Лента новостей
0

Институт коммерческой тайны и методы его правовой защиты в действующем законодательстве Республики Казахстан

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 31.08.2010 16:27 Фото: zakon.kz

Автор юрист, Юридической фирмы SIGNUM Г.Ю. Кудайбергенова, рассматривает проблемные вопросы, возникающие при защите коммерческой тайны в связи с отсутствием в действующем законодательстве Республики Казахстан форм и способов защиты коммерческой информации.

Институт коммерческой тайны и методы его правовой защиты в действующем законодательстве Республики Казахстан

 

Автор юрист, Юридической фирмы SIGNUM Г.Ю. Кудайбергенова, рассматривает проблемные вопросы, возникающие при защите коммерческой тайны в связи с отсутствием в действующем законодательстве Республики Казахстан форм и способов защиты коммерческой информации.

Одним из условий вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) является необходимость приведения внутреннего законодательства в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS). Это соглашение, в частности, предусматривает необходимость создания государствами-участниками ВТО действенных механизмов защиты прав обладателей секретной коммерчески значимой информации.

В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы коммерческой тайны вследствие рассмотрения ее не как объекта гражданских прав, а скорее как способа защиты нераскрытой коммерческой информации, формы охраны интеллектуальной собственности. Здесь стоит отметить особенность, возникающую при защите объектов интеллектуальной собственности - неприменение категории вещно-правовых исков и выделение отличительного признака - невозможность виндикации таких объектов, где охрана предоставляется возможности реализации заложенных в информации замыслов.

Из содержания ст. 961 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее по тексту - ГК РК) следует, что объектом права интеллектуальной собственности является «нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау)». Конечно, окончательный вывод идентичности изложенного терминам «конфиденциальная информация» или «коммерческая тайна» сомнителен, но реальная близость указанных понятий очевидна. Укрепляет нас в указанном и содержание ст. 1017 ГК РК, где «нераскрытая информация - техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), неизвестная третьим лицам». Отсылка к ст. 126 ГК РК свидетельствует в пользу того, что коммерческая информация может быть отнесена к объектам интеллектуальной собственности. Глава 55, к которой отнесена ст. 1017, входит в раздел V «Право интеллектуальной собственности» ГК РК.

Необходимо отметить, что сам термин «информация» делает весьма затруднительным четкое разграничение пределов его применения. Важное обстоятельство в данном случае - исключительное право обладателя, его абсолютное право на нематериальный объект. Оно выполняет здесь ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов. Поэтому можно констатировать существование в гражданском праве двух видов соответствующих этим объектам исходных прав - права собственности и исключительных прав.

Конфиденциальная информация нуждается в защите свойственной именно абсолютным правам, иначе ее защита возможна лишь против обязанных лиц, а нарушителями режима коммерческой тайны не всегда могут быть таковые. В действующем ГК РК закреплено положение о том, что «лицо, правомерно обладающее технической, организационной или коммерческой информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), неизвестной третьим лицам (нераскрытая информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования, если соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 126 настоящего кодекса». В данном случае, речь идет о коммерческой ценности в силу неизвестности ее третьим лицам.

Само возникновение права на защиту нераскрытой информации законодательно определено п. 2 ст. 1017 ГК РК, где говорится, что «право на защиту нераскрытой информации от незаконного посягательства возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее регистрации, получения свидетельств и т.п.)». Отсюда следует, что для защиты нераскрытой информации не требуется специального акта регистрации и выдачи специального охранного документа, достаточно одного факта ее существования. Право же на отнесение информации к категории коммерческой тайны, на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю. Он принимает меры к охране ее конфиденциальности (режим коммерческой тайны). Под режимом коммерческой тайны следует понимать правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности, принимаемые обладателем информации.

Необходимо отметить, что казахстанское законодательство недостаточно развито в сфере предоставления защиты коммерческой тайне. Ст. 1018 ГК РК предусматривает ответственность за незаконное использование нераскрытой информации, что позволяет владельцу возможность требовать возмещения убытков, причиненных незаконным использованием и немедленного прекращения ее использования. Но обосновать и доказать размер упущенной выгоды всегда нелегко, реальный же ущерб (то есть расходы, которые произведены или должны быть произведены предпринимателем либо утрата или повреждение его имущества) данным правонарушениям обычно не сопутствует.

На наш взгляд, этот институт требует более четкого нормативно-правового закрепления и регулирования, а именно:

Во-первых, необходимо определить четкую принадлежность этого понятия. Отличие такого объекта как информация от вещей в силу ее нематериальности объективно, виндикация здесь в принципе не применима. Конфиденциальная информация всегда предметно определена, но этого нельзя сказать о таком объекте как информация в целом. Различия с интеллектуальной собственностью проявляются и в том, что информация не всегда носит творческий характер. Наличие отдельно сформулированного понятия коммерческой тайны, «невстроенного» в механизмы защиты нераскрытой информации в ГК РК также не способствует их объединению. В этом смысле законодатель должен внести правовую ясность, т.е. определить информацию в ст. 115 ГК РК в качестве отдельного объекта.

Во-вторых, внести изменения в ст. 126 ГК РК, поскольку содержащиеся в ней положения не обеспечивают адекватность мер по охране конфиденциальности информации, ее ценности. После п. 1 ст. добавить еще один пункт, изложив его в следующей редакции: «Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны соответствовать ценности охраняемой информации и включать в себя определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана».

Понятие коммерческой тайны относится к числу наименее разработанных, сейчас остро стоит необходимость совершенствования правовых регуляторов, стимулирующих его развитие. При этом следует учитывать, что речь идет о дополнении и уточнении норм действующего законодательства, изучению и анализу которых и посвящена настоящая работа.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: