЕЛЬЧЕВСКИЙ: Саммит в Астане откроет новую страницу в истории ОБСЕ

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 22.09.2010 21:06 Zakon.kz

- Без ложной скромности могу сказать, что вклад очень ощутим. При поддержке Центра ОБСЕ проводятся различные мероприятия регионального характера, в которых участвуют представители не только центрально-азиатских государств, но и Кавказа, России, Украины и других постсоветских стран. В свою очередь большую помощь в организации и проведении подобных встреч оказывают нам институты ОБСЕ из Вены. Они работают в тесном контакте с известными международными организациями и ни в коей мере не ограничиваются одной лишь страной. То есть, все мероприятия, проводимые с участием нашего Центра, так или иначе затрагивают вопросы регионального характера и способствуют региональному сотрудничеству и это правильно, потому что именно региональное сотрудничество способно более эффективно справляться с распространением тех угроз, которые вы обозначили в своем вопросе. Ну а об эффективности можно судить по той стабилизации, которая наблюдается сегодня в Казахстане: международный терроризм и религиозный экстремизм, слава Богу, не проявляются, каналы поставки наркотиков выявляются, обезвреживаются, миграционные потоки регулируются. Как вы знаете, в свете Указа Президента Казахстана о реформировании правоохранительной и судебной систем, проводится существенная реорганизация ведомств, занимающихся вопросами наркоторговли, миграции и так далее. Надеюсь, что эти меры будут способствовать еще более эффективной работе органов правопорядка в борьбе с внутренними и внешними угрозами.

Александр КЕЛЬЧЕВСКИЙ: Саммит в Астане откроет новую страницу в истории ОБСЕ

 

Александр КЕЛЬЧЕВСКИЙ: Саммит в Астане откроет новую страницу в истории ОБСЕ, фото - Новости Zakon.kz от 22.09.2010 21:06Политический лидер ОБСЕ - Казахстан стремится усилить авторитет Международной Организации в глазах мировой общественности. У нашей страны есть возможность громче заявить о себе и осветить важные для себя и Центральной Азии проблемы, о которых в других странах знают мало, считает посол, глава Центра ОБСЕ в Астане Александр КЕЛЬЧЕВСКИЙ.

- Господин посол, прошло уже более половины срока председательства Казахстана в ОБСЕ. Можно ли сказать, что в истории Организации Казахстан стал одним из самых действенных председателей?

- Любая страна, занимающая столь высокий пост, пытается работать активно, динамично, с пользой для Организации. Здесь нет такой ротации, как, например, в Евросоюзе, где избрание председателя идет в алфавитном порядке, так что если страна заявляет свою кандидатуру, то это означает, что у нее есть политическая воля, намерение показать себя с хорошей стороны, внести вклад в работу и продвижение самой Организации на мировой арене.

Что касается Казахстана, то председательствование его в ОБСЕ можно считать особым, уникальным случаем. Казахстан - первая и единственная страна бывшего Союза, и не только Союза, но и Центральной Азии, сумевшая занять столь высокий ответственный пост. Такое, я бы сказал, преимущественное положение дает Казахстану возможность громче заявить о себе и осветить важные для себя и Центральной Азии проблемы, о которых в других странах знают мало. Казахстан в полной мере воспользовался ситуацией и стал активно проявлять себя с самого начала, то есть с момента подачи своей кандидатуры на пост председателя ОБСЕ и подготовки к председательствованию и такой позиции придерживается до сих пор.

Так уж принято в ОБСЕ, что страна, которая собирается стать председателем, уже накануне председательствования занимается административно-финансовыми вопросами, и таким образом под руководством Казахстана в прошлом году проходили дискуссии по принятию бюджета Организации на 2010 год. И не просто дискуссии проходили. В последние годы утверждение бюджета было процессом мучительным, он принимался с большим трудом и опозданием, а тут впервые за долгое время был принят с соблюдением сроков.

Но самым важным признаком действенности Казахстана как председателя является то, что Казахстан выступил с инициативой провести в своей столице Астане саммит глав государств-членов ОБСЕ. О чем это говорит? О том, что председательствующая страна, во-первых, очень серьезно оценивает свою роль и то доверие, которое ей оказано, во-вторых, стремится таким образом усилить авторитет ОБСЕ в глазах мировой общественности.

- А что Вы можете сказать о решении так называемых замороженных конфликтов?

- Замороженные конфликты всегда трудные, их решение в большей степени зависит от политической воли сторон, поэтому я сейчас затрудняюсь дать какую-либо конкретную оценку. Но скажу одно: никто не ждет каких-то чудес, что вдруг все решится само собой, в один день. Так не бывает. Но как бы то ни было, кое-какие сдвиги все-таки произошли благодаря тому, что председательствует именно такая страна как Казахстан. Это в какой-то степени продвинуло если не решение, то хотя бы более лучшее понимание этих вопросов.

- Председательство Казахстана в ОБСЕ проходит в особо сложных условиях. Практически весь этот год в разных точках мира происходят разные события, несущие в себе катастрофические последствия природного, техногенного и социального характера. Насколько адекватно реагирует на современные вызовы и угрозы политический лидер ОБСЕ - Казахстан?

- Ваш вопрос подразумевает, что ОБСЕ как бы обязана или уполномочена решать всевозможные проблемы. Отнюдь. ОБСЕ - это Организация, занимающаяся обеспечением безопасности, стабильности и сотрудничества на территории Европы, евразийского континента, она не призвана и не компетентна решать другие несвойственные ей задачи, поэтому не надо слишком преувеличивать ее роль.

 Другое дело, что, находясь на таком ответственном посту, Казахстан может и должен воспользоваться возможностью внести какие-либо предложения, рекомендации от имени представителей ОБСЕ или Центральной Азии по тем или иным актуальным вопросам в рамках своей компетенции, что, думаю, ему удается. Конечно, у председателя могут быть свои взгляды, но в ОБСЕ все согласуется, здесь нет такого, чтобы председатель диктовал свои условия, толкал какие-то интересы, выгодные только ему одному. Здесь все вопросы решаются коллегиально, на уровне конструктивных дискуссий, в которых участвуют все 56 государств-членов ОБСЕ, а председатель отражает общую ее позицию.

- Как Вы считаете, господин посол, председательствуя в ОБСЕ, удается ли Казахстану охватывать параллельно все три измерения Организации, обеспечивать равное практическое наполнение всех трех корзин - военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной?

- Однозначно, да. Казахстан сбалансировано относится ко всем трем корзинам, уделяет достаточно внимания всем трем измерениям и тому есть конкретные примеры. Так, по инициативе вашей страны состоялась высокого уровня конференция по толерантности и недискриминации, которую мы провели этим летом в Астане. Также под председательством Казахстана прошел Экономический и Экологический Форум, посвященный вопросам трансграничного транспортно-транзитного сотрудничества, тему которого предложил опять-таки сам Казахстан. По его предложению и совместно с ним в Копенгагене отмечено 20-летие со дня принятия так называемого Копенгагенского документа по человеческому измерению. В мае на казахстанской земле проведен Трансазиатский форум парламентариев. Правда, это уже другое измерение - парламентарное, но это тоже очень важный компонент в деятельности ОБСЕ.

- Казахстан сильно обеспокоен критической ситуацией на Аральском море. Как используется потенциал ОБСЕ для разрешения этого вопроса?

- Я бы сказал, используется успешно, хотя проблема здесь очень большая. Помнится, еще в апреле 2009 года на заседании глав государств центрально-азиатских стран Нурсултан Назарбаев призвал международные организации, в том числе ОБСЕ содействовать разработке различных инициатив для последующего решения вопросов, связанных с Аральским морем. Центр ОБСЕ в Астане и сама Организация сразу откликнулись на этот призыв и, таким образом, уже в ноябре был подписан меморандум о взаимопонимании с Международным Фондом спасения Арала, в рамках которого мы провели несколько мероприятий, в том числе конференцию в Кызылорде, на которую пригласили чуть ли не весь дипломатический корпус в Казахстане, главные международные организации и устроили участникам встречи экскурсию - полет над Аральским морем. Это имело большой резонанс и здесь, в Казахстане, и в штаб-квартире ОБСЕ в Вене. Поездка к Аралу показала, что Казахстан и другие центрально-азиатские страны не сидят, сложа руки. Что-то предпринимается, что-то продвигается, сотрудничают доноры, ведется экспертиза в дополнение к тому, что уже сделано международным сообществом.

Также мы провели другие не менее значимые акции с целью привлечь внимание международной общественности к проблемам Аральского моря. Все это вселяет надежду на его спасение, и я с оптимизмом смотрю в будущее, хотя ясно, что прежнее состояние моря уже не вернешь. Главное, сохранить то, что имеем сейчас и в этом плане благодаря общим усилиям можно видеть конкретные положительные результаты. Помню, когда мы летели над морем, наш гид рассказал, что было время, когда море отошло от города Аральска на сто с лишним километров и что теперь расстояние между ними сокращается, разрыв по последним данным составляет где-то 35 километров. А пилот говорит, нет, вы ошибаетесь, по моему измерению осталось 28 километров. Значит, ситуация улучшается с каждым днем и это радует.

 - Другая не менее важная проблема - энергетическая безопасность, затрагивающая, по сути, интересы всех стран - членов ОБСЕ. Удалось ли определить разумные цены на поставки сырья, как для поставщиков, так и для потребителей, и создать приемлемые условия для стран-транзитеров?

- Позвольте еще раз напомнить, что в компетенцию ОБСЕ не входит рассмотрение чисто экономических или торговых отношений, другое дело, если рассматривать это с точки зрения безопасности и сотрудничества. В этой плоскости данный вопрос довольно спорный. На днях на семинаре в Вильнюсе рассматривался вопрос: должна ли ОБСЕ заниматься проблемами энергетики и энергетической безопасности, причем не дублируя другие компетентные международные и региональные организации? Если да, то каким образом? В итоге было решено поручить Генеральному секретарю ОБСЕ предоставить в ближайшую неделю доклад по этой проблематике. В общем, дискуссии продолжаются.

- Центрально-азиатский регион неуклонно превращается в зону распространения традиционных и нетрадиционных угроз - международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции, которые все больше и больше приобретают устойчивый характер. Какой вклад в их решение вносит Центр ОБСЕ в Астане?

- Без ложной скромности могу сказать, что вклад очень ощутим. При поддержке Центра ОБСЕ проводятся различные мероприятия регионального характера, в которых участвуют представители не только центрально-азиатских государств, но и Кавказа, России, Украины и других постсоветских стран. В свою очередь большую помощь в организации и проведении подобных встреч оказывают нам институты ОБСЕ из Вены. Они работают в тесном контакте с известными международными организациями и ни в коей мере не ограничиваются одной лишь страной. То есть, все мероприятия, проводимые с участием нашего Центра, так или иначе затрагивают вопросы регионального характера и способствуют региональному сотрудничеству и это правильно, потому что именно региональное сотрудничество способно более эффективно справляться с распространением тех угроз, которые вы обозначили в своем вопросе. Ну а об эффективности можно судить по той стабилизации, которая наблюдается сегодня в Казахстане: международный терроризм и религиозный экстремизм, слава Богу, не проявляются, каналы поставки наркотиков выявляются, обезвреживаются, миграционные потоки регулируются. Как вы знаете, в свете Указа Президента Казахстана о реформировании правоохранительной и судебной систем, проводится существенная реорганизация ведомств, занимающихся вопросами наркоторговли, миграции и так далее. Надеюсь, что эти меры будут способствовать еще более эффективной работе органов правопорядка в борьбе с внутренними и внешними угрозами.

 - Как сказал Президент Назарбаев об ОБСЕ, блеск и имидж этой Организации потускнели. По мнению политологов, это уникальная структура и она должна стать организацией по безопасности не только в Европе, но и в Азии. А Вы как считаете?

- Было бы ошибочным считать, что ОБСЕ всесильна. То же самое относится и к другим региональным и субрегиональным организациям и даже к Организации Объединенных Наций. Ошибочно полагать, что есть такой как бы независимый элемент, который называется ОБСЕ и который действует независимо от желания стран-участниц. Наоборот, ОБСЕ - именно та площадка, где, в отличие даже от таких структур как НАТО, Евросоюз, ООН, все решения принимаются на консусной основе. То есть стоит только не согласиться одной из стран, как все решения и обсуждение будут заблокированы. Поэтому все зависит от политической воли стран-участниц этого клуба, если можно так выразиться. Когда желание есть, то ОБСЕ может многое, ее суть - способствовать диалогу между Западом и Востоком.

Что касается стран Азии, то здесь тоже есть подобные международные организации, которые занимаются теми вопросами, что и ОБСЕ. По крайней мере, военно-политическими, экономическими, технологическими, поэтому, думаю, нет необходимости еще кому-то дублировать эти функции.

Но если речь идет о Центральной Азии, то есть смысл сместить акценты в ее сторону, что, собственно, уже происходит. Теперь у нас есть возможность более интенсивно содействовать решению проблем в этом регионе, и Центральная Азия может вносить свой вклад в деятельность ОБСЕ.

- Как признают политологи, в деятельности ОБСЕ накопилось много проблем, поэтому пора произвести ее «перезагрузку». Как Вы думаете, есть ли в этом необходимость, и поможет ли предстоящий саммит в Астане снять эту головную боль?

- Согласен, проблемы накопились, но накопились на территории ОБСЕ, а не в самой Организации. Думаю, нерешенные проблемы будут внесены в повестку дня саммита, да и после саммита еще долгое время будут оставаться в повестке дня, потому что они сложные.

- В чем сложность?

- Главная сложность заключается в том, что среди стран-участниц до сих пор нет взаимопонимания и единого подхода к очень важному вопросу - вопросу безопасности. Одни считают, что безопасность - это исключительно или в основном вопросы военно-политического характера, другие возражают, что военной угрозы как таковой уже нет, что после распада Союза холодная война прошла, и сейчас подлинная безопасность зависит от взаимодоверия между странами. Как известно, взаимодоверие укрепляется и развивается тогда, когда укрепляются и развиваются демократические институты. Демократические институты дают уверенность в том, что любые принимаемые решения будут отвечать интересам всей страны, а не отдельной группы или властных фигур. От продвижения демократических институтов и принципов зависят устойчивость, стабильность и безопасность региона.

- События в Кыргызстане, в том числе этнический конфликт на юге стране говорят о том, что сегодня ОБСЕ не способна принимать действенные меры по предотвращению насилия. Подтверждает ли это обстоятельство необходимость серьезного реформирования Организации? Даст ли ответ на этот вопрос планируемый саммит?

- Если бы ОБСЕ сама решала все вопросы независимо от желания и стремления стран-участниц, а этого, конечно же, никогда не будет, то все бы считали, что ОБСЕ бессильна и так далее. Еще раз повторяю, не надо ожидать от ОБСЕ, чтобы она сама регулировала конфликты. У ОБСЕ нет ни военных бригад, ни каких-то миротворческих сил, она не существует как отдельный элемент и тем более как организация, которая могла бы диктовать свои решения, заставлять противоборствующие страны предпринимать те или иные шаги.

 Лично я считаю, что то, что произошло в Кыргызстане - политический переворот, который, на мой взгляд, главным образом объясняется недостатком как-раз-таки демократических институтов и демократизации в стране. Сегодня всем ясно, что власть, избранная в прошлом году на выборах, которые ОБСЕ считала не отвечающим общепринятым стандартам, не соответствовала общему желанию и требованию населения. И вот этот отрыв и объясняет апрельские события в Кыргызстане. Нельзя сказать, что ОБСЕ бездействовала. Нет, она работала над предотвращением этих событий, проводила экспертизу, содействовала развитию демократических институтов, поддерживала, но если внутри самой страны нет политического желания исправить ситуацию, то внешними силами сделать это невозможно. Мы можем попытаться что-то рекомендовать, воздействовать на гражданское общество, на правительство, обратить их внимание на какие-то недостатки, подсказать пути исправления, но в целом ОБСЕ не может противодействовать внутренним событиям. Это не по силам не только ОБСЕ, но и ООН, и даже НАТО, которая, казалось бы, располагает военными силами и могла бы решить такие вопросы. А почему не может решить? Потому что это не война, здесь имеют место политическое несогласие, разрыв между политическими властями и гражданским обществом, поэтому необходимо, прежде всего, усиливать демократические институты, выражающие волю и желание народа.

- После апрельского переворота в Бишкеке и июньского инцидента в Оше и Джалал-Абаде количество мигрантов в нашу страну из Кыргызстана заметно растет. Как решается эта проблема в пределах Центра ОБСЕ в Астане?

- При решении миграционных вопросов главная цель ОБСЕ - рассматривать их с точки зрения соблюдения прав человека. Поэтому мы вместе с другими международными организациями по миграции проводим семинары и другие встречи, где рассматриваются проблемы миграционных процессов и вырабатываются рекомендации по их совершенствованию.

- Александр Никитич, давайте вернемся к саммиту глав государств ОБСЕ. Это будет первый саммит в новом столетии и новом тысячелетии и состоится он 1-2 декабре этого года в столице Казахстана Астане. На Ваш взгляд, станет ли эта встреча конструктивной, успешной и продуктивной?

- Предстоящий саммит - долгожданное и очень радостное решение. В жизни любой организации проведение встречи на таком высоком уровне дает много позитива и позволяет показать себя на мировой сцене. Я уверен, что проведение саммита будет весьма полезным для ОБСЕ, но при условии, что будут приняты конструктивные решения и при подготовке к саммиту между странами-членами ОБСЕ произойдет сближение взглядов. Надеюсь, что астанинский саммит в отличие от предыдущих даст хороший толчок к последующей работе.

Что касается ожидаемых документов, то помимо общей декларации предусматривается, в частности, принятие плана действий. Это говорит о том, что саммит откроет новую страницу в истории ОБСЕ, даст политический импульс для рассмотрения стоящих вопросов. Думаю, сдвиги определенные произойдут, но не в ходе встречи, а уже после нее.

- На саммите казахстанская сторона предлагает поднять афганский вопрос, хотя он не является профильным для Организации. С чем это связано? С тем, чтобы обратить внимание государств ОБСЕ на ситуацию, складывающуюся в этой стране или с тем, что эта проблема затрагивает евроатлантическую и азиатскую зоны безопасности? И как Вы думаете, поможет ли саммит в Астане окончательно разрешить афганскую проблему? Существует ли военное решение этой проблемы? Заинтересован ли Казахстан в расширении полномочий и зоны геополитической ответственности ОБСЕ, прежде всего, на Среднем Востоке?

- Конечно, афганская проблема отражается на безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ и, главным образом, в центрально-азиатском, поэтому необходимо серьезно заняться этим вопросом. Ситуация несколько осложняется тем, что Афганистан не является членом ОБСЕ, а имеет статус партнера по сотрудничеству. Поэтому многие страны возражают против того, чтобы ОБСЕ непосредственно вела действия или мероприятия на его территории. Дискуссии в этом плане до сих пор продолжаются. В то же время есть как бы некое общее согласие в том, что ОБСЕ должна внести свой вклад в решение афганской проблемы. Для этого существует план мероприятий, одобренный еще в 2007 году, и уже некоторые его пункты выполняются, однако ряд проблем остается нерешенным.

Когда прозвучала инициатива Казахстана о проведении в Астане саммита глав государств ОБСЕ, многие страны-участницы дали понять, что для них очень важно рассмотрение на этой встрече афганской проблемы. Поможет ли саммит? Думаю, поможет, если смотреть положительно, с оптимизмом и надо так смотреть. Мне кажется, что то, что этот вопрос будет рассматриваться в рамках ОБСЕ, усилит понятие о том, что сугубо военного решения афганской проблемы нет, и не может быть. Это мое личное убеждение. Конечно, кое-какие военные действия будут еще иметь место, они еще нужны, но решение этой очень сложной проблемы не может быть только военным. Здесь требуются сотрудничество, предоставление социальной, экономической, гуманитарной помощи, чтобы выгоды мирного сосуществования превзошли выгоды войны. В этом аспекте Казахстан уже делает конкретные шаги, например, оказывает помощь для обучения афганских студентов.

- Какие проблемы, накопившиеся в сфере безопасности и стратегического взаимодействия в Центральной Азии, Вы бы отметили особо и будут ли они рассматриваться на саммите?

- Я не вижу какой-либо военно-политической угрозы, по крайней мере, в ближайшее время. На дворе двадцать первый век, холодная война давно закончилась, экономическое сотрудничество развивается, поэтому многие страны-участницы ОБСЕ назвали бы касательно Центральной Азии, скорее всего, проблемы политического характера. В этих странах нет уверенности в том, что произойдет завтра в политической сфере, так как здесь по-прежнему не решен вопрос о политической транзиции. Это парадокс. С одной стороны, казалось бы, что такие сильные политические власти гарантируют некую стабильность и безопасность. С другой, никто не знает, что будет завтра, будут ли выборы или нет, а если будут, то будут ли они свободными, будут ли избраны те, которые будут отвечать чаяниям народа. В таком неведении ситуация остается неясной и завтра снова может случиться то, что случилось в Кыргызстане.

Приведу противоположный пример: почти вся политическая элита Польши во главе с президентом погибла в авиакатастрофе, но стабильность в стране сохранилась, потому что институты власти сработали, и судьба страны не зависела только от одного человека или 93 человек. Конечно, это большая беда для Польши, но сама система не обрушилась, она нашла пути выхода из этой большой катастрофы, чего, к сожалению, не скажешь о Кыргызстане, где, казалось бы, был солидный, крепкий режим, однако когда на улицу вышло несколько сотен человек, то президент сразу исчез. Такой проблемой в Центральной Азии озабочены многие страны ОБСЕ и пока политическая ротация не найдет своего решения, думаю, это останется. Ощущение нестабильности и неуверенности передается иностранным инвесторам, они сомневаются вкладывать деньги в страну, где в любой момент может произойти переворот.

 - Наш Президент намерен баллотироваться на выборах 2012 года. Как Вы оцениваете такое решение?

- Главное, чтобы выборы состоялись в соответствии с принципами ОБСЕ и наша Организация готова в этом помочь. Собственно, мы уже работаем над этими вопросами, и я не вижу каких-либо препятствий для усовершенствования процедуры президентских выборов.

 

Торгын НУРСЕИТОВА,

nurseitova@zakon.kz,

nurseitova@mail.ru

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: